28-я железнодорожная бригада

17-10-2023

Не следует путать с 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригадой
1-я гвардейская железнодорожная Варшавская ордена Кутузова бригада
28-я отдельная железнодорожная бригада
Годы существования

1941 год -

Страна

СССР 19411991

Участие в

Великая Отечественная война

Знаки отличия

Командиры
Известные командиры

полковник Борисов Н. В.
полковник Чигарков В. А.


1-я гвардейская железнодорожная бригада (1 гв. жбр) — воинское соединение СССР в Великой Отечественной войне.

Содержание

История

28-я отдельная железнодорожная бригада показала образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с немецко-фашистскими захватчиками, указанная часть нанесла огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожила живую силу и технику противника, беспощадно громила немецких захватчиков. За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразовать 28-ю железнодорожную бригаду в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду.

Из приказа Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 г. № 127.


25—27.07 1941 28-я железнодорожная бригада осуществляет техническое прикрытие и оборону станции Христиновка, выводит со станции 37 железнодорожных составов в тыл.

август — сентябрь 1941, Железнодорожные войска обеспечивали техническое прикрытие и обслуживание следующих участков Юго-Западного направления: 28-я железнодорожная бригада: Днепропетровский узел и железнодорожные участки Нижнеднепровск — Новомосковск, Нижнеднепровск — Синельникове — Запорожье, Синельникове — Павлоград, Павлоград — Лозовая, Новомосковск — Константиноград, Константиноград — Лозовая, Запорожье — Фёдоровка;

ноябрь 1941, 28-я железнодорожная бригада на правом фланге 12-й армии обороняет участок Водопровод — Сентяновка, предотвращая прорыв 4-го немецкого армейского корпуса генерала Шведлера к Ворошиловграду. За героизм 56 бойцов бригады награждены орденами и медалями.

28.4.1942, Приказом Народного комиссара обороны СССР № 127 28-я отдельная железнодорожная бригада, отличившаяся в боях под Сентяновкой, была преобразована в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду (командир бригады полковник Борисов Н. В.).

17.5.1942, Заместитель начальника железнодорожных войск генерал-майор А. Е. Крюков вручил 1-й гвардейской железнодорожной бригаде гвардейское Знамя. К этому времени бригадой командовал полковник Чигарков В. А.

Награды

  • За участие в боях под Сентяновкой Приказом Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 г. № 127 28-я отдельная железнодорожная бригада была преобразована в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду.
  • За наведение моста через р. Висла на 7 суток раньше сроков бригада была удостоена наименования Варшавская.
  • Награждена орденом Кутузова 2 степени.

В Бою под Сентяновка

Огромную помощь бойцам 28-й отдельной железнодорожной бригады оказали бронепоезда № 2 «За Родину!» (командир — капитан А. Л. Бондаренко), № 6 «За Родину!» (командир — капитан П. К. Шурыгин) и № 11 «За Родину!» (командир — капитан П. М. Бойко).

16 ноября 1941 года части 4-го немецкого армейского корпуса перешли в наступление. К исходу дня они вклинились на 20 километров северо-восточнее Артемовска в глубину нашей обороны. Командующий 12-й армией генерал-майор К. А. Коротеев возложил на 28-ю отдельную железнодорожную бригаду оборону участка Сентяновка — Водопровод. Для поддержки её батальонов были переброшены три советских бронепоезда.

Утром 19 ноября под прикрытием огня двух бронепоездов железнодорожные батальоны начали наступление на Голубовку. Части бригады ворвались на северо-восточную окраину посёлка и удерживали её. В течение 20 ноября гитлеровцы неоднократно переходили в атаки, стремясь обойти правый фланг бригады. Но поддержанные огнём бронепоездов, которые уничтожили немало огневых точек и солдат противника, воины-железнодорожники отбросили фашистов. 21 ноября в ходе жестокой артиллерийской дуэли были повреждены бронепаровозы, что значительно ослабило действия бронепоездов. Но они продолжали мужественно сражаться, ведя активную оборону.

Вскоре прибыло подкрепление — стрелковая бригада, а с ней бронепоезд № 8 под командованием Героя Советского Союза X. И. Ибрагимова. Один из участников этих боёв И. М. Бобриков уточнил: «Бронепоезд № 8 „Имени изюмских рабочих“ был построен в городе Изюм на Украине. В ноябре 1941 года он был переброшен под Ростов. Командовал бронепоездом № 8 Герой Советского Союза капитан X. И. Ибрагимов. Звание это было получено им за участие в Советско-финляндской кампании 1939—1940 годов. Экипаж действовал мужественно и умело». Железнодорожники смогли восстановить один из бронированных паровозов и несколько боевых площадок. Место повреждённых бронепаровозов заняли небронированные паровозы — «чёрные», как их называли железнодорожники. Под командованием капитана X. И. Ибрагимова бронепоезд № 8 снова вступил в схватку с врагом и отбросил пехоту захватчиков. Шесть суток шёл неравный бой, победителями в котором вышли воины-железнодорожники. Фашисты так и не смогли занять Сентяновку. 28 апреля 1942 года приказом Народного комиссара обороны 28-я бригада была переименована в 1-ю отдельную гвардейскую железнодорожную бригаду.


Полное название

1-я гвардейская Варшавская ордена Кутузова железнодорожная бригада



28-я железнодорожная бригада.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47