27-04-2023
21 | ||||
Студийный альбом Адели | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска | ||||
Записан |
май 2009 — октябрь 2010; AirStudios, Angel Studios, Eastcote Studios, Harmony Studios, Metropolis Studios, Myaudiotonic Studios, Patriot Studios, Serenity Sound, Shangri La Studios, Sphere Studios, Wendyhouse Productions |
|||
Жанры | ||||
Длительность |
48:12 |
|||
Продюсер |
Рик Рубин, Paul Epworth, Jim Abbiss, Fraser T Smith, Райан Теддер, Dan Wilson |
|||
Страна | ||||
Лейбл | ||||
Хронология Адели | ||||
|
||||
Синглы из 21 | ||||
|
«21» — второй студийный альбом британской певицы и автора Адели, выпущенный в январе 2011 года под лейблом Columbia Records. На июнь 2012 года альбом разошёлся тиражом более 22 млн экземпляров[1][2][3], возглавил многие хит-парады мира, несколько месяцев был на первом месте в Великобритании в чарте UK Album Chart (23 недели № 1, рекорд для певиц) и в американском Billboard 200 (24 недели на № 1, рекорд за четверть века), став главным бестселлером года[4].
«21» признан лучшим альбомом 2011 года по версиям двух ведущих журналов: Billboard[5] и Rolling Stone[6].
12 февраля 2012 года в Лос-Анджелесе на 54-й церемонии вручения музыкальной премии "Грэмми" диск признан Лучшим альбомом года[7].
Содержание |
В апреле 2009 года, двадцатилетняя Адель, только что завязавшая свои первые серьёзные отношения с мужчиной, старше её на 10 лет, начала писать новые песни для своего второго альбома, после успешного дебюта с пластинкой 19 в 2008 году[8][9]. В противовес СМИ, которые, по причине винтажного звучания и сентиментальности песен, навесили на её музыку ярлык «старый соул», Адель приняла решение создать более танцевальный и современный альбом[9][10]. Однако, студийные сессии оказались, в большинстве, не такими удачными, как ей хотелось и, через две недели, была записана только одна песня, удовлетворяющая её требованиям, — спродюсированная Джимом Аббисси «Take It All», любовная баллада в сопровождении фортепиано, сильно отлачавшаяся от материала альбома 19[9][11]. Разочаровавшись в первых результатах работы и не найдя вдохновения для продолжения, певица отменила дальнейшие запланированные студийные сессии[12].
Адель написала «Take It All» во время обострения в её отношениях. Когда она сыграла песню своему парню, между ними произошла большая ссора, ставшая причиной их расставания, после восемнадцати месяцев взаимоотношений[13]. Певица чувствовала что её сердце было разбито, но одновременно с этим вернулось вдохновение. Она выплеснула свои эмоции посредством музыки, создавая песни посвящённые её неудачным отношениям, как с позиций мстящей бывшей любовницы и жертвы, которой разбили сердце, так и с позиции человека, испытывающего ностальгические чувства по прошедшей любви[14][15][16].
Создание новых песен стартовало сразу после расставания Адель и её парня. Буквально на следующий день, она связалась с продюсером Полом Эпуортом, с намерением выразить свои эмоции в песне: «У нас была жаркая перепалка прошлой ночью… И я вся кипела. Потом я пришла в студию и просто кричала»[9]. Не смотря на то, что первоначально она хотела дописать балладу, которую они с Эпуортом начали писать за год до этого, продюсер решил, что она настроена на более агрессивное звучание[17][18]. Вдвоём, они переделали песню и переписали слова, чтобы отразить недавний опыт Адель и остановились на названии «Rolling in the Deep»[17]. Инструментовка песни была создана с помощью импровизации: после того, как они испробовали несколько джазовых риффов, Адель спела первый куплет а капелла, вдохновив Эпуорта сымпровизировать мелодию на акустической гитаре. Марширующий бит ударных был включён к песню, чтобы отразить учащённое биение сердца певицы[17]. В течение двух дней была записана демо-запись, которую предоставили для прослушивания и последующего продюсирования со-президенту Columbia Records Рику Рубину, в конце того же года. Однако, Адель снова связалась с Эпуортом через несколько месяцев, чтобы он завершил продюсирование песни.
Демо-запись легла в основу конечной версии[19]. Эпуорт дописал все инструменты к демо-записи вокала, который Адель записала с первого раза и именно эту запись ставили, как самую эмоциональную. В конечной версии песни, которая звучит на альбоме, так же можно услышать, как Эпуорт отсчитывает время перед началом записи.
С британским продюсером Фрэйзером Т. Смитом фактически повторилась та же история, когда он присоединился к Адель, чтобы записать будущий третий сингл «Set Fire to the Rain» в его лондонской студии MyAudiotonic Studios[19]. После того, как двое создали демо, Адель снова посетила её соавтора, чтобы записать финальную версию вместе с ним, а не с изначально приглашённым Риком Рубином. Смит посчитал, что первоначальну запись вокала «невозможно будет превзойти». Он использовал её в финальной версии песни, добавив «живые» ударные и партию струнных (аранжированную британским музыкантом Рози Денверс)[19][20].
Закончив две демо-записи, Адель обратилась к американскому музыканту, фронтмену группы OneRepublic Райану Теддеру, который в то время находился в Лондоне для участия в радио-шоу. Теддер проявил интерес к сотрудничеству с певицей, когда они познакомились на церемонии «Грэмми» в феврале 2009[21]. Он прибыл на студию за четыре часа до назначенного времени, чтобы лучше ознакомиться с её предыдущими работами[19]. Хотя он не знал о проблемах Адель в её личной жизни, за это время он успел написать фортепианную интерлюдию и первые две строчки к будущей балладе «Turning Tables»: «Close enough to start a war/All that I have is on the floor» (русск. «Близка к тому, чтобы развязать войну/Всё что я имела — на полу»)[19]. Так совпало, что запись идеально отразила состояние певицы, которая приехала в студию как раз после очередной ссоры с её бывшим любовником. Испытывая злость и смятение, она осуждала стремление её бывшего парня «победить» (англ. «turn the tables») её в словесной перепалке. Теддер предложил использовать это выражение, включив его в текст композиции[21]. Адель записала демо песни на следующий день, вместе с Джимом Аббисом.
Адель и Теддер согласились на вторую запись и продолжили работу в лос-анджелесской студии Serenity West Studios спустя несколько недель, записав композицию «Rumour Has It». В интервью Теддер говорил, что был удивлён музыкальным и вокальным талантом Адель, после того, как она смогла записать основную вокальную партию за 10 минут: «Она спела всё слёту, совершенно идеально, не пропустив ни одной ноты. Тогда я посмотрел на звукоинженера, после - на неё и сказал: „Адель, я не знаю, что сказать, но за десять лет я не встречал никого, кто бы мог сделать это“»[19].
После записей с Эпуортом, Смитом и Теддером, Адель отправилась в США, чтобы продолжить работу над альбомом. По предложению президента Columbia Records Эшли Ньютона, она встретилась с американским автоом песен Грегом Уэлсом в его студии, расположенной в Калвер Сити, под Лос-Анджелесом, где они написали госпел-балладу «One and Only»[22]. Песня была основана на четырёх-аккордовой фортепианной гармонии в размере такта в 6/8, которую Уэлс создал до встречи с артисткой[19]. Текст песни, вдохновлённый новыми любовными отношениями певицы, был написан очень быстро и закончен в сорудничестве с Дэном Уилсоном, с которым они позже написали композицию «Someone Like You»[22].
В 2008 году появление Адель в американском комедийном скетч-шоу Saturday Night Live привлекло внимание знаменитого продюсера Рика Рубина, который позже пожелал стать исполнительным продюсером нового альбома, после её успеха на церемонии «Грэмми» 2009 года[23]. Певица изначально планировала сотрудничество с различными музыкантами (включая Эпуорта, Смита и Теддера) для записи песен, которые должны были позже быть записаны совместно с Рубином. Однако удачная запись первых демо заставила её изменить первоначальные планы и сделать запись многих песен в том числе «Rolling in the Deep» и «Set Fire to the Rain» в Лондоне[24]. В апреле 2010 года она отправилась в студию Рубина Shangri-La Studio в Малибу, штат Калифорния, чтобы записать остальной материал для альбома[11][17].
Известный за свой неортодоксальный стиль продюсирования, Рубин вытащил певицу из её зоны комфорта и, вследствие его нетрадиционных методов, Адель описала работу с ним, как очень сложную[15][25]. Рубин посетил много её выступлений в 2008-2009 годах и после её выступления на Hollywood Bowl, предложил стереть грань между её живыми выступлениями и студийными записями. Когда они встретились в Малибу, он старался «сохранить настроение её шоу в записи», пригласив команду музыкантов, которая включала барабанщика Криса Дейва, гитариста Мэта Суини, пианиста Джеймса Пойсера и басиста Пино Палладино. Музыканты записали много акустических партий для альбома[9][17][26]. Рубин также выступил против использования семплов и электронных инструментов[25]. Как защитник более свободного стиля записи музыки, Рубин полагался на настроение и ощущения, которое музыка оставляет сама по себе, пытаясь отразить это в инструментовке и аранжировке песен[27]. Он изолировал певицу в студии и предложил ей, как и музыкантам, подойти к процессу записи с большей спонтанностью и меньшими ограничениями[15][25]. В интервью он рассказывал о процессе записи:
Её пение в студии было столь сильным и душещипательным, что становилось абсолютно ясно, что происходит что-то особенное… Музыканты были под впечатлением, так как им редко удаётся записываться вместе с артистом и тем более в момент, когда он поёт… Сегодня большинство песен записываются наложением дорожек. Получился действительно интерактивный момент, когда никто из музыкантов не знал, что он в действительности должен сыграть, и все слушали настолько внимательно и глубоко погружались в процесс… партии всех инструментов строились на эмоциях потрясающего вокального исполнения Адель[19].— Рик Рубин
Адель записала с Рубином пять песен: «Don't You Remember», «He Won't Go», «One and Only» и бонус-трек для США «I Found a Boy». Кавер на песню «Never Tear Us Apart» группы INXS был заменён на кавер композиции «Lovesong» группы The Cure, записанный в стиле босса-нова и заставивший музыкантов расплакаться[28][29].
После завершения работы с Рубином Адель узнала от знакомого, что её бывший парень объявил о помолвке с другой девушкой. За десять минут певица написала текст финальной песни альбома «Someone Like You», которую она вскоре дописала с Деном Уилсоном. Лейбл Адель изначально был недоволен композицией и прелагал перезаписать её с группой, но певица отказалась. Запись песни стала моментом очищения для певицы, которая говорила, что написала её, чтобы «освободить себя»[30].
21 совсем не похож на 19, он о тех же вещах, но под другим углом зрения. Сейчас, я отношусь ко многим вещам по другому. Я стала более терпеливой… более либеральной и осознающей свои недостатки… Это произошло с возрастом, я полагаю. Так что думаю вполне нормально будет назвать эту запись 21… Как в фотоальбоме, вы сможете увидеть [мой] прогресс и изменения во мне… сквозь года. Я пыталась придумать другие названия для альбома, но не смогла найти ничего, что бы описывало его правильно.
Первым желанием Адель было — назвать альбом Rolling in the Deep, её адаптированным выражением сленговой фразы «roll deep» (русск. «идти куда-либо большой группой людей»), которое определяло те чувства, которые она испытывала по поводу бывших отношений; в её личной интерпретации, фраза означала иметь кого-то, «кто разделяет твоё прошлое» и всегда поддерживает тебя[32]. Тем не менее, позже певица посчитала название слишком сложным для восприятия аудиторией[33]. Не смотря на то, что она хотела избежать сравнений с названием её дебютной работы, Адель всё же посчитала название «21» наиболее подходящим, так как оно отражало её возраст на момент создания альбома, обозначало его автобиографическую суть и символизировало её артистическую эволюцию, со времён выпуска дебютной пластинки[31][33].
На альбом 21 оказало влияние увлечение Адель культурой юга Соединённых Штатов, во время Северо-Американского турне в 2008-2009 годах в рамках тура An Evening with Adele[26][34][35]. Частые перекуры с водителем автобуса, уроженцем Нэшвилла, штата Теннесси, во время переездов в ходе тура, привели к тому, что певица ознакомилась с музыкой в жанрах блюграсс и рокабилли, с музыкой Гарта Брукса, Ванды Джексон, Элисон Краусс, группы Lady Antebellum, Долли Партон и Rascal Flatts[23][26][36]. Адель была под впечатлением от жанра кантри, высоко оценив такие его стороны, как тематику и простоту изложения песен, которые она слушала; она также говорила, что просто с энтузиазмом стала изучать новый, не знакомый ей стиль музыки[35]. Не смотря на то, что альбом был пропитан временным влиянием кантри и южного соула, он, тем не менее, остался в рамках мотоуновского поп-соула дебютной работы Адель[36][37][38]. Такие инструменты, как саксофон, арфа, банджо и аккордеон были привнесены в запись под влиянием блюза и соула, джаза и босса-новы[34][38][39]. Альбом также включает такие жанры и стили, как альтернативный поп и вдохновлённый госпелом современный рок[40][41]. Певица отталкивалась при записи от музыки Мэри Джей Блайдж, Канье Уэста, Elbow, Mos Def, Аланис Мориссетт, Тома Уэйтса и Шенид О Коннор в целях разработки нового звучания. Она отмечала таких музыкантов, как Yvonne Fair, Andrew Bird, Neko Case и The Steel Drivers, как пример для неё при создании альбома[31].
Не смотря на то, что СМИ навесили на работу ярлык «соул альбома», критики не согласились с такой характеристикой[42][43]. Майк Спайс из журнала Slate утверждая, что «соул» всегда был связан с политическим, историческим и культурным наследием афро-американцев, писал, что Адель и её современники слишком далеки от этой социокультурной среды и могут предложить лишь бледную копию настоящего «соула», не смотря на способность создавать правдоподобное звучание[44]. Журналист Sirius XM Ларри Флик добавил, что винтажное звучание альбома не вносит его автоматически в категорию «соула». Взамен этого, диск можно назвать поп-альбомом с «уклоном в соул»[10].
Альбоме является очень автобиографичным и его песни выстроены таким образом, чтобы последовательно передать гамму эмоций, которую Адель испытала после размолвки с её бывшим парнем: от темы гнева и горечи в чувству одиночества, горя и сожаления и, в конце концов, к принятию неизбежного[14][16]. Мстительная «Rolling in the Deep», описанная Адель как «тёмный госпел с элементами блюза, положенный на диско-ритм», была написана как способ выразить свое возмущение её бывшему любовнику после его пренебрежительно замечания о том, что она всегда была слабой и без него её жизнь будет «скучной, одинокой и бессмысленной»[41][45]. Начинающаяся под звук боя на акустической гитаре песня с первого куплета задаёт тон всему альбому[46]. Марширующий бит, шафл-перкуссия и пианино переходят в драматичный, многоголосый припев, в котором «голос Адель передаёт драматический поиск правильной интонации и слов, в которых можно описать её печаль из-за того, что кто-то посмел разбить её сердце»[37][38][46]. Ставший первым синглом из 21, «Rolling in the Deep» — это один из лучших образцов того, как на звучании альбома отразилось влияние американской музыки[47].
«Rumour Has It» — саркастический ответ певицы на все слухи вокруг её разрыва с бывшим парнем, которую она написала, как реакцию на поведения её друзей, распространявших эти слухи[48][49]. Совмещая элементы doo-wop и блюза в стиле Tin Pan Alley, эта энергичная песня построена на гармониях женского вокала, фортепианных аккордах, марширующей бочке и хлопках в ладоши и открывает в певице «близкого к 40-м годам, салонного исполнителя»[48][50][51][52]. Джон Караманика из The New York Times отмечал в песне «спетый контрапунктом оголённый вокал» и медленный бридж, меняющий общий ритм композиции[53]. Во время записи Теддер экспериментировал с риффом, вдохновлённым песней «I Might Be Wrong» группы Radiohead, отмечая особый гитарный строй песни и ритмы американского блюза, как стимул в продюсировании «Rumour Has It»[19]. В «Turning Tables» — песне посвящённой внутренней борьбе её исполнитель принимает защитную позицию по отношению к действиям своего бывшего любовника. Примиряя себя с прекращением затянувшихся скандалов, певица клянётся себе держать эмоциональную дистанцию, чтобы не испытывать подобных разочарований в будущем. Брайан Бойд из The Irish Times сравнил певицу с уэльским рокером 1980-х Бонни Тайлером в отношении вокальной техники, с помощью которой она пыталась передать чувства гнева, боли и пафоса[54][55]. По мнению журналистов Paste кинематографические струнные «сделали акцент на тексте [песни], посвящённому разбитому сердцу»[55].
Спродюсированый Риком Рубином четвёртый трек «Don’t You Remember», написанный Адель и Дэном Уилсоном, меняет тематику альбома от злости и самозащиты к рефлексии и душевной тоске. Эта среднетемповая кантри-баллада была добавлена в альбом одной из последних, так как Адель стало стыдно от того, что она демонизирует своего бывшего возлюбленного в других песнях[15][35][41][56]. Текст песни призывает бывшего любовника вспомнить лучшие моменты их отношений[35]. В «Set Fire to the Rain» певица в общих чертах определяет ту ступень в отношениях, когда появляются проблемы и борется со своей неспособностью дать событиям развиваться естественно[57]. Украшенная богатой оркестровкой, трепетными струнными, крещендо и драматическими вокальными мелизмами в концовке песня разительно отличалась от остального материала альбома, вследствие чего критики охарактеризовали её, как поп-роковую пауэр-балладу[34][37]. Чтобы достичь более объёмного звучания, продюсер Фрейзер Ти Смит использовал популярную технику «стена звука»[34][58].
«Take It All», седьмая песня на альбоме, написанная в сотрудничестве с Френсисом Уайтом и Джимом Абиссом до того, как отношения Адель и её парня завершились, — это баллада, записанная в сопровождении пианино, в которой сильно влияние попа, соула и госпела[11][59][60]. В рецензии на альбом 21, критик Allmusic Мэтт Коллар назвал песню «центральным номером» албома, описав её как «вневременную классику», поставив в один ряд с такими песнями как «And I Am Telling You I'm Not Going» и «All by Myself», назвав её «моментом катарсиса для тех поклонников, которые отождествляют себя с любовным персонажем своего идола»[59]. После звучит «I’ll Be Waiting», вторая из песен, спродюсированная Эпуортом, которая разительно отличается от «Rolling in the Deep» более оптимистичным тоном и бойкой, светлой мелодией[51]. Проповедуя позицию mea culpa в разрушающихся отношениях, певица заявляет, что будет терпеливо ждать неизбежного возвращения её возлюбленного[61][62]. Песню сравнивали с работами Ареты Франклин[63]. Том Тауншенд из MSN Music описывал её духовую секцию, как Rolling Stones-новский «барный госпел»[64].
Не смотря на то, что большинство песен на альбоме были посвящены распавшимся отношениям певицы, не все из них затрагивали эту тему. «He Won’t Go» — дань хип-хопу и современному ритм-н-блюзу, была посвящена другу Адель, который боролся с героиновой зависимостью[15][50]. Следующая девятой в альбоме песня «One and Only», отмеченная за её госпел-вокал, использование органа и хора, была посвящена близкому другу певицы, к которому она испытывала романтические чувства[63][65]. «Lovesong» Адель посвятила своей матери и друзьям, воспоминания о которых были для неё утешением, когда возникала тоска по дому и накатывало одиночество во время записи в Малибу[29].
Закрывающая альбом, описанная как «адажио разбитому сердцу» песня «Someone Like You» — это нежная фортепианная баллада[66]. В интервью певица описывала композицию как объединение всего, что она чувствовала к своему бывшему любовнику на последнем этапе записи альбома[67]. Текст песни описывает попытку героини справится со своим горем после того, как она узнаёт, что её бывший только что обручился и счастлив в новых отношениях[67]. Шон Феннесси из The Village Voice похвалил вокальное исполнение Адель, отмечая как её «шёпот переходит в крик» в припеве и позже снова приходит к спокойствию[68]. Будучи одной из самых высоко оцененных песен из альбома, «Someone Like You» получила одобрение за лирическую глубину и простоту изложения[41][66].
За несколько месяцев до европейского релиза 21, Адель отправилась в промо-тур по Европе, дав выступления на приёме у королевской семьи Royal Variety Performance (англ.)русск. в Великобритании 9 декабря 2010 года, на финале телевизионного шоу талантов The Voice of Holland (англ.)русск. 21 января 2011 и, через шесть дней, на концерте Live Lounge (англ.)русск. радиостанции BBC Radio 1. 24 января 2011, за неделю до выхода пластинки в Великобритании, она исполнила акустический сет из нескольких песен альбома в Лондонском музыкальном холле Табернекл (англ.)русск., который транслировался онлайн на её официальном сайте[69]. Адель исполнила «Someone Like You» на церемонии BRIT Awards 2011 года.
Для релиза в Северной Америке, назначенного на 22 февраля, руководители Columbia Records использовали маркетинговую стратегию длинного хвоста[69]. По заявлениям руководителя отдела маркетинга Columbia Скотта Грина, эта рекламная кампания была направлена на то, чтобы «в течение февраля создать достаточную волну интереса к альбому, чтобы привлечь внимание всех, кто купил альбом 19»[69]. Ключевым моментом кампании стало продвижение новых и старых песен через интернет и телевидение, в том числе, через партнёрские компании лейбла, такие как Vevo, AOL and VH1[69]. С сентября по октябрь 2010 года, Адель проводила небольшой промо-тур в США, который включал концерты в Нью-Йорке и Миннеаполисе, а также выступление в знаменитом лос-анджелесском Club Largo (англ.)русск.[70]. Не смотря на то, что певица не имела аккаунта в Twitter, Columbia самостоятельно создали его, поставив перенаправление на персональный блог Адель. В феврале, официальный сайт исполнительницы объявил о промо-кампании под заголовком «21 день с Адель», в ходе которой на сайте каждый день проводились эксклюзивные интерактивные акции, в том числе живой чат с певицей и видеоматериалы, где она рассказывала о записи и вдохновении при создании песен[69]. В течение недели до американского релиза, Адель посетила много дневных и вечерних телевизионных шоу, в том числе Today Show (англ.)русск. 18 февраля, «Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом» (англ.)русск. 21 февраля, «Шоу Эллен Дедженерис» (англ.)русск. и «Джимми Киммел в прямом эфире» 24 февраля[35][69][71].
Вскоре Адель отправилась в своё второе мировое турне Adele: Live в поддержку 21, которое включило более 60-ти концертов в Европе и Северной Америке. Шоу получило положительные отзывы, многие из которых хвалили его за искренность, хорошие вокальные данные певицы и её простоту в общении с публикой[72]. Однако, из-за проблем со здоровьем некоторые концерты были отменены. Вследствие перенесённой операции на горле певица отменила американскую часть тура и не появлялась на публике до февраля 2012 года[73].
Первый сингл «Rolling in the Deep» вышел в ноябре 2010 года и возглавил хит-парады Голландии[74], Германии[75], Бельгии[76], Италии и Швейцарии[77]. Он вошёл в Top-10 в Австрии, Канаде, Дании, Ирландии, Новой Зеландии[78] и Норвегии. В Великобритании он вышел 16 января 2011 года и дошёл до второго места хит-парада[79]. В США песня стала одной из наиболее широко исполняемых за последние четверть века[80][81], появившись в 12 различных чартах журнала Billboard (включая, такие разные как Rock Songs, Hot R&B/Hip-Hop Songs и Hot Latin Songs)[80][82]. Песня оставалась 7 недель во главе чарта синглов Hot 100[82][83] и была признана лучшей песней и бестселлером года в США[84][85][86]. Второй сингл «Someone Like You» дебютировал на 36 месте в английском хит-параде UK Singles Chart, благодаря хорошим цифровым скачиваниям, упав потом на № 47. Но после выступления Адели на церемонии 2011 BRIT Awards сингл поднялся на первое место[87][88]. Он возглавил чарты Австралии[89], Новой Зеландии[78], Италии, Финляндии, Франции, Швейцарии[77] и США. Третий сингл «Set Fire to the Rain»[90] возглавил чарты США, Нидерландов[91] и Бельгии (Flanders)[92], а также вошёл в лучшую пятерку песен в Швейцарии[77], Италии[93] и Австрии. «Rumour Has It» стал 4-м синглом альбома, выпущенным в США, релиз состоялся 1 марта 2012 года[94]. «Turning Tables» вышла как пятый сингл для радиостанций в США (хотя в некоторых странах эта песня вышла в качестве 4-го сингла). Песня «I’ll Be Waiting» никогда не выходила в качестве сингла, и тем не менее она поапала на 29-е место в чарте Triple A в США[95].
Профессиональные рейтинги альбома 21 | |
---|---|
Совокупная оценка | |
Источник | Рейтинг |
Metacritic | 76/100[40] |
Оценки обзоров | |
Источник | Рейтинг |
Allmusic | [59] |
The A.V. Club | A−[96] |
BBC Music | (положительная)[97] |
The Daily Telegraph | [98] |
The Guardian | [99] |
NME | 6/10[100] |
Q | [101] |
Rolling Stone | [39] |
Spin | 8/10[102] |
The Village Voice | (положительная)[68] |
21 был в целом положительно оценен музыкальными критиками. На сайте Metacritic, на котором ведётся суммирование рейтинга оценок альбомов ведущими критиками по сто-балльной шкале, диск получил 76 баллов, полученных на основании 34-х рецензий в СМИ, что означает «в целом положительную оценку»[40]. Критики отмечали в альбоме художественный рост, по сравнению с дебютом Адель, как в плане звукозаписи, так в сочинительстве песен[52][100][103]. В то время, как 19 был подвергнут критике за его текстовую и музыкальную сдержанность, Грег Кот из Chicago Tribune утверждал, что по сравнению с дебютным, альбом 21 «наращивает ритмический драйв и драматизм в аранжировках»[34][39][42][104].
В дополнение к позитивной оценке драматичной истории создания записи, журналисты также хвалили возросшую глубину и зрелость песен Адель[34][102]. Гэри МакГинли из No Ripcord назвал альбом «достигшей совершеннолетия записью», а Саймон Харпер из Clash писал, что «За два года… она открыла для себя мир. В то время, как 19 был лебединой песней подростковой жизни, 21 показывает реалии взрослой, где возрастающая ответственность сталкивается с душевной болью и шрамы от эмоциональных потрясений имеют более глубокие корни»[34][105]. В положительном обзоре для MusicOMH, Джон Мёрфи находил сходства в тематике данной пластинки и альбома Back to Black Эми Уайнхаус, отмечая что их пронизывают одинаковые темы «боли, печали и гнева»[42]. Он посчитал, что 21 — это «один из лучших альбомов о „разрыве отношений“ и первый по настоящему впечатляющий альбом 2011 года»[42]. Схожую оценку альбому дал Джозеф Вини из Sputnikmusic утверждая, что 21 совмещает «лучшие черты соула старой школы, в духе Ареты Франклин, а также дерзость и чувственность современной женственности, в духе Лорин Хилл»[106]. Шон Финнисси из The Village Voice писал, что альбом, «включая лёгкий налёт дерзости и большую долю величественности, магическим образом убеждает вас в свой значимости»[68]. Он упомянул и о музыкальном содержании, отмечая, что «грань между драматизмом и пафосом всегда очень тонка, но Адель смогла удержаться на ней. И это как раз то, что выделяет её из ряда современниц волны британских белокожих ритм-н-блюз певиц середины 00-х»[68]. Ян Уолкер из AbsolutePunk назвал альбом «поп-шедевром», но критиковал его неравномерность[51]. Лия Гринбласс из Entertainment Weekly назвала альбом «вневременным»[107]. В журнале Q писали, что не смотря на то, что не все песни были одинаково хороши, Адель почти достигла совершенства[101].
Альбом получил номинацию на премию Mercury Prize 2011 года[108]. В ноябре 2011, Адель выиграла три награды American Music Awards, включая награду в категории «Лучший поп/рок альбом» за 21[109]. В феврале 2012, певица получила несколько наград премии «Грэмми», в том числе, в категориях «Альбом года» и «Лучшее вокальное исполнение в стиле поп» за 21, «Запись года» и «Лучшее короткое музыкальное видео» за «Rolling in the Deep» и «Лучшее сольное исполнение в стиле поп» за «Someone Like You»[110]. Продюсер Пол Эпуорт выиграл награду в номинации «Продюсер года, неклассический». 21 февраля 2012, 21 получил «Премию Mastercard британскому альбому года» на BRIT Awards 2012 года[111]. 31 марта диск получил награду премии «Джуно» в категории «Международный альбом года».
21 был включён во множество годовых рейтингов и списков лучших альбомов. Он стал лучшим альбомом года по версиям The Associated Press, The Austin Chronicle, Entertainment Weekly, The Star Tribune, Digital Spy, MSN Music, New York Daily News, Rolling Stone, журнала TIME и обозревателей USA Today[112][113][114][115][116][117][118][119][120]. Обозреватели Billboard выбрали его лучшим альбомом года по результатам голосования[121]. Шотландская газета Daily Record, обозреватели Amazon и обозреватели музыкального онлайн сервиса Rhapsody объявили его альбомом года[122][123][124]. 21 также вошёл в списки лучших альбомов 2011 года по версиям MTV, The Boston Globe, The Hollywood Reporter и Toronto Sun[125][126][127][128]. Он вошёл в топ-10 списков American Songwriter, Q, Los Angeles Times, Clash и The Washington Post[129][130][131][132][133]. «Rolling in the Deep» была признана лучшей песней 2011 года в ходе массового опроса критиков Pazz and Jop проведённого нью-йоркской еженедельной газетой The Village Voice[134]. В 2012 году журнал Rolling Stone поставил альбом на 6-е место в своёв списке «Женщины в рок-музыке: 50 лучших альбомов всех врмён» (Women Who Rock: The 50 Greatest Albums of All Time)[135].
21 дебютировал на первом месте в чарте альбомов Великобритании UK Albums Chart 30 января 2011 года. За первую неделю он разошёлся тиражом в 208 тысяч экземпляров[136]. В четвёртую неделю продаж, в ходе которых альбом также был на первом месте, Адель исполнила песню «Someone Like You» на BRIT Awards. В итоге, продажи альбома резко взлетели вверх, увеличившись на 890% в магазине Amazon.co.uk в течение четырёх часов после начала показа шоу в телеэфире[137]. 19 также вернулся в чарт UK Albums Chart, попав на 4 место, в то время как «Someone Like You» совершил рывок с 47-й до первой позиции, а «Rolling in the Deep» поднялся с пятой до четвёртой строчки хит-парада синглов. Адель стала единственным ныне живущим исполнителем, со времён The Beatles в 1964 году, который смог получить два альбома и два сингла в верхних пятёрках национальных чартов Великобритании одновременно[138]. Через неделю, 19 поднялся до второй строчки в чарте альбомов, в то время как его релиз состоялся 109 недель назад, и певица стала первым исполнителем, со времён The Corrs в 1999 году, два альбома которого заняли первое и второе место в чарте[139][140].
21 несколько раз добирался до высшей позиции в UK Albums Chart в течение 2011 года, в первый раз проведя 11 недель на первом месте с февраля по апрель 2011 года и во второй раз — пять недель в апреле-июне[141]. В третий раз альбом провёл две недели на первом месте в июле 2011-го[141]. В январе 2012 года, через год после релиза, он снова возглавил чарт и, 15 апреля того же года, снова вернулся на высшую позицию, проведя на первом месте в общей сложности 22 недели[142]. В сентябре 2011 года, Адель была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса», как первая женщина-исполнитель, два сингла и два альбома которой попали в топ-5 чартов Великобритании одновременно. 21 также стал первым альбомом в истории, продажи которого в Великобритании превысили три миллиона экземпляров в течение одного года и первым альбомом (женщины-исполнителя) проведшим наибольшее количество недель подряд на первом месте — 11 недель, — побив рекорд сборника хитов Мадонны The Immaculate Collection[143]. Он также стал первым по числу проведённых недель на первом месте (для женщины-исполнителя) в истории Великобритании[144][145]. Диск был распродан в количестве четырёх миллионов экземпляров к февралю 2012 года и, в марте, он был сертифицирован как 15-кратно платиновый за четыре с половиной миллиона отгруженных в магазины экземпляров (достигнув самой большой в истории Великобритании сертификации)[142][146]. Альбом также является самым скачиваемым, самым продаваемым в 21 веке и шестым самым продаваемым в истории Великобритании релизом[147][148][149]. К апрелю 2012 года, диск провёл 62 недели подряд в топ-10 чарта альбомов Великобритании[150].
21 возглавил чарты альбомов более чем 26 стран[143][151]. Он дебютировал на втором месте в бельгийском чарте Belgian Albums Chart (Фландрия) 29 января 2011 и поднялся до первого места в следующую неделю, пробыв на нём 36 недель и, до февраля 2012, не опускался ниже четвёртой позиции[76]. Диск возглавлял швейцарский чарт Schweizer Hitparade 14 недель и французский чарт 18 недель[77][152]. В Нидерландах, 21 дебютировал на первом месте 29 января 2011 и возглавлял чарт 30 недель[153]. В Германии он провёл на первой строчке восемь недель[154]. Альбом занимал первую строчку ирландского Irish Albums Chart 33 недели — самое долгое пребывание на первом месте в истории чарта, — и стал 12-кратно платиновым[155]. За 52 недели было продано более 250 тысяч экземпляров альбома, вследствие чего он стал самым быстро распродаваемым альбомом всех времён в Ирландии[156]. В Австралии, Адель повторила свой рекорд в чартах Великобритании, когда две её песни, «Someone Like You» и «Rolling in the Deep», и два альбома, 21 and 19, попали в топ-5 чартов этой страны 17 июля 2011[157]. В новозеландском чарте RIANZ, 21 дебютировал на первом месте в январе 2011 и провёл 28 недель подряд на вершине[158][159]. Позже он снова возглавлял чарт уже в 2012 году. Пробыв на первом месте в общей сложности 36 недель, альбом поставил рекорд по самому долгому пребыванию на первом месте в чарте альбомов Новой Зеландии[78]. Проведя 10 недель на первом месте в официальном чарте Финляндии, 21 в сумме провёл там 72 недели подряд до середины 2012 года, только один раз выпав выпав из лучшей финской двадцатки[160]. В результате диск стал 4-и самым успешным альбомом 2011 года и 3-м в 2012 году в Финляндии с 2-кр. платиновым статусом по продажам (74 000 копий)[161][162].
Выпущенный на территории США 22 февраля, 21 дебютировал на первом месте в американском чарте альбомов Billboard 200. Продажи диска за первую неделю составили 352 тысячи экземпляров[163][164]. Альбом оставался в лучшей тройке 23 недели, а в Top-5 пробыл рекордные 39 недель подряд,[165] опустившись на седьмое место лишь в декабре 2011 года[166]. В итоге он стал № 1 в годовом чарте Billboard Year-End (с тиражом 5 млн.копий), а также лучшим цифровым альбомом всех времён в США (с тиражом 2 млн.копий на январь 2012 года)[84][167][168]. Альбом провёл 23 недели на первом месте в Billboard 200[169], побив несколько рекордов: для студийных альбомов Великобритании (исключая саундтреки и группы)[170], для женщин-исполнительниц[169] и для любого альбома в эру SoundScan era[167][169]. Благодаря 21, Адель стала первой вокалисткой, имевшей сразу три сингла в Top 10 чарта Billboard Hot 100 одновременно. 23 февраля 2012 года, она также стала первой женщиной, имевшей по два диска в лучших пятёрках в Billboard 200 и в Hot 100 одновременно: альбомы 21 и 19 занимали места № 1 и № 4 в Billboard 200, а синглы «Set Fire to the Rain» и «Rolling in the Deep» были на № 2 и № 5 соответственно[171]. На 8 апреля 2012 года тираж альбома в США составил 8,9 млн копий[167][168][169][172][173]. 21 стал 4-м по продажам в США бестселлером за последние 10 лет[174] В Канаде 21 пробыл 28 недель на № 1 с суммарным тиражом в 1 млн копий и был сертифицирован в бриллиантовом статусе в январе 2012 года[175][176]. Адель также стала первым исполнителем, сразу три песни которого разошлись тиражом более 1 млн копий в перовм квартале 2012 года[177].
В глобальном масштабе альбом 21 стал наиболее продаваемым за всю последнюю декаду согласно данным International Federation of the Phonographic Industry[178]. Общемировой тираж альбома на начало апреля 2012 года составил более 20 млн экземпляров, в том числе 4 274 300 млн копий в Великобритании (где по этому показателю он стал 5-м в истории)[172]. 15 мая 2012 года тираж альбома в США превысил 9 млн копий и он провёл в верхней десятке Billboard 200 64 недели. Это 3-й результат среди певиц: ранее те же 64 недели провела в десятке лучших Пола Абдул с диском «Forever Your Girl», а рекордные 72 недели нахождения в top-10 имеет альбом «Jagged Little Pill» певицы Аланис Мориссетт[179].
В конце августа 2012 года после 78 недель нахождения в Top-10 альбом 21 впервые выпал из верхней десятки журнала Billboard, став по этому показателю третьим в истории хит-парада, уступая только дискам «Born in the U.S.A.» (84 недели, Брюс Спрингстин) и саундтреку «The Sound of Music» (109 недель)[180].
№ | Название | Автор | Продюсеры | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Rolling in the Deep» | Адель, Paul Epworth | Epworth | 3:48 |
2. | «Rumour Has It» | Адель, Райан Теддер | Tedder | 3:43 |
3. | «Turning Tables» | Адель, Tedder | Jim Abbiss | 4:10 |
4. | «Don't You Remember» | Адель, Dan Wilson | Рик Рубин | 4:03 |
5. | «Set Fire to the Rain» | Адель, Fraser T. Smith | Smith | 4:02 |
6. | «He Won't Go» | Адель, Epworth | Rubin | 4:38 |
7. | «Take It All» | Адель, Eg White | Abbiss | 3:48 |
8. | «I'll Be Waiting» | Адель, Epworth | Epworth | 4:01 |
9. | «One and Only» | Адель, Dan Wilson, Greg Wells | Rubin | 5:48 |
10. | «Lovesong» | Robert Smith, Simon Gallup, Roger O'Donnell, Porl Thompson, Lol Tolhurst, Boris Williams | Rubin | 5:16 |
11. | «Someone Like You» | Адель, Wilson | Wilson, Адель | 4:45 |
Недельные чартыГодовые итоговые чарты
|
Сертификации
|
Регион | Дата релиза | Формат | Фирма |
---|---|---|---|
Япония[231] | 19 января 2011 | CD, digital download | Hostess |
Австралия[232] | 24 января 2011 | XL | |
Австрия[234] | |||
Германия[233] | |||
Ирландия[235] | |||
Нидерланды[91] | |||
Швейцария[77] | |||
Великобритания[236] | CD, Limited edition | ||
Польша[237] | |||
Франция[238] | CD, digital download, LP | ||
США[239][240] | 22 февраля 2011 | Columbia | |
Канада[241] | |||
Мексика[242] | 5 апреля 2011 | CD, digital download | Sony Music Mexico |
По данным Allmusic[243] и информации с диска 21.
|
|
Предшественник: Never Say Never – The Remixes Джастина Бибера |
Альбомы №1 в Billboard 200 12 марта 2011 — 26 марта 2011 (2 недели) 2 апреля 2011 — 9 апреля 2011 (1 неделя) 23 апреля 2011 — 30 апреля 2011 (1 неделя) 7 мая 2011 — 11 июня 2011 (5 недель) 25 июня 2011 — 2 июля 2011 (1 неделя) 6 августа 2011 — 13 августа 2011 (1 неделя) 20 августа 2011 — 27 августа 2011 (1 неделя) 5 ноября 2011 — 12 ноября 2011 (1 неделя) 14 января 2012 — 24 марта 2012 (10 недель) 14 июня 2012 — 21 июня 2012 (1 неделя) Итого: 24 недели № 1 |
Преемник: Lasers — Lupe Fiasco |
Адель | |
---|---|
Дискография · Награды и номинации | |
Альбомы | 19 · 21 |
Синглы | «Hometown Glory» · «Chasing Pavements» · «Cold Shoulder» · «Make You Feel My Love» · «Rolling in the Deep» · «Someone Like You» · «Set Fire to the Rain» · «Rumour Has It» |
Другие песни | «My Same» · «Many Shades of Black» · «Turning Tables» · «I Can't Make You Love Me» · «Skyfall» |
Туры | An Evening with Adele · Adele Live |
21 (альбом).