HMS Royal Sovereign (05)

16-10-2023

HMS Royal Sovereign
HMS Royal Sovereign
HMS Royal Sovereign
Служба:  Великобритания
Класс и тип судна линейный корабль
Строительство начато 15 января 1914
Спущен на воду 29 мая 1915
Выведен из состава флота 1949
Статус снят с вооружения
Основные характеристики
Водоизмещение 28 000 т нормальное
31 000 т полное
Длина 189 м
176,9м по КВЛ
Ширина 27,0 м
Осадка 8,7 м
Бронирование главный пояс: 102-330 мм
траверзы: 102-152 мм
палуба: 127 мм
башни ГК: лоб—330 мм
барбеты башен ГК: 102-254 мм
боевая рубка: —279 мм
Двигатели 24 водотрубных котлов на нефти
турбины системы Парсонса
Мощность 26 500 л.с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 21 узла максимальная
Дальность плавания 5 000 миль на 12 узлах
Экипаж 997 человек
Вооружение
Артиллерия 4×2 381-мм/42 Mk I
14×1 152-мм/50 BL Mk XII
2×1 76-мм
4×1 47-мм
Минно-торпедное вооружение 4 подводных 533-мм ТА

HMS Royal Sovereign — cупердредноут, головной в серии из пяти кораблей типа «Ривендж». Строился фирмой «Парсонс». Был спущен на воду в Портсмуте, Великобритания, 29 мая 1915 года. Включён в списки флота в мае 1916 года. С 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ, в котором носил имя «Архангельск».

Содержание

Cлужба в Королевских ВМС Великобритании (1915—1944)

Май 1916 года — приписан к 1-й эскадре Гранд флита.

1916 год — из-за поломки машин не смог принять участие в Ютландском сражении.

В 1920—1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. В 1924—1925 годах 76-мм орудия уступили место 102-мм одиночным зениткам (сначала двум, а затем и четырём), которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные. Тогда же, с 1936 года, началась установка восьмиствольных 40-мм автоматов («двухфунтовых пом-помов»), закончившаяся уже после начала боевых действий, и радаров. Угол возвышения орудий главного калибра не был увеличен, и они уступали по дальности стрельбы практически всем линкорам Второй мировой войны.

В сентябре 1939 года линкор входил в состав Флота метрополии (Home Fleet), а потом был переведён в Средиземноморский флот и 18 июля 1940 года участвовал в сражении при Пунта-Стило, однако из-за недостаточной скорости корабля Каннигэм не сумел навязать итальянским линкорам «Джулио Чезаре» и «Граф Кавур» решительный бой.

В 1940—1941 годах «Ройял Соверен» сопровождал атлантические конвои.

В 1942 году был на короткое время приписан к Восточному флоту, базировавшемуся в Тринкомали, на о-ве Цейлон, а потом переведён в Килиндини, Кения, поскольку считался слишком устаревшим для борьбы с японским флотом.

С сентября 1942 по сентябрь 1943 года из-за плохого состояния механизмов прошёл капитальный ремонт в США, после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был отозван в резерв.

Служба в советском ВМФ (1944—1949)

После выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счёт этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

Конечная участь

15 января 1949 года «Архангельск» покинул Ваенгу и 4 февраля прибыл на ВМБ Розайт, где и был разобран.

В 1950 году некоторые части 15-дюймовых башен линкора были использованы в конструкции 76-метрового радиотелескопа «Ловелл».

Источники

  • Савельев Е. В. От Скапа-Флоу до Ваенги на линкоре «Архангельск» / «Гангут», № 9, 1995 г.
  • Васильев А. М. Линейный корабль «Архангельск» / «Гангут», № 27, 2001 г. [1]
  • Усов В. Ю. Линейный корабль «Архангельск» // Судостроение. 1995. № 2—3.

Ссылки

  • Линейный корабль «Архангельск»
  • Линейный корабль «АРХАНГЕЛЬСК» («Ройял Соверен»)
  • Фото
  • Фото
  • Фото
  • Приборка главного калибра. Линкор «Архангельск». (Фото)


HMS Royal Sovereign (05).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47