06-06-2023
34-й смешанный авиационный корпус 34 сак (позднее ВВС 40 А) |
|
Годы существования | |
---|---|
Страна | |
Входит в | |
Тип | |
Включает в себя |
управление и части |
Функция |
защита |
Численность |
соединение (около 20 000 человек) |
Участие в | |
Командиры | |
Известные командиры |
См. список |
34-й смешанный авиационный корпус (34 сак), позднее ВВС 40 А — соединение военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил (ВС) СССР, принимавшее участие в Афганской войне (1979—1989 годов). В состав корпуса входили воинские части, представлявшие истребительную, истребительно-бомбардировочную, разведывательную, бомбардировочную, военно-транспортную, фронтовую и штурмовую авиацию, а также наземные части боевого и тылового обеспечения.
По директиве Генерального Штаба ВС СССР от 16 декабря 1979 года была сформирована 40-я армия (40 А) в Туркестанском военном округе (ТуркВО). Для полноценного выполнения боевых задач в условиях ограниченной численности войскового контингента отправляемого в Афганистан было решено дополнить её авиационной группировкой. В этих целях был сформирован авиационный корпус смешанного состава, представлявшего все виды авиации. 34-й смешанный авиационный корпус создавался осенью 1979 года на базе частей ВВС дислоцированных в ТуркВО и САВО. В его первоначальный боевой состав вошли 6 авиационных эскадрилий (аэ) от разных воинских частей. Боевой состав лётных частей ОКСВА на начало января 1980 года выглядел следующим образом:
Всего на 2 января 1980 года: 54 самолёта, 20 вертолётов.
Наличие истребителей в составе 34 сак, объяснялось возможным вмешательством иных государств, как вероятную реакцию на ввод советских войск в Афганистан.
В послевоенную Историю ВС СССР 40-я Армия войдёт как единственная общевойсковая армия располагавшая собственной авиацией. Собственной авиацией в послевоенное время располагали только формирования уровня военного округа и зарубежные группы войск в Восточной Европе и в ГДР, включавшие в свой состав по несколько армий.
С вводом войск были отправлены два отдельных инженерно-аэродромных батальона (оиаб) для обустройства военных аэродромов.
С началом активных боевых действий в марте — апреле 1980 года правительственных войск ДРА и советских войск против оппозиции, возникла острая необходимость в увеличении авиационной группировки 40 А, в связи с чем потребовалось переформирование 34-го смешанного авиационного корпуса в ВВС 40 А.
Руководство ВВС СССР в полной мере решила использовать возможность испытать в боевых условиях новейшие на тот момент самолёты и вооружение к ним. В первую очередь это коснулось Як-38 и Су-25[2][3]. Для этой цели в Афганистан была отправлена по решению Министерства Обороны и Министерства Авиационной Промышленности вновь сформированная опытная эскадрилья из двух штурмовиков Су-25 и четырёх СВВП Як-38. Испытания проводились в период с 18 апреля по 29 мая 1980 года. По итогам испытаний Су-25 был рекомендован для использования в условиях Афганистана, что позже подтвердилось эффективной практикой его применения. Напротив, испытания Як-38 выявили множество недоработок в конструкции самолёта и поставили под сомнение его боевую ценность.
Также ВВС СССР смогло на боевой практике всесторонне испытать современные на тот момент фронтовые бомбардировщики Су-24 вместе с новейшими системами целеуказания, которыми располагал этот самолёт и широкую номенклатуру боеприпасов с которыми Су-24 мог работать[4].
Под занавес войны также был испытан истребитель-бомбардировщик МиГ-27, который как и Су-25 показал свою высокую эффективность[5].
В течение весны — лета 1981 года состав 34 сак был дополнен переброшенными с территории СССР лётными частями и был переформирован в ВВС 40-й армии со штабом корпуса при штабе 40-й Армии в Кабуле.
Дополнение произошло за счёт следующих частей:
Всего к началу 1981 года в ВВС 40 А насчитывалось 89 самолётов и 112 вертолётов.
К 1981 году боевые операции в Афганистане приобрели масштабы, потребовавшие увеличения авиации в воздухе. Из-за сложностей базирования на территории ДРА (малого количества аэродромов и невозможности полностью обезопасить подвоз горючего и боеприпасов) было принято решение к сосредоточению готовой к вылету авиации на приграничных аэродромах ТуркВО и САВО. В основном задачу по уничтожению наземных целей возлагали на эскадрильи Су-17М3.
Бомбардировщики Су-24 из-за сложности обслуживания и повышенных требований к взлётно-посадочной полосе аэродромов, решено было в основном использовать с аэродромов находящихся на территории ТуркВО.
Создание 50-го отдельного смешанного авиационного полка при формировании ВВС 40 А, продиктованное реалиями Афганской войны — следует считать уникальным прецедентом в Истории ВВС СССР. Подобного прецедента, когда в одном авиаполку были собраны 4 эскадрильи из транспортных самолётов, ударных и транспортных вертолётов — более не имеется[7].
В 1981 году в состав ВВС 40 А была включена 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилия (200 ошаэ) на новейших штурмовиках Су-25.
Увеличение лётных частей потребовало увеличения наземных частей боевого и тылового обеспечения. В период с 1980 года по 1989 год были сформированы и передислоцированы на территорию Афганистана 8 отдельных батальонов охраны (обо — в сущности мотострелковый батальон на БТР), 10 отдельных батальонов аэродромно-технического обеспечения (обато), 8 отдельных рот аэродромно-технического обеспечения (орато), 5 батальонов и 3 роты связи и радиотехнического обеспечения (обсрто и орсрто).
К 1981 году руководство ВВС СССР сделала вывод о необходимости частой ротации как лётного состава так и лётных частей ВВС 40 А.
Диктовалось это двумя причинами:
Экипажи вертолётов и лётчики-штурмовики превышали средний налёт лётного состава на территории СССР в несколько раз.
…В 1985 году летчики-штурмовики набирали вдвое больше вылетов, чем их коллеги на Су-17, и имели средний налет 270:300 часов («Союзный» норматив составлял 100 часов), а многие оставляли далеко позади и эти показатели. А. В. Руцкой совершил 453 боевых вылета (из них 169 — ночью), старший лейтенант В. Ф. Гончаренко из 378-го полка имел их 415, а полковник Г. П. Хаустов (на всех типах самолётов) — более 700 за два года работы в ДРА (Маршал авиации А. H. Ефимов — прославленный летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, за всю Отечественную войну выполнил 222 боевых вылета). Hа самолёт за год приходилось около 300 вылетов, но встречались и заслуженные Су-25, успевшие слетать на задание до 950 раз…— Су-25 в Афганистане
Если в вертолётных частях происходила плановая замена только лётного и наземного персонала, а также машин по ходу выработки ресурса, то в частях истребительной авиации — полной замене подвергались сами полки вместе со штатной техникой. Была выработана программа замены личного состава Эстафета. Согласно ней лётный и технический состав обязан был обновляться каждый год. В результате подобной практики к окончанию Афганской войны, через неё прошли 75 % всего личного состава фронтовой авиации ВВС СССР.
Список лётных частей принимавших участие в программе Эстафета:
В списке указаны полные наименования полков и эскадрилий и аэродромы базирования.
Полки истребительной авиации подвергавшиеся ротации — указаны по годам пребывания.
Из лётных частей военно-транспортной авиации выполнявших боевые задачи для 40 А по переброске личного состава и доставке грузов, непосредственно на территории Афганистана полностью дислоцировались только 50 осап, 339 осаэ и 224 оато.
Военно-транспортные авиационные полки полностью или частично дислоцированные на территории СССР и выполнявшие рейсы в Афганистан:
Указаны места дислокации и года пребывания.
Отдельные батальоны охраны обеспечивали режимную зону вокруг периметра аэродромов создавая безопасные условия для взлёта и посадки летательных средств, осуществляли контрольно-пропускной режим и охрану объектов аэродрома. По штатному составу это были мотострелковые батальоны на БТР-70 численностью в 400 человек.
В список не вошли летательные средства получившие повреждения, но позже полностью восстановленные.
Среди самолётов:
Среди вертолётов:
Итого: По данным собранным Жироховым М. А. ВВС 40А потеряла 122 самолёта и 267 вертолётов. Другие исследователи указывают цифру в 103, 109 и 118 самолётов (Список потерь самолётов).
34-й смешанный авиационный корпус.