22-10-2023
Deepsea Challenger | ||
---|---|---|
|
||
История аппарата | ||
Флаг государства | Частная компания | |
Порт приписки | Панама (порт приписки материнского судна, Mermaid Sapphire) | |
Спуск на воду | январь 2012 | |
Современный статус | В строю | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | экспериментальный батискаф | |
Скорость (подводная) | 3 узла | |
Рабочая глубина погружения | 11 км | |
Предельная глубина погружения | неизвестно | |
Экипаж | 1 человек | |
Автономность рабочая | 56 часов | |
Стоимость | ~7 млн$[1] | |
Размеры | ||
Водоизмещение | 11.8 тонн | |
Силовая установка | ||
электромотор, 12 двигателей |
Deepsea Challenger (DCV 1) — 7,3-метровый батискаф, на котором 25 марта 2012 года канадский режиссёр Джеймс Кэмерон в одиночку осуществил погружение на дно глубочайшей впадины Океана — в Бездну Челленджера[2][3]. Подводный аппарат построен в Сиднее, Австралия, проектно-исследовательской компанией Acheron Project Pty Ltd и содержит научное оборудование и 3D камеры с высоким разрешением[4].
Содержание |
Deepsea Challenger был втайне построен в Австралии, в сотрудничестве с National Geographic и при поддержке Rolex. В сооружении батискафа и реализации миссии помощь оказали Скриппсовский институт океанографии, Лаборатория реактивного движения и Гавайский университет[5].
Подводный аппарат предназначен только для одного пилота, так как диаметр кабинки (сферы) составляет лишь 1,1 метра (109 см по внутреннему диаметру), что, в свою очередь, обусловлено её высоким весом, от которого зависит объём специальной пены ISOFLOAT (разработана специально для этого проекта Роном Олламом, состоит из стеклянных сфер в полимерной смоле), которая служит поплавком и занимает 70 % объёма лодки. Всё это определяет общие габариты аппарата и желание создателей сделать его более компактным и удобным для транспортировки[6]. Стальные стены кабинки имеют 6,4 см в толщину и были протестированы на способность выдерживать требуемое давление в 114 000 кПа в барокамере Университета штата Пенсильвания[7]. Кабинка располагается у основания вертикально-погружаемого аппарата длиной 7,3 метра и весом 11,8 тонн. Балласт весом 500 кг позволяет аппарату погружаться на необходимую глубину и при высвобождении подниматься обратно; если система высвобождения балласта не срабатывает, то задействуется вспомогательная гальваническая система для всплытия аппарата. На борту имеются два баллона с кислородом, что позволяет пилоту находиться под водой 56 часов, скрабберы поглощают углекислый газ, а водяной пар от дыхания и пота конденсируется на прохладной стали сферы, стекает вниз к её основанию в специальные резервуары, затем собирается в сумку, в случае необходимости пилот может выпить её содержимое с помощью специальной соломы, предназначенной для фильтрации загрязнений. Периодически данные о давлении, содержании кислорода, температуре отправляются на корабль-спутник, для того, чтобы врач наверху мог оценить ситуацию и, в случае необходимости, вернуть аппарат на поверхность. Одежда пилота является огнестойкой, также на борту имеется костюм с подогревом, на случай нештатной ситуации, так как температуры внизу крайне низкие[8]. Скорость передвижения субмарины 3 узла по горизонтали и 2,5 по вертикали, пилот управляет ей с помощью джойстика, лодка способна разворачиваться вокруг своей оси благодаря 12 водомётам. На борту находятся 180 систем, 1500 электронных плат, мониторинг и контроль, аккумуляторы, двигатели, жизнеобеспечение, 3D-камеры и светодиодная подсветка. Каждая батарея размещается в пластиковом корпусе, погружённом в ванну с силиконовым маслом, что позволяет электронике подвергаться воздействию воды под высоким давлением, не приходя в непосредственный контакт с морской водой. Аппарат снабжён механической рукой для сбора образцов и ещё двумя манипуляторами, на одном из них расположены камеры, на другом — прожектора. Бортовая система связи способна передавать сигнал на расстоянии 30 км под водой. Deepsea Challenger оснащён видеокамерой Red Epic 5K с разрешением почти 14 мегапикселей, а также светодиодной панелью в 2,5 метра и сигнальными огнями.
25 марта 2012 года Джеймс Кэмерон достиг на Deepsea Challenger дна Марианской впадины, максимальная глубина которой составляет почти 11 км[2][3]. Это стало четвёртым в истории и вторым пилотируемым погружением в Бездну Челленджера, при этом погружение 2012 года стало первым одиночным и самым длительным из всех[2].
Первый твит из самой глубокой точки Земли имел следующее содержание:
Только что достиг самой глубокой точки океана. Достижение дна никогда не было столь приятным. Не могу дождаться, чтобы поделиться увиденным с вами @DeepChallengeОригинальный текст (англ.)Just arrived at the ocean's deepest pt. Hitting the bottom never felt so good. Can't wait to share what I'm seeing w/ you @DeepChallenge
— Джеймс Кэмерон[9]
Одним из основных вопросов экспедиции были документальные доказательства жизни на глубине. По словам Кэмерона, единственным живым существом, которое ему попалось на глаза, было нечто, похожее на креветку размером около 3 сантиметров.
Джеймс Камерон побывал на дне Марианской впадины в Викиновостях? |
Deepsea Challenger.