Экономическая дипломатия

17-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Экономическая дипломатия — элемент внешней политики государства; разновидность дипломатии, включающая в себя дипломатические действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне: увеличение экспорта, привлечение иностранных инвестиций, участие в работе международных экономических организаций[1].

Согласно более комплексному определению, под экономической дипломатией понимают совместную деятельность ее акторов — государства, общественных и деловых кругов — по защите национальных экономических интересов на международной арене, использующая инструментарий традиционной и современной дипломатии, комплекс внешнеэкономических институтов, региональных и многосторонних структур. Конечная цель экономической дипломатии — повышение международной конкурентоспособности страны[2].

История

Считается, что именно торговля, будучи экономическим явлением, была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений[1]. С развитием письменности в цивилизациях древнего мира с целью поддержки и защиты торговли стали подписываться первые торговые договоры. Известен торговый договор XVI. в. до н. э., заключенный египетской царицей Хатшепсут с царем государства Пунт (на территории нынешнего Сомали) Параху[3].

В эпоху Средневековья дипломатия и торговля все еще были неразрывно связаны: первыми послами и консулами средневековых государств, находившимися в постоянных представительствах за рубежом (в отличие от гонцов, использовавшихся для передачи конкретных сообщений), были именно купцы, ведшие в целевых государствах торговлю[4].

Современная система экономической дипломатии начала формироваться в эпоху Возрождения, совпавшей с частичной глобализацией европейского рынка за счет расширения торговых связей между странами. В связи с этим забота о продвижении собственных товаров и, как следствие, экономических интересов государства, стала входить в обязанности внешнеполитических ведомств. В эту эпоху эффективность коммерческой дипломатии на практике доказал контролер финансов и советник французского короля Людовика XIV Жан-Батист Кольбер, который благодаря умению договариваться с кредиторами и грамотному внешнеэкономическому курсу сумел преодолеть последствия затратной милитаристской политики короля[5].

В середине XVIII века (эпоха Просвещения) европейские политические мыслители и философы впервые выдвигают идею о том, что выгода, извлекаемая государствами из экономического взаимодействия друг с другом, может стать эффективным методом разрешения и предотвращения конфликтов. Французский философ и писатель этой эпохи Шарль-Луи Монтескье в трактате «О духе законов» считал, что торговля как естественный способ коммуникации между государствами со временем устанавливает между ними отношения взаимозависимости, перерастающие во взаимную заинтересованность, а затем — в дружбу[6].

В конце XIX — начале XX века на развитие экономической дипломатии повлияли такие тенденции, как усиление вмешательства государства в обеспечение интересов своей экономики за рубежом (политика протекционизма), а также совершенствование диалога метрополий с торговцами многочисленных колоний. Разветвленная система колоний способствовала укреплению экономических связей по всему миру и способствовала его экономической глобализации, а усиление роли государства в экономических сношениях — укреплению института экономической дипломатии[7].

Экономическая дипломатия претерпела существенные изменения после экономического кризиса 1929 года и Второй мировой войны. Многие из особенностей, возникших в послевоенную эпоху, характерны и для сегодняшней экономической дипломатии. Так, в послевоенный период появляются новые акторы международных экономических отношений, прежде всего — международные организации (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития). Кроме того, обилие торговых соглашений и участие государств сразу в нескольких международных экономических организациях уменьшают как вероятность сепаратных, односторонних шагов отдельных государств, так и роль государства в международных экономических отношениях в целом, давая простор для действий других акторов.

Еще одной особенностью современной экономической дипломатии является то, что важные решения, влияющие на мировую экономику, зачастую принимаются в результате договоренности неформальных объединений ведущих экономик мира (группы G5, G7 (G8), G10, WP3)[8].

Структура экономической дипломатии

Выделяются три основных составляющих современной экономической дипломатии:

  1. Коммерческая дипломатия и деятельность общественных (негосударственных) организаций;
  2. Структурная политика и двухсторонние соглашения по торговле и инвестициям;
  3. Деятельность международных организаций[9].

Некоторые отечественные[10] и зарубежные[11] исследователи выделяют два уровня экономической дипломатии: микроэкономический и макроэкономический. Микроэкономическая дипломатия занимается поддержкой и продвижением интересов конкретных предприятий, то есть заключается в индивидуальных действиях конкретных акторов на микроэкономическом уровне. Макроэкономическая дипломатия продвигает интересы целого государства в вопросах интеграции экономики в мировое хозяйство, занимается взаимодействием не конкретных субъектов, а целых экономик (экономических систем).

Акторы экономическом дипломатии

Акторами экономической дипломатии называют её действующие субъекты.

Для современной экономической дипломатии характерны традиционные акторы, которые действуют в классической дипломатии, а также традиционные субъекты экономических отношений. Среди них — профессиональные дипломаты, внешнеполитические ведомства, представительства государств в других странах (посольства, консульства), а также министерства экономики и финансов, сельского хозяйства и другие.

Акторами, чья деятельность характерна исключительно для экономической дипломатии, являются, например, торговые представительства, в чьи задачи входит представление внешнеэкономических интересов государства за рубежом[12].

Кроме этого, для современной экономической дипломатии характерны и новые типы акторов: неправительственные организации, местные власти, промышленные и торговые объединения, а также отдельные фирмы и предприниматели[13].

Средства и методы экономической дипломатии

Основные методы экономической дипломатии вытекают из ее основных задач по укреплению позиции государства в мировой экономике. В статье[1] Павола Бараная, руководителя торговой и экономической секции посольства Словакии в Латвии, они приведены следующим образом:

  • Аналитический метод заключается в сборе соответствующим ведомством информации об экономической ситуации в целевой стране, о структуре и степени открытости её рынка, инвестиционном климате, структуре импорта и экспорта и т. д. Анализ этой позволяет выстроить стратегию взаимодействия с данным государством.
  • Создание директив для присутствия на рынке. Использование этого метода делает возможным создание благоприятных условий для деятельности экономических акторов в целевой стране. В рамках этого метода могут использоваться такие традиционные методы дипломатии, как проведение выставок, круглых столов, переговоров и др. Помимо этого, метод требует привлечения экспертов, поскольку обычный дипломат может не обладать соответствующей квалификацией для грамотного проведения указанных мероприятий.
  • Метод «сыгранности» предполагает слаженную работу дипломатических и экономических ведомств, экспертов и других заинтересованных сторон с целью добиться баланса между экономической и политической составляющей экономической дипломатии и максимально поспособствовать развитию торгово-экономических отношений между двумя странами.

Экономическая и торговая дипломатия

Исторически первой формой внешних экономических контактов была торговля. Необходимость регулирования торговли между государственными образованиями привела к появлению торговой дипломатии[4]. Тем не менее, в связи с развитием международных экономических отношений и появлением новых институтов торговая дипломатия перестала быть тождественной экономической[10]. Так, торговая дипломатия государства решает вопросы, связанные с торговой политикой государств, и включает в себя обсуждение возможности и условий доступа товаров и услуг на внутренние рынки государств, с которыми ведутся переговоры, а также обеспечивает доступ товаров и услуг этого государства на свой внутренний рынок[14]. Таким образом, понятие экономической дипломатии шире с точки зрения ее целей, круга решаемых вопросов и, как следствие, средств и методов.

Точки зрения на экономическую дипломатию

Многие исследователи экономической дипломатии убеждены, что экономика является одной из главных форм межгосударственного взаимодействия и имеет больший потенциал влияния, чем военная сила. По мнению Л. М. Батурина из Южно-Уральского государственного университета, фактор силы в отношениях между государствами в последнее время уступает экономическим факторам, в связи с чем роль экономической дипломатии в наши дни выше, чем когда-либо[15]. При этом он отмечает, что классическая двухсторонняя экономическая дипломатия значительно эффективнее многосторонней, так как избавлена от процедурных вопросов и позволяет решать вопросы напрямую.

Французский экономист и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер считает, что экономическая дипломатия является единственным эффективным методом влияния на экономические отношения между государствами, в то время как политические рычаги влияния на экономику показывают себя как ненадежные[16]. При этом он не отрицает эффективность влияния экономики и экономической дипломатии на политику и отношения между государствами.

В свою очередь, профессор Высшей школы экономики М. В. Братерский определяет экономическую дипломатию как совокупность экономических методов достижения политических целей, то есть видит ее как набор инструментов. По его мнению, такие методы экономической дипломатии, как санкции, популярные в современных международных отношениях, не являются эффективными, в связи с чем традиционную систему экономической дипломатии в скором времени ожидает кризис[17].

Ссылки и примечания

  1. ↑ Баранай, Павол. Современная экономическая дипломатия. — 23.03.09. Актуальные проблемы экономики.
  2. Дегтерев Д. А. Микро- и макроэкономическая дипломатия. Теория и практика / Д. А. Дегтерев // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. — 2008. — С. 225
  3. Трикоз, Е. Н. Формирование древнеегипетского права :У истоков древнейшей правовой традиции /Е. Н. Трикоз. //Правоведение. −2005. — № 1. — С. 186
  4. ↑ Зонова Т. В. Экономическая дипломатия// Внешнеэкономические связи. — Июнь 2005. Т. 18. № 6. — стр. 54.
  5. Помпеев Ю. А., Очерки по истории европейской научной мысли. — СПб, «Абрис», 2003 г. — с. 188—190.
  6. М. П. Баскин. Монтескье. — М., Рипол Классик, 1975 г. — стр. 129.
  7. Зонова Т. В. Экономическая дипломатия// Внешнеэкономические связи. — Июнь 2005. Т. 18. № 6. — стр. 55.
  8. Зонова Т. В. Экономическая дипломатия// Внешнеэкономические связи. — Июнь 2005. Т. 18. № 6. — стр. 56-57.
  9. Van Bergeij, Peter A. G. Economic Diplomacy and the Geography of International Trade. — Edward Elgar Publishing, North Hampton, 2009.
  10. 1 2 Дегтерев Д. А. Микро- и макроэкономическая дипломатия. Теория и практика / Д. А. Дегтерев // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. — 2008. — С. 225—226
  11. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия: дипломат и рынок / МГИМО(У) МИД России. — М.: РОССПЭН, 2003.
  12. Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с.96-98.
  13. Зонова Т. В. Экономическая дипломатия// Внешнеэкономические связи. — Июнь 2005. Т. 18. № 6. — стр. 59.
  14. Основы торговой политики и правила ВТО. — М.: Международные отношения, 2005.
  15. [Л. М. Батурин. Экономическая дипломатия в мировой политике. История и современность. — Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, № 3, том 14 — 2014 г. — стр. 54]
  16. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок / Пер. с фр. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — с. 11.
  17. Братерский М. В. Расцвет экономической дипломатии, надолго ли? — 07 октября 2014 г. — Российский совет по международным делам.

Экономическая дипломатия.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47