Явление Иисуса Христа Деве Марии

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Картина Рогира ван дер Вейдена. 1440. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. В раскрытое окно на заднем плане видно как Иисус покидает гробницу, а три жены-мироносицы идут к ней

Явление Иисуса Христа своей матери, в текстах канонических Евангелий отсутствует, хотя в них есть рассказы о других его посмертных явлениях ученикам.

Однако западноевропейское христианство, тем не менее, считало, что Христос являлся деве Марии в течение 40 дней между своим Распятием и Вознесением[1].

Мнения

Святой Амвросий в IV веке писал в Liber de Virginitate, что Христос явился впервые деве Марии, а не Марии Магдалине: «Таким образом Мария видела воскресение Господа: она была первой, кто увидела Его, и она уверовала». Псевдо-Бонавентура в «Размышлениях о жизни Христа» подробно рассказывает, как утром в день Воскресения, когда три Марии-мироносицы направились к Гробу, сама Богородица оставалась дома, молясь в слезах, чтобы её сын явился и утешил её. И действительно, Христос явился перед ней, облаченный в белые одежды. Она пала перед ним на колени, и он тоже преклонился. Затем оба поднялись и приветствовали друг друга.

В живописи этот сюжет (встречаются варианты: Посещение Марии Христом, Христос является Богоматери) изображает Христа перед девой Марией, в свободных одеждах и демонстрирующего свои раны в доказательство своей идентичности. Иисус может держать хоругвь Воскресения, эта деталь вместе с отсутствием изображений апостолов даёт возможность правильно определить эпизод и не спутать его с Прощанием Христа с Марией, которое предшествует Страстям и также не отражено в канонических Евангелиях. Дева Мария стоит перед Иисусом коленопреклоненная, либо же на скамеечке prie-dieu, либо же обращая к нему свои объятия[2].

Другое истолкование этого сюжета основывается на мнении о том, что именно в этот момент Христос как раз вернулся после Сошествия в ад. Поэтому он изображается со свитой искупивших свои грехи патриархов и пророков Ветхого завета, во главе с Адамом и Евой, которых он вывел из лимба. Иногда спасённые входят вместе с Иисусом в сионскую горницу, где Мария оплакивала сына. Встречается вариант явления Христа Марии с Сошествием в ад на заднем плане. Однако композицию с двумя действующими лицами — Христом и Марией — отличает бо́льшая эмоциональность и именно этот тип иконографии был наиболее распространён[3].

Сюжет впервые встречается в живописи начала XIV века. Популяризации его содействовали иезуиты, реже он встречается в искусстве Контрреформации.

См. также

Примечания

  1. Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. С. 637
  2. Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — С. 242, 344—345. — ISBN 978-5-465-01501-1.
  3. Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — С. 344. — ISBN 978-5-465-01501-1.

Литература

  • Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996.
  • Власов В. Явление Христа Богоматери // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2010. — Т. 10. — С. 834-835. — 927 с. — ISBN 978-5-9985-0865-3.

Ссылки

  • Did Jesus appear first to his Mother after the Resurrection?
При написании этой статьи использовался материал из «Словаря сюжетов и символов в искусстве» Джеймса Холла.

Явление Иисуса Христа Деве Марии.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47