27-08-2023
MD-11 | |
---|---|
|
|
Тип | Широкофюзеляжный пассажирский самолёт |
Производитель | McDonnell Douglas / Boeing |
Первый полёт | 10 января 1990 |
Начало эксплуатации | декабрь 1990 в Finnair |
Статус | в эксплуатации |
Основные эксплуатанты | FedEx Express UPS Airlines Lufthansa Cargo |
Годы производства | 1988 — 2001 |
Единиц произведено | 200 |
Базовая модель | McDonnell Douglas DC-10 |
Изображения на Викискладе |
McDonnell Douglas MD-11 (рус. Макдоннелл Дуглас МД-11) — широкофюзеляжный авиалайнер средней и дальней протяжённости полётов.
McDonnell Douglas MD-11 является, по сути, сильно доработанной, немного удлинённой версией McDonnell Douglas DC-10 с более мощными двигателями.
Работы над проектом этого самолёта начались 30 декабря 1986 года, когда авиакомпания British Caledonian разместила заказ на три машины этого типа. MD-11 стал результатом двухлетних исследований путей улучшения находившейся тогда в производстве модели DC-10. Самолёт совершил свой первый полёт 10 января 1990 года, он прошёл сертификацию в ноябре того же года и первый коммерческий экземпляр был передан авиакомпании Finnair 7 декабря 1990 года.
Основные отличия этого самолёта от своего предшественника DC-10 заключались в удлинённом на 5,71 метра фюзеляже, наличии законцовок (винглетов) на концах крыла, изменённом хвостовом оперении. Кроме того, MD-11 был оборудован самой современной кабиной на двух пилотов с новейшей системой управления EFIS, которая отображала всю полётную информацию на шести мониторах, так же был переделан пассажирский салон и установлены новые двигатели. MD-11 предлагался покупателям в четырёх вариантах:
McDonnell Douglas предлагал и несколько более экзотических проектов этого самолёта, например с увеличенной длиной фюзеляжа для размещения ещё большего количества пассажиров или груза, или даже предлагалось установить на нижней палубе дополнительные места и специальные окна, и использовать этот новый салон для обозрения панорамы во время полёта, но все эти варианты не нашли должного отклика у покупателей. В 1996 году McDonnell Douglas предполагал начать работу над проектом самолёта MD-XX (МД-ЭксЭкс), который должен был иметь измененную конструкцию крыла. Планировалось создать два варианта этого самолёта: первый с корпусом от стандартного MD-11 и способного летать на расстояние 15 тысяч 565 километров, и второй, с увеличенным фюзеляжем, способным вместить до 375 пассажиров. Но и этот проект так и не был реализован.
В ноябре 1997 года после слияния McDonnell Douglas и Boeing, последний объявил, что MD-11 по прежнему будет оставаться на производственной линии в основном в качестве грузового самолёта. Однако в июне 1998 года Boeing переменил свое решение, мотивируя это тем, что самолёт недостаточно востребован на насыщенном рынке коммерческих авиалайнеров. В результате его производство было свёрнуто. Последний MD-11 был выпущен 22 февраля 2001 года и передан авиакомпании Lufthansa Cargo. Всего за всё время было изготовлено двести машин. В начале апреля 2014 года (после заявления 27 марта о банкротстве World Airways) в пассажирской эксплуатации оставалось только четыре самолёта (все у авиакомпании KLM), в сентябре - три. 26 октября 2014 года ранним утром по московскому времени в аэропорту Схипхол совершили посадку два последних коммерческих рейса MD-11 из Торонто и Монреаля (борта PH-ΚСB и PH-KCE). MD-11 в настоящее время эксплуатируется только в грузовом варианте.
MD11 — один из самых "тяжелых" по грузонапряженности лайнеров. ACN варьируется от 56 до 114 (!), что требует исключительной прочности бетонных оснований взлётно-посадочных полос.
По данным на 14 октября 2012 года было потеряно 10 самолётов типа McDonnell Douglas MD-11.[1]
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Описание происшествия |
---|---|---|---|---|
31.07.97 | N611FE | Ньюарк | 0/5 | Грубая посадка из-за ошибки КВС. |
02.09.98 | HB-IWF | Атлантический океан | 229/229 | Рейс 111 авиакомпании Swissair Нью-Йорк—Женева. Пожар на борту. |
15.04.99 | HL7373 | Шанхай | 5+3/3 | Разбился при снижении из-за ошибки экипажа. |
22.08.99 | B-150 | Гонконг | 3/315 | Грубая посадка перегруженного самолёта в сложных метеоусловиях. |
17.10.99 | N581FE | Сабик Бей | 0/2 | Грубая посадка из-за неверных показаний приборов. |
23.03.09 | N526FE | Токио | 2/2 | Разбился при посадке; «козление» из-за сдвига ветра.[2][3] |
09.06.09 | HZ-ANB | Хартум | 0/2 | Взрыв шины передней стойки при посадке.[4] Списан на запчасти.[5] |
28.11.09 | Z-BAV | Шанхай | 3/7 | При взлёте зацепил хвостом ВПП, потерял высоту и разбился. |
27.07.10 | D-ALCQ | Эр-Рияд | 0/2 | Разбился при посадке и загорелся. |
13.10.12 | N988AR | Кампинас | 0/4 | При посадке разрушилась левая основная стойка шасси, левый двигатель опустился на ВПП и получил повреждения. |
Самолёты Douglas и McDonnell Douglas | |
---|---|
Поршневые | |
Реактивные | |
Отменённые |
MD-11.