22-07-2023
Яков Иванович Алкснис | |||||
Дата рождения | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место рождения |
хутор Пакули, Наукшенская волость, Лифляндская губерния, Российская империя, |
||||
Дата смерти | |||||
Место смерти | |||||
Принадлежность | |||||
Род войск | |||||
Годы службы | |||||
Звание | |||||
Командовал | |||||
Сражения/войны | |||||
Награды и премии |
|
||||
Яков Иванович Алкснис на Викискладе |
Я́ков Ива́нович А́лкснис (Алкснис-Астров латыш. Jēkabs Alksnis; 14 (26) января 1897 года, хутор Пакули, Наукшенская волость, Лифляндская губерния, Российская империя, ныне Наукшенский край, Латвия — 29 июля 1938 года, Коммунарка, Московская область, СССР) — советский военный деятель, командарм 2-го ранга (1935 год). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.[1][2][3]
Яков Иванович Алкснис родился 14 (26) января 1897 Пакули Наукшенской волости Лифляндской губернии
В марте 1917 года был призван в ряды Русской Императорской Армии. После окончания Одесской школы прапорщиков был отправлен на Западный фронт.
В 1916 году Алкснис вступил в ряды РСДРП. Был военкомом Орловской губернии.
С мая 1919 года служил в рядах РККА. Был комиссаром 55-й стрелковой дивизии. Участвовал в ходе разгрома белогвардейских и повстанческих отрядов в Орловской губернии и казачьих отрядов на Дону. Вскоре был назначен на должность военкома Донской области, а в 1920 году — на должность помощника командующего Орловского военного округа.
В 1924 году Яков Иванович Алкснис закончил Военную академию им. М. В. Фрунзе, после чего последовательно назначался на должности помощника начальника организационно-мобилизационного управления, начальника и комиссара отдела устройства войск, начальника Управления устройства и службы войск.
В 1926 году был назначен на должность заместителя начальника ВВС РККА. 21 июля 1929 года он совместно с лётчиком В. О. Писаренко на самолёте Р-5 совершил беспосадочный перелёт из Москвы до Севастополя, показав среднюю скорость 233 км/ч и преодолев 1300 километров пути. На следующий день, 22 июля, они пролетели по тому же маршруту обратно так же без посадок.
В ноябре 1929 года после обучения в Качинской военной школе лётчиков Алкснису было присвоено звание «военный лётчик». В дальнейшем Алкснис неоднократно вылетал с проверками в воинские части, пилотируя самолёт самостоятельно.
В 1931 году был назначен на должность командующего ВВС РККА, став членом Революционного военного совета СССР. Вскоре стал также членом Военного Совета Народного комиссариата обороны.
В ноябре 1932 года внес предложение об учреждении Дня авиации с «целью популяризации гражданской и военной авиации в массах». СНК СССР постановил проводить празднование Дня авиации ежегодно 18 августа.
В январе 1937 года был назначен на должность заместителя народного комиссара обороны по авиации.
Участвовал в проведении репрессий в РККА. Входил в состав Специального судебного присутствия, которое 11 июня 1937 года приговорило к смертной казни группу военачальников во главе с М. Н. Тухачевским.
23 ноября 1937 года Яков Иванович Алкснис был снят со всех постов, исключён из рядов ВКП(б) и арестован. Военной коллегией Верховного суда СССР 28 июля 1938 года по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 29 июля 1938 года на Коммунарском полигоне. Определением Военной коллегии от 1 февраля 1956 года Яков Иванович Алкснис был реабилитирован.
Жена Якова Алксниса Кристина Карловна Алкснис-Меднис получила 8 лет ИТЛ, которые отбывала в Темлаге. После освобождения с 1946 по 1949 годы жила в Риге, но затем была снова арестована и до 1954 года находилась в ссылке в Красноярском крае.
Сын — Имант, которому ко времени ареста родителей исполнилось 10 лет, был отправлен в детский дом. Имант Алкснис был гражданским инженером. Закончил вуз и работал в промышленности.[4]
Внук — Виктор — советский и российский политический деятель
Предшественник: Баранов, Пётр Ионович |
Главнокомандующий ВВС РККА 1931 — 1937 годы |
Преемник: Локтионов, Александр Дмитриевич |
Яков Алкснис.