22-10-2023
Швейк во Второй мировой войне | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр |
Марк Захаров |
Автор сценария |
Бертольт Брехт |
В главных ролях |
|
Оператор |
Владимир Жабченко |
Композитор |
Алексей Николаев |
Кинокомпания | |
Длительность |
122 мин. |
Страна | |
Год | |
«Швейк во Второ́й мирово́й войне́»[1] — телевизионный спектакль в исполнении актёров Московского академического Театра Сатиры и в постановке Марка Захарова по одноимённой пьесе Бертольта Брехта. Фильм подготовлен и снят Главной редакцией литературно-драматических программ Центрального телевидения СССР в 1969 году.
Содержание |
Образ Швейка, заимствованный Брехтом у Ярослава Гашека, перемещён в оккупированную немцами Чехословакию начала 1940-х годов. Спектакль начинается диалогом Гитлера (Папанов) и Геринга (Овечкин), в котором главный нацист требует узнать, что о нём в душе думает «маленький человек» в Европе. Действие переносится в пражский трактир «У чаши». Швейк (Высоковский) ведёт достаточно острые разговоры с посетителями кабачка о скудности установленных норм питания и неудавшемся покушении на Гитлера. Поскольку речь его полна иносказаний и прибауток, тайный агент и провокатор Бретшнейдер (Ткачук) не имеет оснований его арестовать. Тем не менее, он задерживает Швейка и доставляет в гестапо. Шеф местного отделения тайной полиции Буллингер (Менглет) не может определить кто же перед ним: опасный преступник, как сказано в рапорте, или идиот, как сказано в справке. Услышав в потоке нескончаемой тирады, что Швейк умелый собачник, нацист отпускает его с условием. Швейк, следуя капризу жены Буллингера, должен выкрасть из семьи высокопоставленного местного чиновника собаку породы Немецкий шпиц. Бравый отставной солдат соглашается и со своим товарищем, вечно голодным фотографом Балоуном (Мишулин) приманивает собачку. Случайно оба попадают в руки Бюро добровольной рабочей силы и направляются на принудительную погрузку вагонов. Шпиц временно спрятан у пани Копецкой (Защепина) — хозяйки трактира «У Чаши».
В трактир с обыском прибывает наряд гестапо во главе с Буллингером. Швейк пытается формальным потоком чевствования нового порядка смягчить ситуацию, но нацисты задерживают его и, подержав для порядка в тюрьме, отправляют рядовым на восточный фронт. Бравый солдат отстаёт от части и в одиночку идёт на Сталинград. Дорога усеяна могилами с немецкими касками и дезертирами из фашистских частей. Всё это является основой едких замечаний и горьких раздумий Швейка. В разыгравшейся пурге он сталкивается с Гитлером. Тот во всём винит русские морозы и начинает паническое бегство. Фюрер спотыкается, его душат обмороженные трупы немецких солдат. Швейк возвращается в Прагу. На продолжении всего спектакля авторы делают отступления «в высшие сферы»[2], где Гитлер задаёт своим соратникам всё более бессмысленные вопросы и получает всё более угодливые ответы.
В телефильм включены несколько музыкальных номеров, названных зонгами (от нем. der Song — «эстрадная песенка»):
Швейк во Второй мировой войне (фильм).