08-06-2023
«Иррезистибл» | ||
---|---|---|
HMS Irresistible | ||
|
||
HMS Irresistible в 1908 году | ||
Основная информация | ||
Тип | броненосец | |
Государство флага | Великобритания | |
Принадлежность | Королевский флот | |
Строительство начато | 15 декабря 1898 года | |
Спущен на воду | Октябрь 1901 года | |
Введён в эксплуатацию | 4 февраля 1902 года | |
Выведен из состава флота | 18 марта 1915 года | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 14 921 тонна | |
Длина | 125 м | |
Ширина | 23 м | |
Осадка | 8,15 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | Двухцилиндровая паровая машина | |
Мощность | 15 500 л. с. (11,4 МВт) | |
Скорость | 18 узлов (33,3 км/ч) | |
Экипаж | 780 | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4 × 12" морское орудие Mark IX 12 × 6" морское орудие Mark VII 16 × 12-фунтовое орудие 6 × 47-мм орудий 2 × 7,7 мм пулемёта |
|
Торпедно-минное вооружение | Четыре 450-мм подводных торпедных аппарата |
HMS Irresistible («Иррезистибл», в переводе «Неотразимый») — четвёртый броненосец-додредноут типа «Формидебл» Королевских ВМС Великобритании.
Содержание |
HMS Irresistible был заложен на верфи Чатем 11 апреля 1898 года и спущен на воду 15 декабря 1898 года в очень незаконченном состоянии, чтобы освободить стапели для постройки броненосца HMS Venerable. «Иррезистибл» был достроен в октябре 1901 года.
Irresistible по калибру вооружения и внешнему виду был схож с предшественниками — броненосцами типов «Маджестик» и «Канопус». Irresistible, как и другие корабли типа «Формидебл», часто описывается, как улучшенный «Маджестик», но по конструкции они были увеличенными версиями «Канопуса». Однако конструкция Irresistible включала броню Круппа для улучшения защиты и без уменьшения размера корабля. Таким образом, Irresistible был больше, чем «Канопус», и имел более мощную вертикальную защиту, чем «Маджестики», вкупе со скоростью «Канопусов». Схема бронирования Irresistible была аналогичной «Канопусам», хотя бронепояс доходил до кормы и был 66 метров в длину, 4,6 метра в высоту и 23 сантиметра в толщину. Она была сужена к носу до 7,6 см в толщину и 3,7 метра в ширину и к корме до 3,8 см в толщину и 2,4 метра в ширину. Башни главного калибра несли 25 см брони Круппа спереди и 20 см сзади.
В «Формидаблах» были улучшены главное и вспомогательное вооружение: длина 12-дюймовых орудий увеличена с 35 до 40 калибров, 6-дюймовых — с 40 до 45 калибров. 12-дюймовые орудия могли заряжаться при любом направлении и возвышении, и имели разделённые подъёмные машины с рабочими помещениями под башнями, чтобы в случае воспламенения кордита в башне избежать распространения пожара в помещения для работы с боеприпасами и в пороховые погреба.
Irresistible имел улучшенную форму корпуса, которая улучшала мореходность на больших скоростях по сравнению с «Маджестиками». Гребные винты с вращением внутрь, которые позволяли уменьшить расход топлива и немного увеличить скорость, но ценой ухудшения маневренности на низких скоростях.
С появлением «Дредноута» в начале 1906 года, и линейных крейсеров в 1908 году, додредноуты морально устарели, однако они все еще выполняли некоторые боевые задачи в первые годы Первой мировой войны.
4 февраля 1902 года на верфи Чатем Irresistible был подготовлен к плаванию для охраны Гибралтара и замены броненосца HMS Devastation в составе Средиземноморского флота Великобритании. В течение следующих двух лет в Средиземном море, корабль потерпел две аварии: столкнулся с норвежским пароходом в тумане в 3 марта 1902 года (что привело к повреждению бортовой брони) и сел на мель близ Мальты 5 октября 1905 года.
18 марта 1915 года, участвуя в Дарданелльской операции, «Иррезистибл» подорвался на турецкой мине[1][2], что привело к полной потере хода. Течение отнесло броненосец в сторону турецких береговых орудий; через три часа после взрыва мины, корабль был потоплен турецким огнём.
HMS Irresistible (1898).