12-04-2023
81-760/761 «Ока» | |
81-760/761 | |
|
|
Данные по выпуску | |
---|---|
Годы постройки |
с 2010 года |
Страна постройки | |
Завод | |
Производитель | |
Вагонов построено |
1141 |
Нумерация |
81-760 № 37001 - 37298, |
Технические данные | |
Тип вагона |
Мг/Мп |
Ширина колеи |
1520 мм |
Род тока и напряжение |
750 В постоянного тока |
Конструкционная скорость |
100 км/ч |
Число вагонов в составе |
2—8 |
Число сидячих мест |
39/44 |
Пассажировместимость |
300/320 чел. |
Длина вагона |
20120/19140 мм |
Ширина |
2686 мм |
Высота |
3680 мм |
Диаметр колёс |
860 мм |
Масса тары |
37/36 т |
Материал вагона |
Нержавеющая сталь |
Мощность ТЭД |
4×170 кВт |
Ускорение при пуске |
1,3 м/с² |
Ускорение при торможении |
1,1 м/с² |
Электрическое торможение | |
Эксплуатация | |
Страны эксплуатации | |
Метрополитен | |
Линии |
Калининско-Солнцевская, Серпуховско-Тимирязевская, Арбатско-Покровская, Таганско-Краснопресненская |
Депо | |
В эксплуатации | |
|
81-760/761 «Ока» — модель вагонов метрополитена, выпускаемых заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 года. В настоящее время эксплуатируется в Москве и в Баку. Вагон модели 81-760 является моторным головным (Мг), модели 81-761 — моторным промежуточным (Мп)[1].
Первое упоминание о начале разработки вагонов 81-760 относится к ноябрю 2005 года. Инициатива создания принадлежала ОАО «Метровагонмаш», и вначале все работы велись самостоятельно, без финансирования Московским метрополитеном, на который эти вагоны и были ориентированы. Цель разработки состояла в том, чтобы максимально удешевить конструкцию, поскольку вагоны «Яуза» и «Русич» имели слишком высокую цену. Тогда предполагалось, что 81-760 будут максимально унифицированы с выпускаемыми с 1977 года вагонами 81-717/714, но с новым приводом разработки АЭК «Динамо», усиленной тележкой, новым салоном, пластиковой передней маской, аварийным выходом и другими нововведениями.
В 2008 году рассматривался вариант сделать на 81-760 свободный проход между всеми вагонами поезда, как, например, в метрополитене Торонто, однако от этого варианта отказались. Через год в качестве одного из вариантов внешнего вида рассматривался неокрашенный полированный кузов из нержавеющей стали.
19 июня 2010 года на станции «Марьина Роща» на открываемом новом участке Люблинской линии Московского метрополитена прошла презентация первого опытного поезда мэру города и журналистам.
В 2011 году на вагонах 37001 и 37002 опытного состава были установлены светодиодные фары вместо обычных, но от этого варианта поначалу отказались, и на первых 90 головных вагонах были установлены обычные, однако в начале 2013 года, начиная с вагона 37093, было решено вернуться к светодиодным фарам.
Массовое производство поездов метро «Ока» началось в конце 2011 — начале 2012 годов. С февраля 2012 года начались поставки вагонов в Московский метрополитен.
12 апреля 2012 года началась эксплуатация вагонов 81-760/761 на Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена. Одним из первых пассажиров стал мэр Москвы Сергей Собянин[2]. Эксплуатация с пассажирами на регулярных маршрутах началась 19 апреля. Изначально поезда работали по будням в утренний и вечерний часы пик, а обкатывались днём. Тем не менее, в ходе эксплуатации составов регулярно выявлялись многочисленные проблемы , из-за которых они часто отсутствовали на линии. С лета 2012 года поезда стали выпускать и на другие маршруты, работающие в течение всего дня.
25 мая стало известно, что вагонам типа 81-760/761 присвоено имя «Ока».
С ноября 2012 года вагоны «Ока» начали поступать на Серпуховско-Тимирязевскую линию, а 26 декабря 2012 года был дан старт пассажирской эксплуатации, причём, если на Калининской линии в начале своей эксплуатации новый подвижной состав выдавался под пассажиров исключительно в часы пик, на Серпуховско-Тимирязевской первый этап работы с пассажирами проходил во внепиковое время. С середины января составы стали выдаваться на линию также и в час-пик. 12 апреля 2015 года линия полностью укомплектована вагонами данного типа.
В конце 2012 года стало известно, что Баку арендует один пятивагонный состав с целью принятия решения, закупать ли новую модель для обновления парка метрополитена[3]. 21 января 2013 года состав типа 81-760/761 «Ока» приступил к пассажирским перевозкам на основном маршруте «Ичери Шехер» — «Ази Асланов». В ходе испытаний неоднократно происходили сбои и поломки, и в июле 2013 года состав был возвращен на завод, а позже поступил в эксплуатацию на Серпуховско-Тимирязевскую линию Московского метрополитена.
В декабре 2014 года на заводе «Метровагонмаш» изготовлен тысячный вагон метро «Ока»[4].
С 23 сентября 2015 года вагоны «Ока» эксплуатируются на Арбатско-Покровской линии. Вагоны поступили на линию в связи с подготовкой машинистов электродепо «Измайлово» и будут использоваться на Солнцевской линии, которую обслуживает данное депо.
11 декабря 2015 года началась эксплуатация вагонов «Ока» на Таганско-Краснопресненской линии. Всего будет поставлен 31 поезд[5]. С 2017 года на линию начнут поступать поезда новой модели.
Первые подробности о новых вагонах стали известны осенью 2009 года. Основные особенности вагонов:
81-760А/761А/763А «Ока» | |
81-760А/761А/763А | |
|
|
Данные по выпуску | |
---|---|
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Завод | |
Производитель | |
Составов построено |
3 |
Вагонов построено |
24 |
Нумерация |
81-760А № 37231, 37232, 37253, 37254, 37281, 37282, |
Технические данные | |
Тип вагона |
Мг/Мп/Пп |
Эксплуатация | |
Метрополитен | |
Линии | |
Депо | |
|
В начале 2014 года для Бакинского метро были изготовлены вагоны «Ока» модификации 81-760А/761А/763А со сквозным проходом[6]. По сравнению с предыдущей модификацией «Оки» в конструкцию были внесены изменения, заключающиеся в применении сквозных межвагонных переходов, увеличивающие общую вместимость поезда и исключающие возможность проезда вне салона ввиду отсутствия наружного межвагонного пространства[7][8]. Впоследствии Бакинский метрополитен также отказался от них. Вагоны были переданы Московскому метрополитену и проходили обкатку в электродепо «Владыкино». 15 января 2015 года на Серпуховско-Тимирязевской линии состоялась первая поездка с пассажирами состава из восьми вагонов модели 81-760А/761А/763А «Ока», в том числе двух прицепных немоторных (81-763А). Позднее было решено сделать два поезда именными и оформить снаружи и изнутри цветными аппликациями — один поезд в честь 70-летия победы СССР в Великой отечественной войне, а другой в честь 80-летия Московского метрополитена. Регулярная эксплуатация началась вместе с запуском именного поезда «70 лет Великой Победы», который 22 апреля 2015 года начал движение по Серпуховско-Тимирязевской линии. 13 мая был запущен второй поезд «80 лет Московскому метро».
27 января 2016 года оба состава были переданы в депо «Выхино». С 3 февраля 2016 года началась эксплуатация с пассажирами на Таганско-Краснопресненской линии. 15 февраля в депо «Выхино» поступил третий поезд 81-760А/761А/763А «Ока», с 12 апреля в пассажирской эксплуатации в качестве именного «Космического поезда».
По мнению ряда работников метро, в настоящее время поезд является опасным в эксплуатации[9]:
Видео об именном поезде «80 лет Московскому метро»
Именной поезд «80 лет Московскому метро»
Узел сочленения между вагонами поезда «70 лет Великой Победы»
В начале 2015 года для Бакинского метрополитена были изготовлены 3 состава «Ока» модификации 81-760Б/761Б/763Б с измененной маской, поручнями посередине вагона, а также обновленными сидениями. В апреле 2015 года поезда доставлены в Баку.
Нумерация: 81-760Б № 0001, 0005, 0006, 0010, 0011, 0015, 81-761Б № 0002, 0004, 0007, 0009, 0012, 0014, 81-763Б № 0003, 0008, 0013.
Проектируемое дальнейшее развитие вагонов «Ока». Будут иметь сквозной проход, новый дизайн, более широкие дверные проёмы (ок. 1400 мм) и два немоторных промежуточных вагона в составе (81-767). Ожидаются к поставке в Московский метрополитен в 2017 году, первоначально будут работать на Таганско-Краснопресненской линии.
ОАО «Метровагонмаш» в сентябре 2011 года заключило контракт с электротехническим концерном «РУСЭЛПРОМ» на поставку тяговых электродвигателей для вагонов модели 81-760/761[14], а также сглаживающих реакторов сетевого фильтра, предназначенных для выравнивания перепадов напряжения в сети[15].
В октябре 2011 года опытный образец кузова промежуточного вагона был отправлен в адрес заказчика Тверским вагоностроительным заводом, осваивающим постройку кузовов вагонов данного типа по заказу Трансмашхолдинга[16].
Расположение карты метрополитена в вагоне опытного состава
Вид салона вагона изнутри
Световая реклама в салоне, 75 лет Московскому метрополитену
Информационный монитор и индикатор местонахождения на линии (над дверями)
Поезд «Ока» с галогенными фарами на станции «Савёловская»
Вагон 81-760 № 37237 на станции Мытищи (МЖД)
Вагон 81-760 № 37237 на станции Мытищи (МЖД)
Вагон 81-761 № 30709 на станции Мытищи (МЖД)
81-760/761.