30-04-2023
«Щёлковская»
Арбатско-Покровская линия
|
|
Московский метрополитен | |
Снимок станции от 2010 года
|
|
Дата открытия: | |
---|---|
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
8 м |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Инженеры-конструкторы: |
М. В. Головинова |
Станцию возвело: |
СМУ-3 Мосметростроя (руководитель К. Крюков) |
Выход к улицам: | |
Наземный транспорт: |
А 3, 52, 68, 133, 171, 223, 257, 283, 627, 716, 760; Тб 23, 32, 41, 83 |
Время открытия: |
5:52 — по нечётным дням, 5:35 — по чётным дням |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
053, Щк |
Щёлковская — конечная станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена под 9-й Парковой улицей после станции «Первомайская». Находится на территории района Северное Измайлово Восточного административного округа Москвы, часть вестибюлей также расположена в районе Гольяново того же административного округа. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения, построена по типовому проекту.
Открыта 22 июля 1963 года, в результате продления линии на север. Архитекторы: И. Г. Таранов, Н. А. Быкова. Название дано по проходящему рядом Щёлковскому шоссе. «Щёлковская» — одна из самых перегруженных станций Московского метрополитена[2].
Содержание |
Трассировка Покровского радиуса от «Площади Революции» до «Измайловского парка» оставалась практически неизменной с начала проектирования до завершения строительства. В ранних проектах 1930-х годов Покровский радиус после станции «Измайловская» (ныне «Партизанская») должен был поворачивать на север вдоль берега Серебряно-Виноградного пруда и Никитинской улицы. В Гольянове, севернее Щёлковского шоссе и восточнее Окружной железной дороги, предполагалось разместить электродепо, которое собирались соединить наземной линией с также наземной станцией «Никитинская Улица». Участок должен был проходить южнее Серебряно-Виноградного пруда, затем повернуть на север. В начале 1940-х годов депо было перенесено юго-восточнее пруда, где и было позднее построено[3]. 5 ноября 1954 года Арбатско-Покровская линия была продлена до станции «Первомайская», которую разместили на территории электродепо. После открытия участка со станциями «Измайловский парк» и «Первомайская» 21 октября 1961 года была закрыта располагавшаяся в электродепо «Измайлово» станция «Первомайская»[4].
Строительство метро осуществлялось открытым способом. Станция была открыта 22 июля 1963 года.
В 2002 году путевые стены были переоблицованы[5].
Станция сооружена по типовому проекту. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров). В станционном зале два ряда по 40 железобетонных колонн. Шаг колонн — 4 м. Расстояние между осями рядов колонн — 5,9 м. Авторы проекта — И. Г. Таранов и Н. А. Быкова[1].
Станция «Щёлковская» была построена при Н. С. Хрущёве после выхода постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поэтому она имеет скромное оформление. Колонны облицованы зеленоватым мрамором и белой керамической плиткой. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены изначально были облицованы жёлтой (вверху) и чёрной (внизу) глазурованной керамической плиткой[1].
Облицовочная плитка со временем осыпалась от плохого качества работ и вибрации от поездов. На осыпавшиеся места клеили новую плитку. Часто цвет подбирали приблизительно, а иногда и вообще не подбирали. В результате путевые стены стали выглядеть неопрятно и требовали косметического ремонта. На «Щёлковской» решили не менять старую плитку на новую, как это было сделано на некоторых других «сороконожках». Плитка была заменена на пластиковые панели с сохранением цвета. Плитка в нижней части путевых стен была заменена на мрамор[6].
За станцией расположены 4 тупика, используемых также для ночного отстоя составов[7]. Тупики знаменательны тем, что являются самыми длинными оборотными тупиками во всём Московском метро — их длина составляет около 500 м.
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По нечётным числам | ||
По чётным числам | ||
В сторону станции | 5:40:05 | 6:05:00 |
5:40:05 | 6:05:00 |
Конструкция типовая, без наземных вестибюлей. По подземным переходам осуществляется выход к Щёлковскому шоссе, на 9-ю Парковую и Уральскую улицы.
Южный вестибюль имеет обычную для таких станций планировку входов и выходов. Северный же, рядом с которым располагается Центральный автовокзал, получил два разных входа и выхода — направо и налево от касс — в 2 не связанных непосредственно друг с другом подземных перехода под Щёлковским шоссе. Перейти из одного подземного перехода в другой можно только прямо через кассовый вестибюль, а также по двум наземным регулируемым пешеходным переходам через Уральскую и 9-ю Парковую улицы.
Около станции находится Центральный Московский автовокзал, с которого осуществляются пригородные и междугородние перевозки.
Станция «Щёлковская» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[12]. Остановка «Метро «Щёлковская» находится:
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[13][14]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 3 | «Улица Подбельского» | Камчатская улица | Ст. метро «Улица Подбельского» |
авт. № 52 | «Черкизовская», «Преображенская площадь» | Площадь Соловецких Юнг | Ст. метро «Преображенская площадь» |
авт. № 68 | Камчатская улица | Площадь Соловецких Юнг | |
авт. № 133 | «Рязанский проспект» | Ст. метро «Щёлковская» | Ст. метро «Рязанский проспект» |
авт. № 171 | «Черкизовская», «Преображенская площадь» | Камчатская улица | Электрозаводский мост |
авт. № 223 | «Первомайская» | Камчатская улица | Ст. метро «Первомайская» |
авт. № 257 | «Первомайская» | Уссурийская улица | Ст. метро «Измайловская» |
авт. № 283 | Ст. метро «Щёлковская» | Посёлок Восточный | |
авт. № 627 | Камчатская улица | Мясокомбинат | |
авт. № 716 | «Сокольники», «Преображенская площадь», «Черкизовская» | Дворец спорта «Сокольники» | Посёлок Восточный |
авт. № 760 | «Новокосино» | Ст. метро «Щёлковская» | 2-й Московский Крематорий |
трол. № 23 | «Измайловская» | Уссурийская улица | Ст. метро «Измайловская» |
трол. № 32 | «Черкизовская», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Электрозаводская» | Уссурийская улица | Гаражная улица |
трол. № 41 | «Черкизовская», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая | Уссурийская улица | Комсомольская плошадь |
трол. № 83 | «Черкизовская», «Преображенская площадь» | Уссурийская улица | Ст. метро «Преображенская площадь» |
В будущем предполагается продление Сокольнической линии за станцию «Черкизовская» с переходом участка «Черкизовская» — «Улица Подбельского» ко Второй Кольцевой линии[15]. В связи с этим на станции «Щёлковская» вероятно строительство пересадки на перпендикулярно расположенную станцию Сокольнической линии.
Станция «Щёлковская» упоминается в постапокалиптическом романе Андрея Ерпылёва «Выход силой», входящем в серию «Вселенная Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Первомайской республики, столицей которой была «Первомайская»[16].
Предшественник: Первомайская |
Конечная станция Арбатско-Покровской линии 22 июля 1963 — настоящее время |
Преемник: нет |