HMS Ocean (1898)

06-06-2023

Корабль Её величества «Оушен» (англ. HMS Ocean) — эскадренный броненосец, додредноут британского Королевского флота, типа «Канопус», разработан для службы в Азии.

«Оушен» и пять его систершипов (однотипных кораблей) были меньше и быстрее, чем броненосцы предыдущего типа «Маджестик», но сохранили такую же батарею из четырёх 12-дюймовых (305 мм) орудий. Их крупповская броня была тоньше, но эффективнее в отношении по весу, чем гарвеевская броня, установленная на «Маджестиках». Броненосец был заложен в декабре 1897 года, спущен на воду в июле 1898 года, вступил в строй в феврале 1900 года.

До января 1901 года «Оушен» служил в составе Средиземноморского флота, после чего отправился на Китайскую станцию. В 1905 году «Океан» был отозван из Китая и переведён в резерв, после выеден из резерва для службы во флоте Канала. С 1908 по начало 1910 год броненосец снова служил в составе Средиземноморского флота. В 1910 году корабль был переведён во флот Канала и был мало задействован, пока в августе 1914 не началась Первая мировая война. С началом конфликта «Оушен» был переведён в 8-ю боевую эскадру и базировался в Ирландии для поддержки крейсерской эскадры. В октябре он был переброшен на Ост-индскую станцию для защиты конвоев с войсками отправляющимися из Индии.

В конце 1914 года «Оушен» участвовал в атаке на Басру, после чего был переброшен в Египет для защиты Суэцкого канала. В феврале 1915 года он был направлен для участия в Дарданелльской кампании . Он участвовал в нескольких атаках на османские укрепления защищающие Дарданеллы. 18 марта «Оушен» попытался вытащить на буксире подорвавшийся на мине у Эренкоя броненосец «Иррестисибл» однако ему пришлось отойти из-за плотного турецкого обстрела. «Океан» подобрал выживших моряков с «Иррестисибла» однако на выходе в открытое море подорвался на мине и получил тяжёлые повреждения. Эсминцы подобрали его экипаж и выживших с «Иррестисибла» и оставили броненосец, который затонул в бухте Морто.

Конструкция

«Оушен» и пять его систершипов (однотипных кораблей) были созданы для службы в Восточной Азии, где Японская империя начала строить мощный флот. Тем не менее, скоро роль этих кораблей оказалась снижена после заключения англо-японского союза в 1902 году. Корабли должны были быть меньше, легче и быстрее чем их предшественники: броненосцы типа «Маджестик». «Глори» была длиной в 421 фута 6 дюймов (128,47 м), шириной в 74 фута (23 м), осадка составляла 26 фута 2 дюйма (7.98 м). Водоизмещение составляло 13.150 длинных тонн (13.360 тонн), при полной загрузке — 14.300 длинных тонн (14.500 тонн). Экипаж корабля составлял 682 человека.

Корабли типа «Канопус» приводились в движение парой трёхцилиндровых паровых машин тройного расширения, пар для их работы образовывался в 12 котлах системы Бельвиля. Это были первые британские линкоры с водотрубными котлами, производившими больше пара при меньших расходах по весу по сравнению с огнетрубными котлами, используемых кораблях ранней постройки. Благодаря новым котлам появилась возможность располагать трубы продольно, а не рядом как на многих предыдущих британских линкорах. Корабли типа «Канопус» проявили себя как ходкие пароходы, с высокой скоростью для броненосцев того времени — 18 узлов (33 км/ч) с указанной мощностью в 13.500 лошадиных сил (10.100 кВт) на два узла быстрее чем броненосцы типа «Маджестик».

«Оушен» располагал основной батареей из четырёх 12-дюймовых (305 мм) орудий длиной в 35 калибров, размещённых в двухорудийных башнях в носовой и кормовой частях корабля. Орудия были установлены на круговых барбетах, что позволяло заряжать их со всех сторон, хотя и на фиксированной высоте. Батарея среднего калибра состояла из двенадцати шестидюймовых (152 мм) орудий длиной в 40 калибров установленных в казематах. Также корабль располагал десятью 12-фунтовыми орудиями и шестью 3-фунтовыми орудиями для защиты против торпедных катеров. Как обычно для броненосцев того времени корабль был оснащён четырьмя 18-дюймовыми (457 мм) торпедными трубами, погруженными в корпус, по два на каждом борте рядом с носовым и кормовым барбетом.

Для уменьшения веса «Оушен» нёс меньше брони, чем броненосцы типа «Маджестик». Броневой пояс был в 6 дюймов (152 мм) а у «Маджестиков» 9 дюймов (229 мм), хотя на «Маджестиках» стояла гарвеевская броня, а на «Канопусах» — крупповская, поэтому проигрыш в защищённости был не настолько большим, поскольку крупповская броня при заданном весе была прочнее гарвеевской. Также остальная броня была тоньше, чем на «Маджестиках», переборки были защищены бронёй от 6 до 10 дюймов (от 152 до 254 мм). Броня на орудийных башнях главного калибра была в 10 дюймов, барбеты имели броню в 12 дюймов (305 мм). Батарея в казематах были защищена 6-дюймовой крупповской сталью. Броня боевой рубки была в 12 дюймов. «Оушен» имел две бронепалубы толщиной в 1 и 2 дюйма (25 и 51 мм) соответственно.

Служба

«Оушен» был заложен 15 декабря 1897 года на верфи Дэвенпорт, стал первым крупным броненосным кораблём, построенным в Дэвенпорте. Спущен на воду 5 июля 1898 года. Принцесса Луиза, маркиза Лорн окрестила корабль в присутствие лордов Адмиралтейства. Строительство закончено в начале 1900 года. «Оушен» вступил в строй в Дэвенпорте 20 февраля 1900 года и получил назначениев Средиземноморский флот. Капитаном корабля стал Эштон Курсон-Хоу. После прохождения испытаний, корабль 13 марта вышел из Дэвенпорта и четыре дня спустя прибыл в Гибралтар, где сменил броненосец «Худ». «Оушен» служил в Средиземноморском флоте до января 1901 года, после чего был переброшен на Китайскую станцию в связи с Восстанием боксёров. В конце августа капитаном «Оушена» был назначен Ричард Уильям Уайт. В октябре 1902 года корабль посетил Порт-Лазарев на Корейском полуострове но получил повреждения из-за тайфуна, потребовался ремонт продлившийся до 1903 года.

После того как Великобритания и Япония в 1905 году ратифицировали союзный договор командование Королевского флота сократило военно-морское присутствие на Китайской станции и отозвало оттуда все линкоры. В частности броненосцы «Оушен» и «Центурион» вместе вышли из Гонконга 7 июня 1905 года и в Сингапуре встретились с двумя систершипами «Оушена» броненосца ми «Альбионом» и «Вендженсом». Четыре броненосца вышли из Сингапура 20 июня 1905 года и двигаясь вместе прибыли в Плимут 2 августа 1905 года. «Оушен» был переведён в резерв на Чатэмской верфи и вернулся к полноценной службе 2 января 1906 года в составе Флота Канала. Он прошёл ремонты на Чатэмской верфи в январе-марте 1907 года и в апреле-июне 1908 года. 2 июня 1908 года «Оушен» снова вернулся на службу уже в составе Срежиземноморского флота, прошёл ремонт на Мальте в 1908-1909 годах, в ходе которого на него было установлено противопожарное оборудование. 16 февраля 1910 года «Оушен» был переведён в 4-й дивизион новосозданного Хоум-фита. В 1910 и 1911-1912 годах броненосец прошёл ремонт в Чатэме. В 1913-1914 годах броненосец пребывал на верфи Пемброк, Уэльс в составе Третьего флота.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны «Оушен» был придан 8-й боевой эскадре Флота Канала, куда прибыл 14 августа 1914 года. 21 августа броненосец был отряжён в Куинстоун, Ирландия для службы кораблём охранения и для поддержки крейсерской эскадры, действующей в этом районе. В сентябре 1914 года «Оушен» получил приказ сменить «Альбион» на станции Кабо-Верде – Канарские острова, но по пути получил новый приказ сначала идти на Майорку, потом к Азорским островам. Ввиду угрозы со стороны германской Восточноазиатской эскадры и независимо действующего крейсера «Кёнигсберг» Адмиралтейство снова перенаправило «Оушен» на этот раз на ост-Индскую станцию, для поддержки крейсеров, провожающих конвое на Среднем Востоке. «Оушен» присоединился к бронепалубному крейсеру «Минерва».

С октября по декабрь 1914 года «Оушен» был флагманом эскадры в Персидском заливе, осуществлявшей поддержку операций против Басры. В это период «Оушен» сопровождал конвой с индийскими войсками в Бахрейн, который покинул Индию 16 октября, а спустя три дня в море к нему присоединился «Оушен». По прибытии конвоя в точку назначения 3 ноября «Оушен» стал готовиться к нападению на Басру. Множество малоразмерных судов вооружалось, чтобы войти в реку Шатт-эль-Араб, которая вела к Басре. Первоочередной задачей стало подавление сил противника в старой крепости Аль-Фау. 5 ноября Британия объявила войну Османской империи и на следующее утро «Оушен» приступил к обстрелу Аль-Фау. Десантный отряд в 600 человек, включавший Королевских морских пехотинцев с «Оушена» атаковал и захватил крепость, не повстречав сопротивления.

В декабре 1914 года сухопутные силы при поддержке «Оушена» продвинулись к Аль-Курмаху, находящийся при слиянии рек Евфрат и Тигр, что позволило Адмиралтейству отозвать «Оушен» для других задач. 29 декабря «Оушен» прибыл в Суэц, Египт, где должен был находиться для поддержки обороны Суэцкого канала. В этот же день броненосец встал на якорь в южном устье пролива и оставался в этом районе до середины января 1915 года, полсе чего прошёл на север пролива. 3-4 февраля «Оушен» и вооружённый вспомогательный крейсер «Гималаи» поддержал сухопутные силы, встретившие наступление османских сил на канал близ Эль-Кубри, что позволило разбить противника. «Оушен» был отправлен в Деверсуар, для артиллерийской поддержки местного гарнизона, но османские атаки в этом районе были малозначимы. На следующий день наступление османов было полностью остановлено.

Дарданелльская кампания

В конце февраля 1915 года «Оушен» был переброшен к Дарданеллам для участия в Дарданелльской кампании. 28 февраля броненосец принял участие в попытке подавления османских укреплений в проливе. Операциб возглавил адмирал Джон де Робек. Броненосцы «Альбион» и «Триумф» шли во главе боевого порядка с задачей нейтрализовать восстановленную османами крепость у Дардануса а «Оушен» и «Маджестик» поддерживали их, ведя огонь по мобильной полевой артиллерии, которая стала проблемой при предыдущих попытках нейтрализовать османскую оборону. Первоначально «Оушен» попытался выявить положение орудий, действующих близ Сед-эль-Бахра, после чего пошёл к «Маджестику» и попал под обстрел нескольких батарей противника у Эренкоя (в состав которых входили и гаубицы). Британским броненосцам удалось подавить вражеские орудия, но только временно, как только корабли переключились на другие цели, орудия снова открыли огонь. В это время «Альбион» и «Триумф» подошли к Дарданусу, но там попали под плотный обстрел османской артиллерии с европейского берега пролива, в том числе и из крепости в Эренкое, британским броненосцам пришлось описывать круги, чтобы избежать попаданий. В этих условиях британским корабля не удалось подойти к Дарданусу и вместо этого они обстреляли орудия у Эренкоя. Первоначально обстрел показался эффективным после ослабления огня противника. Но после того как «Оушен» и «Маджестик» подошли, чтобы атаковать Дарданус они попали под яростный обстрел орудий у Эренкоя, адмирал де Робек снова отдал приказ об отступлении. Единственным достижением стало уничтожение нескольких лёгких орудий противника десантным отрядом, высаженным с «Триумфа» после отхода четырёх броненосцев. Неспособность британского и французского флотов нейтрализовать мобильную полевую артиллерию убедило командование Антанты, что единственный способ добиться успеха - это предпринять массовую высадку десанта, чтобы зачистить область с суши.

Примечания

HMS Ocean (1898).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47