Daimler Stahlradwagen

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Daimler Stahlradwagen
Общие данные
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 2350 мм
Ширина: 1450 мм
Колёсная база: 1400 мм
Колея задняя: 1150 мм
Колея передняя: 1150 мм
Масса: 300 кг
Динамические
Макс. скорость: 18 км/ч
Другое
Объём бака: 2 л в карбюраторе
Дизайнер: Вильгельм Майбах

Daimler Stahlradwagen (с нем. «автомобиль со стальными колёсами Даймлера»[3]) — прототип автомобиля, разработанный немецкими инженерами Готлибом Дайлером и Вильгельмом Майбахом в 1889 году[1] для демонстрации разработанных ими технических новшеств. Собран в 2-х экземплярах и является вторым автомобилем с бензиновым двигателем в истории автомобилестроения. Патенты на 2-хцилиндровый двигатель, установленный на данной модели, были приобретены инженером Арманом Пежо и компанией Panhard & Levassor для использования силового агрегата во Франции.

Фурор экспериментального автомобиля на всемирной выставке принёс компаньонам коммерческих успех, в результате которого была основана компания «Daimler-Motoren-Gesellschaft» — крупнейшее автомобилестроительное предприятие в Европе.

История

Предпосылки

Фото из коллекции Жюля Бо: первые в истории автомобили и мотоцикл, 1899 год

Конкуренты немецкого изобретателя Карла Бенца, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах, с 1872 года работали на предприятии Gasmotoren-Fabrik Deutz AG, принадлежавшего Николаусу Отто и Ойгену Лангену. Видя несовершенство продукции фирмы, друзья развивали идею создания более лёгкого и меньшего по размерам транспортного двигателя внутреннего сгорания чем те, что выпускались на заводе. Руководство Deutz AG не поддерживало начинания инженеров, в связи с чем в 1880 году Даймлер решил покинуть предприятие и открыть в Бад-Каннштадте собственное дело. В октябре 1882 года конструкторы основали собственную мастерскую на Таубенхаймштрассе. В конце 1883 года они запатентовали свой первый двигатель, работавший на лигроине. Через два года был представлен более совершенный силовой агрегат с одиночным горизонтальным цилиндром и воздушным охлаждением. В том же 1885 году Майбах разработал и запатентовал испарительный карбюратор, что позволило вместо светильного газа использовать жидкое топливо. Новый двигатель внутреннего сгорания, собранный с учётом достижений инженеров, обладал вертикальным расположением цилиндров и генерировал мощность в 1 лошадиную силу. Эта конструкция впоследствии для демонстрации своих эксплуатационных характеристик была установлена на первый в мире мотоцикл с бензиновым двигателем — Daimler Reitwagen. Но на этом инженеры не остановились, так как их целью был лёгкий и мощный силовой агрегат, который можно было бы устанавливать на автомобили.

Создание

Двигатель Даймлера и Майбаха

Несмотря на консервативность некоторых взглядов Даймлера, стремление к совершенству и инновационности Майбаха сделало своё дело. Новая разработка Готлиба и Вилгельма, двухместный автомобиль Daimler Stahlradwagen, был продемонстрирован в конце всемирной выставки в Париже 1889 года[1][2] на стенде «автомобили и технический прогресс». На том же мероприятии была впервые представлена 300-метровая Эйфелева башня, которая по задумке должна была демонстрировать инженерные и технологические достижения Франции. Новая конструкция немецких изобретателей была полностью выполнена из стали. На ней впервые был установлен V-образный двигатель с двумя цилиндрами[4] и трансмиссия из зубчатых шестерён. Тот же самый силовой агрегат уже устанавливался на моторную лодку Neckar и доказал жизнеспособность инновационной системы для применения их на воде после тестирования прототипа в реке Сена[4].

В отличие от Benz Patent-Motorwagen, первого прототипа автомобиля от Карла Бенца, транспортное средство Даймлера оснащалось четырьмя колёсами (у конкурента их было три), что больше сближает его по внешнему виду с современными автомобилями. На уникальный силовой агрегат 9 июня 1889 года[5] Вильгелмом Майбахом был получен патент DRP № 50839[6]. Трубчатая рама автомобиля служила своеобразным радиатором — внутри неё циркулировала охлаждающая жидкость[1]. Масса конструкции составляла 300 кг. Автомобиль имел огромный успех на выставке и сразу же нашёл своих первых клиентов.

Историческое значение модели Daimler Stahlradwagen заключается не только в её инновационных решениях: именно благодаря вниманию к новой разработке, французский инженер Арман Пежо принял решение прекратить выпускать велосипеды и паровые системы и начать собирать серийные автомобили по новой немецкой системе[1][7]. С этой целью он наладил партнёрские отношения с Готлибом Даймлером, чем, в некотором роде, заложил основы автомобилестроения во Франции[8]. Кроме того, разработкой заинтересовались инженеры Эмиль Левассор и Пангарде. Первые французские автомобили были собраны Пежо в 1890 году и Пангарде и Левассором в середине 1891 года.

В 1890 году Готлиб и Вильгельм основали компанию Daimler-Motoren-Gesellschaft с целью налаживания производства двигателей внутреннего сгорания, а впоследствии и автомобилей.

На сегодняшний день автомобиль Daimler Stahlradwagen можно найти в музее Mercedes-Benz в Штутгарте, Германия.

Описание

Дизайн

Автомобиль на выставке 1967 года, Германия

По внешнему виду автомобиль был схож с двухместной каретой без верха. Все элементы конструкции были выполнены из стали. Спереди от рычага управления колёсами устанавливался осветительный фонарь, а по бокам от него по обе стороны располагались блестящие шары, служившие расширительными бачками системы охлаждения.

Двигатель

На автомобиле был установлен четырёхтактный бензиновый двухцилиндровый V-образный двигатель. Силовой агрегат располагался вертикально в передней части задней оси под сиденьем. Рабочий объём составлял 565 см3. Угол между цилиндрами равнялся 17°. Диаметр цилиндров составлял 60 мм, ход поршня — 100 мм. Силовой агрегат генерировал мощность в 1.5 лошадиную силу при 750 оборотах в минуту[8]. Основным преимуществом нового двигателя была его лёгкая конструкция — масса силового агрегата составляла всего 40 килограммов[4].

На автомобиле отсутствовал топливный бак — 2 литра топлива располагалось в карбюраторе[8].

Шасси

Подвеска

Рама автомобиля с пружинной подвеской была изготовлена из стальных труб на заказ компанией-производителем велосипедов Neckarsulmer Stahlfabriken, которая впоследствии стала именоваться NSU Motorenwerke[1][2][4]. Рулевое колесо было характерным для своего времени и представляло рычаг, управлявший поворотом колёс. На задней оси рядом с правым колесом Майбах установил герметичный конический дифференциал[4].

Трансмиссия

Модель оснащалась четырёхступенчатой механической коробкой переключения передач с зубчатыми шестернями. Привод на задние колёса осуществлялся через конусное сцепление, коробку передач и дифференциал.

Тормозная система

На левом колесе автомобиля был установлен тормозной барабан с ленточным тормозом, который управлялся при помощью рычага от сиденья водителя[4].

Колёса

Немецкая марка 198 года

На Daimler Stahlradwagen устанавливались разноразмерные (задние — большие, передние — маленькие) стальные колёса каретного типа с проволочными спицами. Подобное решение было достаточно неординарным для тех времён как с точки зрения дизайна, так и конструкции, так как инженеры предпочитали использовать дерево при производстве. Шины для колёс были сделаны из вулканизированного каучука.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Cyril Posthumus. The story of Veteran & Vintage Cars. — London: Hamlyn, 1977. — С. 13, 14, 16. — ISBN 0-600-39155-8.
  2. 1 2 3 Robert Dick. Mercedes and Auto Racing in the Belle Epoque, 1895-1915. — McFarland, 2005. — С. 13–16. — 363 с. — ISBN 9780786418893.
  3. Jim Luikens, Mary Hedberg. Standard Catalog Of Mercedes-Benz. — Krause Publications, 2009. — С. 9. — 224 с. — ISBN 9780896897038.
  4. ↑ Paris World Exposition, 1889: Presentation of the Daimler wire-wheel car // Архивировано из первоисточника 7 января 2017.
  5. ISBN 9781349086245.
  6. По пути Остапа Бендера. Архивировано из первоисточника 6 января 2017.
  7. Erik Eckermann. World History of the Automobile. — США: Society of Automotive Engineers, 2001. — С. 32–33. — 371 с. — ISBN 9780768008005. — ISBN 076800800X.
  8. ↑ Архивировано из первоисточника 6 января 2017.

Литература

  • Paris World Exposition, 1889: Presentation of the Daimler wire-wheel car // Архивировано из первоисточника 7 января 2017.
  • Motor Cars at the fair - 1889 // Automobile Quarterly. — 1993. — Т. 31, № 3. — С. 50. — 0005-1438.
  • Daimler und Benz in Paris 1889: Der Daimler-Stahlradwagen 1889 u. d. experimentelle Analyse des Motors. — Daimler-Benz, 1965. — Т. 2. — 18 с. — (Einzeldarstellungen aus dem Museum und Archiv der Daimler-Benz AG).

Daimler Stahlradwagen.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47