27-04-2023
Ямал-402 | |
Заказчик | |
---|---|
Производитель |
Thales Alenia Space |
Оператор | |
Задачи | |
Выход на орбиту |
14 декабря 2012 на ГСО |
Запуск | |
Ракета-носитель | |
Стартовая площадка | |
NSSDC ID |
2012-070A |
SCN |
39022 |
Технические характеристики | |
Платформа | |
Масса |
5250 кг[3] |
Мощность |
10800 Вт |
Движитель | |
Срок активного существования |
снижен до 11,5 лет из-за нештатной ситуации[4] |
Элементы орбиты | |
Тип орбиты | |
Точка стояния |
54,9° в. д. |
Целевая аппаратура | |
Транспондеры |
Ku-диапазона: 12 × 72 МГц, 18 × 36 МГц, 16 × 54 МГц[7][8][9] |
«Ямал-402» — коммерческий геостационарный телекоммуникационный спутник большой размерности, принадлежащий российскому спутниковому оператору Газпром космические системы. Спутник изготовлен французской компанией Thales Alenia Space с участием ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», которое поставляет некоторые компоненты спутника[1].
КА «Ямал-402» призван расширить существующую группировку телекоммуникационных спутников Ямал. Он был запущен в точку стояния 54,9° в. д. для обслуживания территорий России, стран СНГ, а также Западной и Центральной Европы, Ближнего Востока и Африки в Ku-диапазоне частот всеми видами современных услуг связи[8][9].
Содержание |
3 июля 2008 года ОАО «Газпром» объявил о проведении открытого конкурса на создание двух спутников связи «Ямал-400» на условиях «под ключ» для нужд дочернего ОАО «Газком» (название компании «Газпром космические системы» до 1 декабря 2008 года). Проект «Ямал-400» предусматривал создание и запуск на геостационарную орбиту двух спутников высокой энерговооруженности «Ямал-401» и «Ямал-402», несущих в общей сложности 99 транспондеров (154 транспондера в эквиваленте 36 МГц) в С- и Ku- диапазонах, создание наземного комплекса управления спутниками, резервного пункта управления, контрольно-измерительного комплекса, а также развитие наземной телекоммуникационной инфраструктуры[10][11].
5 февраля 2009 года[12] Газком заключил контракт с Thales Alenia Space (TAS) на производство двух спутников, «Ямал-401» и «Ямал-402». Согласно подписанному документу, стоимость которого оценивалась в 430,5 млн евро, Thales Alenia Space в качестве генерального подрядчика отвечала за проектирование, изготовление, испытания и поставку под ключ обоих спутников, а также за оснащение их наземного сегмента. «Ямал-401» и «Ямал-402» должны были быть построены на базе спутниковой платформы Spacebus-4000 C3 и запущены в 2011 году с помощью РН Ariane-5ECA с космодрома во французской Гвиане[3][13].
В начале 2010 года, в процессе одобрения контракта, ГКС, ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (ОАО ИСС), Федеральное космическое агентство и TAS изменили некоторые пункты договора, увеличив доли работ российской кооперации[11]. По новому контракту компания Thales Alenia Space продолжала работать над «Ямал-402», но уже с участием ОАО ИСС, которое поставляло отдельные компоненты для этого КА. Кроме того, ответственность за создание КА «Ямал-401» перешла к ОАО ИСС, которое обязалось изготовить спутник на своей новой платформе Экспресс-2000 с использованием полезной нагрузки производства Thales Alenia Space[14]. Также, Газком пересадил спутники на российскую ракету-носитель: 28 мая 2010 года компания International Launch Services (ILS) объявила о получении контракта на запуск с помощью РН «Протон-М» аппаратов «Ямал-401» и «Ямал-402»[3][15].
Первоначально запуск был назначен на 2011 год с помощью РН Ariane-5ECA с космодрома во французской Гвиане[13]. В 2010 году, в соответствии с новым уточнённым контрактом пуск был перенесён на 2012 год с помощью РН Протон-М и РБ Бриз-М.
Запуск состоялся 8 декабря 2012 года с пусковой установки № 39 площадки № 200 космодрома Байконур[2]. Однако, в ходе выведения космического аппарата на целевую орбиту процедура отстыковки от разгонного блока «Бриз-М» произошла на 4 минуты раньше расчетного времени[16]. Хотя по первоначальному плану спутник должен был быть довыведен до геостационарной орбиты с помощью двух включений апогейного двигателя, специалисты Thales Alenia Space были вынуждены запланировать два дополнительных включения для выполнения этой задачи[17]. Первый манёвр был успешно проведен специалистами компании Thales Alenia Space в ночь на понедельник 9—10 декабря 2012 года, второй — в ночь на вторник 10—11 декабря, третий — в среду 12 декабря днем. После последнего, четвёртого манёвра, 15 декабря 2012 года КА «Ямал-402» достиг геостационарной орбиты[18].
Так как для проведения дополнительных манёвров было истрачено часть горючего, предназначенного для коррекции орбиты, «Ямал-402» сможет проводить коррекции орбиты в течение лишь 11,5 лет, вместо запланированных 19. Это также меньше первоначального срока активного существования спутника, который был равен 15 лет[4].
9 января 2013 года компания-производитель спутника Thales Alenia Space сообщила об успешном выведении спутника в точку стояния 54,9 градуса восточной долготы и завершении необходимых проверок[19].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Говорит и показывает "Ямал". |
КА «Ямал-402» построен на базе спутниковой платформы Spacebus-4000 (вариант C3). Вес спутника на орбите составит около 5250 кг[3] и он имеет срок активного существования более 15 лет. Мощность, выделяемая платформой для питания бортового ретрансляционного комплекса составляет 10800Вт[7].
На КА «Ямал-402» установлены 46 транспондеров Ku-диапазона: 12 транспондеров по 72 МГц, 18 по 36 МГц и 16 по 54 МГц. В пересчёте на 36 МГц эквивалент, общая ёмкость составляет 66 транспондеров.
Бортовые антенны КА «Ямал-402» формируют 4 фиксированных луча и один перенацеливаемый:
Кроме того, возможна переброска информации между различными лучами.
Ямал-402.