Шумаевский крест

01-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Общий вид Шумаевского креста.

Шумаевский крест — это пластический ансамбль, включающий тысячи резных деревянных и отлитых из олова разномасштабных скульптур и рельефов, иллюстрирующих Священное Писание. Ансамбль получил название Шумаевский крест, так как долгое время, его автором считался плавильщик Московского монетного двора Григорий Семенович Шумаев. До 1927 года находился в соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1679 г.) Сретенского православного мужского ставропигиального монастыря, расположенного в центре современной Москвы. Хранится в запасниках Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Описание

Вид киота с закрытыми дверями.

Шумаевский крест был подобен киоту, закрывающемуся стеклянными дверями. Более всего напоминал большой резной готический алтарь ретабль (retabulum - задняя стена)[1] или реликварий-монстранц[2]. Ансамбль формировался вокруг семиконечного креста с Распятием, изготовленным в меру Тела Христова, как драгоценнейшее обрамление и хранилище реликвии [3]. Сохранилась «Подробная опись креста», которая включает 265 пронумерованных сюжетов, большая часть которых относится к Страстям Христовым (некоторые композиции не имеют номеров). "Подробная опись" является основой программы ансамбля.

Размер

Высота около 8м, ширина около 4,2м, глубина около 1,1м[4]

Датировка

Ансамбль создавался в течение длительного времени. Начало работ приходится, вероятно, на третью четверть XVII века, когда было создано Распятие. Установленный в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери Сретенского монастыря в начале 1755 года, скульптурный комплекс был завершен, освящен и передан по «описи с роспискою» игумену Сретенского монастыря Максиму «Апреля, 2 дня 1761 года».[5].

Материалы и технологии

Основным материалом из которого создавались скульптуры и рельефы было дерево: боковые створы и фигуры предстоящих изготавливались из липы, верхний карниз с изображением Града Небесного (по сведениям, предоставленным хранителем Музея Архитектуры Т.И. Гейдор), - изготовлен из дуба. Одной из отличительных особенностей этого памятника является то, что помимо дерева, в его композициях использованы другие не столь традиционные материалы: олово, зеркала, листовое, литое и граненое стекло, стразы, латунь.

Сохранность

Большемерные скульптуры, рельефы, оловянные детали ансамбля сохранились довольно хорошо. На некоторых рельефах наблюдаются небольшие сколы, трещины, отслоение красочного слоя. Утрачены пальцы на ногах архангела Гавриила, два пальца на его правой руке, а так же утрачен завиток волос справа у Иоанна Богослова и пальцы его правой ноги. Все рельефы и скульптуры расписаны высококлассными мастерами иконописцами и живописцами по левкасу темперными красками. В большинстве композиций сохранился первый слой росписи, но Распятие и предстоящие имеют два слоя росписи. Роспись фигур предстоящих была неудачно поновлена. Масштабные реставрационные работы не проводились. В конце 1990 - х годов была произведены пробные расчистки и профилактическая заклейка рельефов Распятия и предстоящих. По сведениям реставратора Бетиной Н.И., - отреставрированы две иконы с наружных стенок короба-корпуса ансамбля. Резные боковые створы сохранились достаточно хорошо.

Авторы

Пластический комплекс не мог быть задуман и целиком исполнен литейщиком московского монетного двора, Григорием Семеновичем Шумаевым. В разномасштабных резных и литых скульптурах и рельефах можно увидеть принцип коллективной работы над одним ансамблем, который был свойствен древнерусскому искусству. Количество и качество отдельных композиций, их жанровое и стилистическое разнообразие, особенности приемов резьбы, разнообразие материалов и технологий показывают, что над созданием Шумаевского креста трудилось большое количество скульпторов и резчиков в течение очень длительного времени, возможно, почти ста лет. В работах участвовали так же иконописцы и живописцы, литейщики (плавильщики), левкасчики, позолотчики, стекольщики, огранщики, зеркальщики, плотники, столяры, и мастера других специальностей. Это были как лучшие представители своей профессии, так и ремесленники средней руки. Часто работу начатую одним мастером,- по прошествии многих лет, - продолжали другие.

Плавильщик Шумаев

В договоре 1717 года Григорий Семенович Шумаев назван «Денежного Манетного двора плавилщиком»[6]. В документах Сенатской комиссии 1754 года (спустя 37 лет), опубликованных Н.Н. Соболевым, Шумаев также назван плавильщиком Кадашевского монетного двора, который находился в районе Старомонетного переулка и Кадашевской набережной. Григорий Семенович Шумаев не был резчиком и скульптором высокой квалификации. Он выполнял литейные работы: по всему ансамблю разбросаны сотни литых оловянных образков, фигурок, рельефов, декоративных элементов, нимбов, рамок и т.п.

Заказчик

Замысел Шумаевского креста, вероятно, принадлежит влиятельному церковному или государственному деятелю. О чем свидетельствуют:

  1. Отражение в программе ансамбля программы строительства Воскресенского собора Воскресенского монастыря[7]. Программа строительства Воскресенского собора и русской Палестины была составлена при участии старца Арсения Суханова, специально для этого ездившего в Палестину.
  2. То, что Распятие на семиконечном кресте из ансамбля является абсолютно точной копией Распятия на семиконечном кресте, установленного патриархом Никоном на Голгофе Воскресенского собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в 1662 году, о чем свидетельствует белокаменная надпись в соборе. Шумаев, как следует из документов Сенатской комиссии, родился в 1664 году, следовательно Григорий Семенович не мог быть ни автором идеи, ни заказчиком, ни единственным исполнителем этого ансамбля.
  3. То, что реликварий-монстранц с Распятием, созданным в меру Тела Христова и крестом, созданным в меру креста Христова, не являлся традиционным киотным образом. Вероятно он предназначался для особого богослужебного чина с открыванием стеклянных дверей. Комплекс не предназначен для обычного монастырского или приходского храма, в которых не могли проходить подобные богослужения.
  4. Уникальность комплекса не только для русского церковного искусства и православного опыта, но и для мировой культуры.
  5. Баснословная стоимость ансамбля, который не мог быть оплачен плавильщиком Кадашевского монетного двора, Григорием Шумаевым, купцом Мещанской слободы и даже корпорацией купцов. Помимо оплаты лучших скульпторов, резчиков и иконописцев, материалов и т.п., - самой большой расходной статьей были граненые стекла, которыми украшен весь комплекс. В композиции «Шумаевского креста» были вкраплены тысячи стразов и граненых цветных стекол разного размера и формы на серебряной амальгаме, имитирующих драгоценные камни. В то время граненые стекла ценились наравне с неогранеными драгоценными камнями.
  6. Для сохранения ансамбля была создана специальная Сенатская комиссия, выделена охрана. Судьбой «Креста» занимались генерал-прокурор Иван Иванович Бахметев, ведущие архитекторы своего времени – князь Д.В. Ухтомский и А.П. Евлашев. Указанные архитекторы в это время были заняты восстановлением Воскресенского собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

Исследования

Первое исследование ансамбля принадлежит Н.Н. Соболеву. Во втором выпуске сборника «Старая Москва» 1914 года Николай Николаевич опубликовал большое количество документов, относящихся ко времени установки резного комплекса в Сретенском монастыре. Тогда же было сделано много качественных фотографий памятника, негативы которых хранятся в музее архитектуры. В 1992 году вышла книга Г.А. Романова «Крест резной. Московский Сретенский монастырь» посвященная истории Сретенского монастыря и Шумаевского креста. Она иллюстрирована фотографиями начала XX века. Вслед за Н.Н. Соболевым автор высказывает предположение, что крест создавался самим Григорием Семеновичем Шумаевым на протяжении всей его жизни, как обетный.

История памятника

  • 1754 год. Генерал-прокурор и кавалер Иван Иванович Бахметев, доложил на заседании Правительствующего Сената, что в Москве «...еще издавных лет купцом Шумаевым делается животворящий крест весьма с куриозным украшением". «Крест» хранится в доме Шумаева в Мещанской слободе «над сенми» на чердаке. Шумаеву в это время было 90 лет, поэтому «...во время, от чего Боже сохрани, пожарного случая, никак оного охранить, но и вынести не можно». Было решено перенести Крест в одну из московских церквей. [8]». Для решения судьбы креста создается специальная сенатская комиссия.
  • 16 декабря 1754 г.
  • Декабрь 1754 года. Григорий Семенович Шумаев сообщил в Сенатскую контору, что для доработки недостающих частей, починки изломанного, разборки и сборки «креста», «потребно рещиков и столяров до десяти (!) человек», и приложил подробный список необходимых работ. То есть в 1754 году нигде не выставлявшийся ансамбль уже нуждался в ремонте и реставрации.
  • 23 января 1755 года. Чтобы обеспечить сохранность креста, Сенатская комиссия решает срочно перенести его в Сретенский монастырь, находящийся недалеко от дома Шумаева. Надзор за этими работами поручен князю Дмитрию Васильевичу Ухтомскому. Многие документы, относящиеся к кресту подписывает архитектор А.П. Евлашев. (С 1749 года архитекторы Д.В. Ухтомский и А.П. Евлашев делали проект восстановления ротонды Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря).
  • В начале 1755 года в Сенат обратился зять Шумаева, он писал «...понеже тот коностас ...состоит во многом числе мелких резных штуках... », необходимо сделать описание и «рисунок по номерам»[9]. Зарисовкой деталей и составлением описаний, занимались ученики архитектурной школы Ухтомского.
  • Февраль - март 1755 года. Осмотр Креста столярами и плотниками. Работа Василия Иванова (Баженова) и Александра Полозова. Копиист Григорий Полозов написал «Подробную опись» креста (документ, вероятнее всего, составлен по спискам, предоставленным самим Шумаевым).
  • С 29 марта по 7 апреля 1755 г. По решению Сенатской комиссии крест установили в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря «за левым клиросом к церковной стене»[10].
  • 21 июля 1755 года. Подписан указ на подрядные торги «…исправить…иконную резную и протчую мелочную работу…».
  • 3 октября 1755 года. Осмотр игуменом Угрешского монастыря Илларионом и членом Консистории Иоанном Спасским.
  • В 1755 году Сенатский экзекутор Евлашев писал: «…А ныне в тот Сретенский монастырь для богомолия, а паче для смотрения того креста во время святой службы всегда приходят множественным числом народа и смотрением весьма теснятся…»[11].
  • 21 июля 1755 года. Подписан указ на подрядные торги «…исправить…иконную резную и протчую мелочную работу…». Для починки изломанного, реставрации и доработки недостающих частей, а также разборки ансамбля, по письму Шумаева было «потребно резчиков до десяти человек», но в Москве не нашлось ни одного резчика, даже самой скромной квалификации.
  • 1 июля 1758 года. Подряд на доработку Креста приобретен домовладельцем грузинской слободы, грузинским дворянином Семеном Тулаевым.
  • 17 сентября 1759 года. Расчет с Тулаевым: за произведенные работы, ему заплачено 380 рублей.
  • 2 апреля 1761 года. Второй осмотр Шумаевского креста духовными властями, и передача его игумену Сретенского монастыря Максиму, «по описи с роспискою». Акт передачи подписал экзекутор Евлашев.
  • 1812 год. Разорение Креста французами.
  • 1843 год. Возобновление Креста.
  • До 1927 года Крест находился в соборе Владимирской Богоматери Сретенского монастыря.
  • Перевезен в Страстной монастырь и стал экспонатом организованного там Антирелигиозного музея Союза воинствующих безбожников.
  • 1930 год. Экспонаты Музея Союза воинствующих безбожников перевезены в Донской монастырь, который позднее стал филиалом Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Шумаевский крест установлен в Новом Большом соборе Донского монастыря.
  • 1967 год. Во время ремонта Большого собора киот зашит холстами и забит фанерными щитами[12].
  • 1992. Выход книги Г.А. Романова Крест резной. Московский Сретенский монастырь.
  • В 1995 году Крест разобран.
  • Декабрь 1999 - начало 2000 г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве (ул. Делегатская, 3), была выставлена центральная часть ансамбля Распятие с предстоящими на фоне панорамы Иерусалима.
  • 2004 год. На выставке «Земля - Небо. Вавилонская башня» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, были представлены два боковых створа ансамбля.[13]

Иконография основных фрагментов ансамбля

Семиконечный крест

Распятие в резном ансамбле закреплено на семиконечном кресте[14]. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский описывает подобный крест так: «семиконечный, с косым подножием и двумя верхними дщицами, но самая верхняя дщица совершенно закрывает верхний конец прямого дерева креста, представляя вместе с ним подобие буквы Т»[15]. Наиболее известными и почитаемыми из крестов подобной иконографии являются Дмитровский чудотворный крест (Государственная Третьяковская галерея); Кийский крест (храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва); Чудотворный крест, установленный патриархом Никоном на Голгофе Воскресенского сбора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря[16]. Известны два креста с Распятиями: из молельни при церкви Воздвижения Креста Господня и запрестольное Распятие из алтаря церкви Воскресения Христова (Воскресения Словущего) Большого Кремлевского Дворца. [17]

Распятие

Центральная часть ансамбля. Распятие с предстоящими на фоне Иерусалима.

Распятие из Шумаевского креста аутентично Распятию, установленному на Голгофе Воскресенского собора Нового Иерусалима. Белокаменная надпись у входа на Голгофу: «Лобное место поноснаго распятия Христова или гора Голгофа, крест сделан из кипариса по подобию первообразного с изображением распятого Христа и с предстоящими. – Изображение на нем плоти Христовой 2 аршина 2 четверти 1 1\2 вершка. Устроен при патриархе Никоне в 1662 году. Во Иерусалиме против креста устроен открытый престол, где совершают Литургию Православные. Там под престолом дира, обложенная серебром, где стоял крест Христов. Пред поклонением сему святому месту, обагренному кровию Христовою во Иерусалиме из благоговения поклонники снимают сапоги»[18]. Особенности технологии изготовления столь точной копии свидетельствуют о том, что Шумаевское Распятие было создано по прорисям Новоиерусалимского, в непосредственной близости от него и, главное, до того, как Новоиерусалимское было установлено на Голгофе, так как иное техническое решение значительно усложнило бы работу и поставило под сомнение ее результат.

Голгофа

Совпадение параметров «Шумаевского креста», его конструктивных элементов с параметрами Голгофы Воскресенского собора[19][20] свидетельствуют о том, что первоначально оба памятника были связаны единым замыслом. Общая ширина киота 420 см. Фасадная, западная сторона Голгофы Новоиерусалимского собора, - по данным Г. М. Зеленской, - состоит из двух отрезков – северного - 54 см и южного - 367 см. Средняя глубина ниши Голгофы 120 см; глубина резного киота - 110 см. Высота Креста на Голгофе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря 340 см, и приблизительно равна боковой стороне киота XVIII века, который сегодня там находится. Высота Креста в ансамбле Шумаевского креста приблизительно 340 см, высота боковых створов с иконами на зеркальных фонах около 345 см.

Иконография земного Иерусалима и Града Небесного

Дома и дворцы Иерусалима земного.
Макет дворца царя Алексея Михайловича. Музей в Коломенском.
Карниз с изображением Небесного Иерусалима.

Прообразом дворцов земного Иерусалима в ансамбле «Шумаевского креста» стали московские боярские палаты и дворцы, построенные для царя Алексея Михайловича в Кремле и в селе Коломенском. Иерусалим Небесный изображен в виде идеализированной градостроительной схемы Москвы XVII века.[21]

Иконография сюжетов «Рождество Христово» и «Крещение» с боковых створов ансамбля

Прототипами композиций «Рождество Христово» и «Крещение», созданных позже всех композиций боковых створов, были стуковые рельефы «Рождество» и «Крещение» храма в честь Богоявления Господня Богоявленского монастыря, построенного и освященного благословением патриарха Адриана в 1696 году[22].

Сюжет №18

Рельеф изображающий двух крестьян, несущих на жерди огромную виноградную гроздь, повторяет композицию листа из Лицевой Библии одного из лучших граверов киевско-львовской школы монаха Илии, который выполнял заказы для киевских и львовских типографий. С 1645 по 1649 год мастер готовил доски для издания лицевой Библии, подобной немецкой Biblia pauperum 1475 г.

Стиль культуры

Шумаевский крест не представляет собой целостный монументальный барочный ансамбль. Количество разномасштабных композиций, их различые художественные достоинства свидетельствуют в пользу того, что памятник изготавливался в течение долгого времени. В создании главных композиций Шумаевского креста принимали участие белорусско-литовские скульпторы и резчики, имевшие хорошую профессиональную выучку. Стремление показать в одном ансамбле годовые святцы, применение пояснительных надписей, повествовательность, иллюстративность, - демонстрируют приоритет дидактических задач. Шумаевский крест - резная Библиия и этим выражает стиль эпохи. Только это – не эпоха русского барокко, а время окончательного разрыва со средневековой традицией, приходящееся на вторую половину XVII века. Это период начала самоорганизации барочной культуры в России и предвосхищение будущих ее свершений, когда, несмотря на стремление сохранения средневекового единства христианской культуры, мы видим определенную художественную и стилистическую ориентацию на современную Европу[23]. По всеохватности выражения геополитических, общественно-духовных и эстетических идей русской жизни Шумаевский крест выражает стиль культуры и это стиль «предчувствия барокко».

Художественное качество

Художественное и ремесленное качество скульптур ансамбля не имеет себе равных на протяжении большого отрезка времени и не имеют аналогов в русской скульптуре XVII в. Стиль резьбы Распятия, созданного раньше других крупномасштабных рельефов комплекса, - не повторяется в других его фрагментах. Фигуры предстоящих, архангелов и евангелистов выполнены в технике высокого рельефа, граничащего с круглой скульптурой. Широкая, свободная манера резьбы, отличное знание строения человеческого тела, - выдают работу скульпторов, имеющих хорошую профессиональную подготовку[24]. Миниатюрные композиции боковых створов сделаны так же профессиональными резчиками. Ансамбль создавался разными мастерами на протяжении многих десятков лет, поэтому художественное качество его фрагментов различно. Например, оловянные рельефы и миниатюрные фигурки, сделанные по подряду Семена Тулаева в конце 1750 – х годов,- произведение ремесленника низкой квалификации. Шумаевский крест представляется одним из самых значительных явлений русского искусства, культуры и истории.

Влияние на другие памятники

Иконография Распятия

Новоиерусалимское Распятие создано из кипариса редкого вида, который имеет холодно-желтый оттенок древесины, что было видно сразу после его реставрации. В настоящее время оно приобрело более привычный теплый тон. Новоиерусалимское Распятие стало протографом для шумаевского Распятия и для ряда памятников конца XVII- начала XVIII веков, которые изготовлены в меру Тела Христова (приблизительно 170-175 см.), то есть в натуральный рост человека. Они обычно размещены на семиконечных крестах, представляют собой разноуровневые рельефы, характеризуются холодно-желтым тоном росписи тела и препоясанием серого цвета. Первыми из таковых стали распятия из теремных церквей (конец 1670-х годов – начало 1680х годов) и распятия, созданные Карпом Золотаревым[25] или под его руководством. С XVIII в. практически не встречается Распятий на семиконечных крестах с серыми препоясаниями, а карнация тела приобретает традиционный вохряный тон.

Иконография предстоящих

Фигуры Богоматери и Иоанна Богослова созданы скульптором высочайшей квалификации, поэтому они стали образцами для ряда памятников разного художественного и ремесленного достоинства, но значимых для своего времени. Важнейшими отличительными признаками этого иконографического типа являются: у Богоматери – виднеющиеся по сторонам лица пряди волос (до рубежа XVII-XVIII веков, позднее это не наблюдается); ладони, положенные одна на другую и прижатые к груди; определенный рисунок складок всего одеяния, и двойная складочка на вороте хитона, идущая вниз, к талии. Для Иоанна Богослова такими характерными признаками в произведениях московских резчиков, были жесты рук: правая, придерживающая край плаща, прижата к груди (большой палец врезается в ткань хитона), левая – приподнимает и прижимает полу плаща к бедру. А также общий рисунок складок одеяний, включая характерные для всех фигур Шумаевского креста двойные складочки идущие от воротов хитонов до поясов. Фигуры предстоящих были заново расписаны в 1840-е годы. В более поздних повторениях этого прототипа, характерными признаками также остаются жесты рук. Например, для предстоящих с иконостаса теремной церкви Воскресения Словущего в Кремле (по данным Н.А. Вьюевой иконостас создавался в 1678-1680 годах бригадой иноземцев: Афанасием (Андреем) Федотовым, Иваном Филипповым и Климом Михайловым «с товарищи»)[26]; для предстоящих церкви Петровского дворца в Переславле–Залесском (на рубеже XVII-XVIII веков); а также несохранившихся фигур предстоящих из храма Знамения Богоматери в Дубровицах (до 1699 года), которые известны нам только по фотографии.

Примечания

  1. Кром, Хартмут. Скульптура Германии и Нидерландов на рубеже Средневековья и Нового времени. // Се Человек. М., 1999. С. 17 – 27; Либман М. Я. Немецкая скульптура 1350 - 1550. М., 1980.
  2. Западноевропейское декоративное искусство IX-XVI веков из собрания Лувра и Клюни. М., 1981. С. 43.
  3. Яворская С.Л. «Шумаевский крест» и кальвария царя Алексея Михайловича. // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. / Ред.- сост. Лидов А.М. М., 2006.
  4. Соболев Н.Н. Резные изображения в русских церквях. // Старая Москва. 1914. Вып. 2.
  5. Соболев Н.Н. Резные изображения в русских церквях. // Старая Москва. 1914. Вып. 2., С. 104, 108.
  6. Романов Г.А. К 150 – ти летию возобновления креста работы Шумаева. С. 200.
  7. Яворская С.Л. «Шумаевский крест» и кальвария царя Алексея Михайловича. // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. / Ред.- сост. Лидов А.М. М., 2006.
  8. Соболев Н.Н. Резные изображения в русских церквях. // Старая Москва. 1914. Вып. 2., С. 98-106.
  9. Романов Г.А. Крест резной. Московский Сретенский монастырь. М., 1992., С. 180.
  10. Соболев Н.Н. Резные изображения в русских церквях. // Старая Москва. 1914. Вып. 2., С. 98.
  11. Соболев Н.Н. Резные изображения в русских церквях. // Старая Москва. 1914. Вып. 2., С. 101-104.
  12. Романов Г.А. Крест резной. Московский Сретенский монастырь. М., 1992., С. 190-195
  13. Вавилонская башня. Земля-небо. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина М., 2004. С. 38 №№ 4,5
  14. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999; Федоров Ю.А. Образ креста. История и символика православных нагрудных крестов. СПб, 2000. С. 13.
  15. Кронштадтский Иоанн, святой праведный. О кресте Христовом. // Ставрографический сборник. Книга третья. М., 2005. С. 15, 48.
  16. Гнутова С.В. Крест в России. М., 2004.
  17. Соколова И.М. Русская скульптура XV-XVIII веков. Каталог М., 2003.
  18. Описание соборного храма Воскресения Христова, построенного по иерусалимскому образцу святейшим патриархом Никоном в Воскресенском Новый Иерусалим именуемом монастыре. М., 2001. С. 73.
  19. Г.М. Зеленская. Указ. соч. С. 295-296.
  20. Яворская С. «Шумаевский крест» и замысел Голгофы царя Алексея Михайловича. Ставрографический сборник. Книга третья. М., 2005;
  21. Кудрявцев М.П., Мокеев Г.Я. Каменная летопись старой Москвы. М., Современник, 1985. С. 51-90
  22. Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель. М. Ильин, Т. Моисеева. М., Лейпциг 1979. С. 480.
  23. Бурганова М.А. Русская сакральная пластика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 2002. С. 29.
  24. Яворская С. «Палата резных дел. К истории развития системы государственного профессионального образования в области скульптуры в Москве, во второй половине XVII века». // Скульптура: городи музей. Дом Бурганова. Сб. научных чтений. М., 2006.
  25. Соколова И.М. Русская скульптура XV-XVIII веков. Каталог М., 2003. С. 149, 157-158.
  26. Соколова И.М. Русская скульптура XV-XVIII веков. Каталог М., 2003. С. 149

Литература

  • Соболев Н.Н. Резные изображения в русских церквях. // Старая Москва. 1914. Вып. 2.
  • Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000.
  • Романов Г.А. Крест резной. Московский Сретенский монастырь. М., 1992. Здесь размещено большое количество фотографий ансамбля и его фрагментов, сделанных для Н.Н. Соболева в начале XX века.
  • Романов Г.А. Резной крест работы Г.С. Шумаева. Памятники культуры Новые открытия. М., «Наука» 1994.
  • Романов Г.А. Русский синодик. Помянник московского Сретенского монастыря. Исторический справочник М., 1995
  • Романов Г.А. К 150 – летию возобновления креста работы Шумаева. // Древнерусская культура. Сб. научных трудов, выпуск III М., 1996 Г.А.
  • Романов «Животворящий Крест Господень из Сретенского монастыря работы Шумаева». Ставрографический сборник. Выпуск 1.
  • Ветлин Сергей. Шумаевский крест. Московская святыня. Журнал Светочъ № 21.
  • Терентьев А., Яснова Л. Журнал Чудеса и приключения. № 9, 1997. (Опубликованы цветные снимки некоторых фрагментов киота)
  • Яворская С. «Загадка «Креста купца Шумаева» Журнал «Мир музея». №3 2003;
  • Яворская С. «Крест купца Шумаева». Замысел и заказчик». Журнал «Мир музея». № 4 2003;
  • Яворская С. «Шумаевский крест» и замысел Голгофы царя Алексея Михайловича. Ставрографический сборник. Книга третья. М., 2005;
  • Яворская С. «Шумаевский крест» и кальвария царя Алексея Михайловича. // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. / Ред.- сост. Лидов А.М., М.,2006.
  • Яворская С. «Палата резных дел. К истории развития системы государственного профессионального образования в области скульптуры в Москве, во второй половине XVII века». // Скульптура: городи музей. Дом Бурганова. Сб. научных чтений. М., 2006.
  • Яворская С. “Крест купца Шумаева”. Уточнение датировки // Проблемы изучения, сохранения и использования наследия христианской деревянной скульптуры. Пермь. 2007.
  • Яворская С. «Шумаевский крест» и проблема авторства. Плавильщик Шумаев. // Древнерусская скульптура. V научный сборник. Запад-Россия-Восток. Диалог культур. Научн. ред. А.В. Рындина. М., 2008;
  • Яворская С. «Шумаевский крест». К проблеме исследования иконографии. Древнерусская скульптура. VI научный сборник. Научный редактор А.В. Рындина. М., 2009.
  • Яворская С. Значение креста в иеротопическом замысле Нового Иерусалима. От Константина Великого до царя Алексея Михайловича// Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Ред сост. Лидов А.М., М. 2009.
  • Яворская С. «Шумаевский крест». К вопросу о переатрибуции памятника. Памятники культуры новые открытия. 2006. М., 2009 Наука.
  • Яворская С. Шумаевский крест. Врата Сиона // «Дом Бурганова» Пространство культуры. №4. М., 2009.
  • Яворская С. Сакрализация Российского царства в образах Нового Иерусалима («Шумаевский крест»: опыт реконструкции замысла) // «Патриарх Никон: Стяжание Святой Руси – созидание Государства Российского». 2-й том. Патриарх Никон в истории культуры: исследования: “Сияние славы Отчей”. 2009. под ред. В. Шмидта.
  • Яворская С. Шумаевский крест. К проблеме стиля культуры. Предчувствие барокко //Деревянная культовая скульптура. Проблемы изучения, хранения, реставрации. М., 2011.

Ссылки

  • Интерпублик
  • Hierotopy.ru

Шумаевский крест.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47