AROS

17-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
AROS
Разработчик

Проект AROS

Семейство ОС

AmigaOS

Последняя версия

Icaros Desktop 1.5.2 — 01 Мая 2013г.

Поддерживаемые языки

 (англ.)(рус.) и др.

Поддерживаемые платформы

PowerPC, Motorola 680x0, x86 и ARM

Лицензия

APL

Состояние

актуальное

Веб-сайт

www.aros.sourceforge.net

 AROS на Викискладе

AROS (англ. AROS Research Operating System) — проект по созданию одноимённой, переносимой и свободной (лицензия APL аналогична Mozilla Public License) операционной системы (ОС), совместимой на уровне исходного кода c AmigaOS 3.1. Исполняемые файлы для одной платформы совместимы для различных версий AROS, для переноса их на другую платформу потребуется перекомпиляция.

Разработчики AROS стремятся к полной межплатформенной совместимости: исходные коды AROS-программ не должны требовать каких-либо изменений при перекомпиляции под другую архитектуру (на сегодняшний день поддерживаются x86, m68k, идёт работа над SPARC, Palm и PowerPC-версиями). AROS может работать как полноценная ОС, загружаясь с собственного диска/раздела (тип (англ. flavor) native), или же поверх Linux/FreeBSD/NetBSD/Solaris как X11-приложение (тип hosted) и поверх Android.

AROS является не клоном AmigaOS, a скорее её последователем, поскольку основной целью является реализация совместимости, а не полное повторение AmigaOS, что было бы противозаконно. Код AROS не содержит частей из AmigaOS.

Существует также эмулятор UAE (Ubiquitous Amiga Emulator), портированный на множество ОС, в том числе на сам AROS. Последнее связано с тем, что UAE в данный момент обладает наилучшей двоичной совместимостью и позволяет запускать оригинальные исполняемые файлы для платформы m68k на других платформах без перекомпиляции исходного кода.

История создания

В 1993 году Amiga переживала трудные времена. Некоторые пользователи всерьёз задумывались над необходимостью обеспечить будущее платформы. Была поставлена цель повысить привлекательность AmigaOS для пользователей и разработчиков. Тогда же было разработано несколько планов по достижению этой цели. Согласно одному из них, AmigaOS должна стать более современной ОС (революция), другой предполагал избавление от накопленных ошибок (эволюция). Так, в ожесточённых спорах, родился проект AROS.

После продолжительной двухлетней дискуссии, зимой 1995 года Аарон Дигуилла опубликовал RFC (рабочее предложение), содержащее несколько вариантов создания минимального общего базиса, некоей отправной точки, фундамента проекта. В результате почти единогласно было решено написать открытую AmigaOS. Проект переименовали в AROS, работа закипела. Интересно, что позднее часть кода AROS была использована в проприетарных операционных системах MorphOS и AmigaOS 4.0.

Логотип системы создал американский художник-фуррист Эрик Шварц (Eric W._Schwartz (англ.)).

Будущее операционной системы

Под AROS был портирован компилятор GCC 3.3.1, существующие библиотеки подстраиваются под стандарт POSIX, закончено портирование стека протоколов TCP/IP, позаимствованного из FreeBSD. Значение стандартизации AROS трудно переоценить, ведь когда этот процесс будет закончен, откроется доступ к огромному количеству уже написанного исходного кода, перенос утилит из *nix-систем упростится, заработает схема «ПО — пользователи — разработчики — ПО». В качестве побочного эффекта станет возможным компилирование исходников AROS с помощью AROS-версии GCC, т.е. ОС станет полностью самоподдерживаемой и самодостаточной. Сравнительно недавно стала возможной и обратная схема разработки — AROS стала работать на классических Amiga (благодаря немецкому проекту «AfA OS» — AROS fur AmigaOS). Таким образом, разработчики приложений для AmigaOS теперь могут компилировать версии и для AROS.

В текущее время в разработке находятся USB-стек и драйвер файловых систем FAT, что позволит использовать множество USB-устройств в AROS, таких как мыши, клавиатуры и USB-диски. Дорабатываются системные библиотеки и решаются вопросы стабильности файловых систем AFFS/SFS. Файловый менеджер Wanderer (AROS) обрастает новыми функциями и постепенно становится похож на свой прототип — Amiga Workbench.

См. также

Скриншоты AROS

  • Пример русскоязычной локализации в текущих ночных сборках AROS и работа AmiStart
  • Программа для рисования Lunapaint для AROS
  • Пример рабочего стола AROS (Wanderer)
  • Графический редактор PerfectPaint (через UAE под AROS)
  • Игры для AmigaOS: Outrun and GunForce (через MAME под AROS)
  • Классика FPS: Quake (нативный вариант)

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт AROS (рус.)
  • Галерея скриншотов AROS (рус.)
  • AROS-Exec — Новости разработки AROS (англ.)
  • Dmitar Butrovski, Пер.: Сергей Минеичев. AROS: Последний билет в чудесную страну Amiga (13.09.2006). — Обзор ОС с точки зрения пользователя. Проверено 29 июня 2010. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.


AROS.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47