01-09-2023
Шумаевский крест — это пластический ансамбль, включающий тысячи резных деревянных и отлитых из олова разномасштабных скульптур и рельефов, иллюстрирующих Священное Писание. Ансамбль получил название Шумаевский крест, так как долгое время, его автором считался плавильщик Московского монетного двора Григорий Семенович Шумаев. До 1927 года находился в соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1679 г.) Сретенского православного мужского ставропигиального монастыря, расположенного в центре современной Москвы. Хранится в запасниках Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Шумаевский крест был подобен киоту, закрывающемуся стеклянными дверями. Более всего напоминал большой резной готический алтарь ретабль (retabulum - задняя стена)[1] или реликварий-монстранц[2]. Ансамбль формировался вокруг семиконечного креста с Распятием, изготовленным в меру Тела Христова, как драгоценнейшее обрамление и хранилище реликвии [3]. Сохранилась «Подробная опись креста», которая включает 265 пронумерованных сюжетов, большая часть которых относится к Страстям Христовым (некоторые композиции не имеют номеров). "Подробная опись" является основой программы ансамбля.
Высота около 8м, ширина около 4,2м, глубина около 1,1м[4]
Ансамбль создавался в течение длительного времени. Начало работ приходится, вероятно, на третью четверть XVII века, когда было создано Распятие. Установленный в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери Сретенского монастыря в начале 1755 года, скульптурный комплекс был завершен, освящен и передан по «описи с роспискою» игумену Сретенского монастыря Максиму «Апреля, 2 дня 1761 года».[5].
Основным материалом из которого создавались скульптуры и рельефы было дерево: боковые створы и фигуры предстоящих изготавливались из липы, верхний карниз с изображением Града Небесного (по сведениям, предоставленным хранителем Музея Архитектуры Т.И. Гейдор), - изготовлен из дуба. Одной из отличительных особенностей этого памятника является то, что помимо дерева, в его композициях использованы другие не столь традиционные материалы: олово, зеркала, листовое, литое и граненое стекло, стразы, латунь.
Большемерные скульптуры, рельефы, оловянные детали ансамбля сохранились довольно хорошо. На некоторых рельефах наблюдаются небольшие сколы, трещины, отслоение красочного слоя. Утрачены пальцы на ногах архангела Гавриила, два пальца на его правой руке, а так же утрачен завиток волос справа у Иоанна Богослова и пальцы его правой ноги. Все рельефы и скульптуры расписаны высококлассными мастерами иконописцами и живописцами по левкасу темперными красками. В большинстве композиций сохранился первый слой росписи, но Распятие и предстоящие имеют два слоя росписи. Роспись фигур предстоящих была неудачно поновлена. Масштабные реставрационные работы не проводились. В конце 1990 - х годов была произведены пробные расчистки и профилактическая заклейка рельефов Распятия и предстоящих. По сведениям реставратора Бетиной Н.И., - отреставрированы две иконы с наружных стенок короба-корпуса ансамбля. Резные боковые створы сохранились достаточно хорошо.
Пластический комплекс не мог быть задуман и целиком исполнен литейщиком московского монетного двора, Григорием Семеновичем Шумаевым. В разномасштабных резных и литых скульптурах и рельефах можно увидеть принцип коллективной работы над одним ансамблем, который был свойствен древнерусскому искусству. Количество и качество отдельных композиций, их жанровое и стилистическое разнообразие, особенности приемов резьбы, разнообразие материалов и технологий показывают, что над созданием Шумаевского креста трудилось большое количество скульпторов и резчиков в течение очень длительного времени, возможно, почти ста лет. В работах участвовали так же иконописцы и живописцы, литейщики (плавильщики), левкасчики, позолотчики, стекольщики, огранщики, зеркальщики, плотники, столяры, и мастера других специальностей. Это были как лучшие представители своей профессии, так и ремесленники средней руки. Часто работу начатую одним мастером,- по прошествии многих лет, - продолжали другие.
В договоре 1717 года Григорий Семенович Шумаев назван «Денежного Манетного двора плавилщиком»[6]. В документах Сенатской комиссии 1754 года (спустя 37 лет), опубликованных Н.Н. Соболевым, Шумаев также назван плавильщиком Кадашевского монетного двора, который находился в районе Старомонетного переулка и Кадашевской набережной. Григорий Семенович Шумаев не был резчиком и скульптором высокой квалификации. Он выполнял литейные работы: по всему ансамблю разбросаны сотни литых оловянных образков, фигурок, рельефов, декоративных элементов, нимбов, рамок и т.п.
Замысел Шумаевского креста, вероятно, принадлежит влиятельному церковному или государственному деятелю. О чем свидетельствуют:
Первое исследование ансамбля принадлежит Н.Н. Соболеву. Во втором выпуске сборника «Старая Москва» 1914 года Николай Николаевич опубликовал большое количество документов, относящихся ко времени установки резного комплекса в Сретенском монастыре. Тогда же было сделано много качественных фотографий памятника, негативы которых хранятся в музее архитектуры. В 1992 году вышла книга Г.А. Романова «Крест резной. Московский Сретенский монастырь» посвященная истории Сретенского монастыря и Шумаевского креста. Она иллюстрирована фотографиями начала XX века. Вслед за Н.Н. Соболевым автор высказывает предположение, что крест создавался самим Григорием Семеновичем Шумаевым на протяжении всей его жизни, как обетный.
Распятие в резном ансамбле закреплено на семиконечном кресте[14]. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский описывает подобный крест так: «семиконечный, с косым подножием и двумя верхними дщицами, но самая верхняя дщица совершенно закрывает верхний конец прямого дерева креста, представляя вместе с ним подобие буквы Т»[15]. Наиболее известными и почитаемыми из крестов подобной иконографии являются Дмитровский чудотворный крест (Государственная Третьяковская галерея); Кийский крест (храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва); Чудотворный крест, установленный патриархом Никоном на Голгофе Воскресенского сбора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря[16]. Известны два креста с Распятиями: из молельни при церкви Воздвижения Креста Господня и запрестольное Распятие из алтаря церкви Воскресения Христова (Воскресения Словущего) Большого Кремлевского Дворца. [17]
Распятие из Шумаевского креста аутентично Распятию, установленному на Голгофе Воскресенского собора Нового Иерусалима. Белокаменная надпись у входа на Голгофу: «Лобное место поноснаго распятия Христова или гора Голгофа, крест сделан из кипариса по подобию первообразного с изображением распятого Христа и с предстоящими. – Изображение на нем плоти Христовой 2 аршина 2 четверти 1 1\2 вершка. Устроен при патриархе Никоне в 1662 году. Во Иерусалиме против креста устроен открытый престол, где совершают Литургию Православные. Там под престолом дира, обложенная серебром, где стоял крест Христов. Пред поклонением сему святому месту, обагренному кровию Христовою во Иерусалиме из благоговения поклонники снимают сапоги»[18]. Особенности технологии изготовления столь точной копии свидетельствуют о том, что Шумаевское Распятие было создано по прорисям Новоиерусалимского, в непосредственной близости от него и, главное, до того, как Новоиерусалимское было установлено на Голгофе, так как иное техническое решение значительно усложнило бы работу и поставило под сомнение ее результат.
Совпадение параметров «Шумаевского креста», его конструктивных элементов с параметрами Голгофы Воскресенского собора[19][20] свидетельствуют о том, что первоначально оба памятника были связаны единым замыслом. Общая ширина киота 420 см. Фасадная, западная сторона Голгофы Новоиерусалимского собора, - по данным Г. М. Зеленской, - состоит из двух отрезков – северного - 54 см и южного - 367 см. Средняя глубина ниши Голгофы 120 см; глубина резного киота - 110 см. Высота Креста на Голгофе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря 340 см, и приблизительно равна боковой стороне киота XVIII века, который сегодня там находится. Высота Креста в ансамбле Шумаевского креста приблизительно 340 см, высота боковых створов с иконами на зеркальных фонах около 345 см.
Прообразом дворцов земного Иерусалима в ансамбле «Шумаевского креста» стали московские боярские палаты и дворцы, построенные для царя Алексея Михайловича в Кремле и в селе Коломенском. Иерусалим Небесный изображен в виде идеализированной градостроительной схемы Москвы XVII века.[21]
Прототипами композиций «Рождество Христово» и «Крещение», созданных позже всех композиций боковых створов, были стуковые рельефы «Рождество» и «Крещение» храма в честь Богоявления Господня Богоявленского монастыря, построенного и освященного благословением патриарха Адриана в 1696 году[22].
Рельеф изображающий двух крестьян, несущих на жерди огромную виноградную гроздь, повторяет композицию листа из Лицевой Библии одного из лучших граверов киевско-львовской школы монаха Илии, который выполнял заказы для киевских и львовских типографий. С 1645 по 1649 год мастер готовил доски для издания лицевой Библии, подобной немецкой Biblia pauperum 1475 г.
Шумаевский крест не представляет собой целостный монументальный барочный ансамбль. Количество разномасштабных композиций, их различые художественные достоинства свидетельствуют в пользу того, что памятник изготавливался в течение долгого времени. В создании главных композиций Шумаевского креста принимали участие белорусско-литовские скульпторы и резчики, имевшие хорошую профессиональную выучку. Стремление показать в одном ансамбле годовые святцы, применение пояснительных надписей, повествовательность, иллюстративность, - демонстрируют приоритет дидактических задач. Шумаевский крест - резная Библиия и этим выражает стиль эпохи. Только это – не эпоха русского барокко, а время окончательного разрыва со средневековой традицией, приходящееся на вторую половину XVII века. Это период начала самоорганизации барочной культуры в России и предвосхищение будущих ее свершений, когда, несмотря на стремление сохранения средневекового единства христианской культуры, мы видим определенную художественную и стилистическую ориентацию на современную Европу[23]. По всеохватности выражения геополитических, общественно-духовных и эстетических идей русской жизни Шумаевский крест выражает стиль культуры и это стиль «предчувствия барокко».
Художественное и ремесленное качество скульптур ансамбля не имеет себе равных на протяжении большого отрезка времени и не имеют аналогов в русской скульптуре XVII в. Стиль резьбы Распятия, созданного раньше других крупномасштабных рельефов комплекса, - не повторяется в других его фрагментах. Фигуры предстоящих, архангелов и евангелистов выполнены в технике высокого рельефа, граничащего с круглой скульптурой. Широкая, свободная манера резьбы, отличное знание строения человеческого тела, - выдают работу скульпторов, имеющих хорошую профессиональную подготовку[24]. Миниатюрные композиции боковых створов сделаны так же профессиональными резчиками. Ансамбль создавался разными мастерами на протяжении многих десятков лет, поэтому художественное качество его фрагментов различно. Например, оловянные рельефы и миниатюрные фигурки, сделанные по подряду Семена Тулаева в конце 1750 – х годов,- произведение ремесленника низкой квалификации. Шумаевский крест представляется одним из самых значительных явлений русского искусства, культуры и истории.
Новоиерусалимское Распятие создано из кипариса редкого вида, который имеет холодно-желтый оттенок древесины, что было видно сразу после его реставрации. В настоящее время оно приобрело более привычный теплый тон. Новоиерусалимское Распятие стало протографом для шумаевского Распятия и для ряда памятников конца XVII- начала XVIII веков, которые изготовлены в меру Тела Христова (приблизительно 170-175 см.), то есть в натуральный рост человека. Они обычно размещены на семиконечных крестах, представляют собой разноуровневые рельефы, характеризуются холодно-желтым тоном росписи тела и препоясанием серого цвета. Первыми из таковых стали распятия из теремных церквей (конец 1670-х годов – начало 1680х годов) и распятия, созданные Карпом Золотаревым[25] или под его руководством. С XVIII в. практически не встречается Распятий на семиконечных крестах с серыми препоясаниями, а карнация тела приобретает традиционный вохряный тон.
Фигуры Богоматери и Иоанна Богослова созданы скульптором высочайшей квалификации, поэтому они стали образцами для ряда памятников разного художественного и ремесленного достоинства, но значимых для своего времени. Важнейшими отличительными признаками этого иконографического типа являются: у Богоматери – виднеющиеся по сторонам лица пряди волос (до рубежа XVII-XVIII веков, позднее это не наблюдается); ладони, положенные одна на другую и прижатые к груди; определенный рисунок складок всего одеяния, и двойная складочка на вороте хитона, идущая вниз, к талии. Для Иоанна Богослова такими характерными признаками в произведениях московских резчиков, были жесты рук: правая, придерживающая край плаща, прижата к груди (большой палец врезается в ткань хитона), левая – приподнимает и прижимает полу плаща к бедру. А также общий рисунок складок одеяний, включая характерные для всех фигур Шумаевского креста двойные складочки идущие от воротов хитонов до поясов. Фигуры предстоящих были заново расписаны в 1840-е годы. В более поздних повторениях этого прототипа, характерными признаками также остаются жесты рук. Например, для предстоящих с иконостаса теремной церкви Воскресения Словущего в Кремле (по данным Н.А. Вьюевой иконостас создавался в 1678-1680 годах бригадой иноземцев: Афанасием (Андреем) Федотовым, Иваном Филипповым и Климом Михайловым «с товарищи»)[26]; для предстоящих церкви Петровского дворца в Переславле–Залесском (на рубеже XVII-XVIII веков); а также несохранившихся фигур предстоящих из храма Знамения Богоматери в Дубровицах (до 1699 года), которые известны нам только по фотографии.
Шумаевский крест.