Pratt & Whitney JT3C

21-10-2023

(перенаправлено с «Pratt & Whitney JT3C»)
Перейти к: навигация, поиск
J57 / JT3C

Pratt & Whitney YJ57-P-3 в разрезе в Национальном музее ВВС США (Дейтон, Огайо)
Тип: Турбореактивный
Страна: США США
Использование:
Годы эксплуатации: с 1952 года
Применение: North American F-100

McDonnell F-101
General Dynamics F-102
Boeing B-52
Martin B-57D
Lockheed U-2
Boeing C-135A
Boeing KC-135A
Ling-Temco-Vought F8
Douglas A3D
Douglas F4D
Douglas F5D
Boeing 707-120
Boeing 720
Douglas DC-8-10
Northrop SM-62
Boeing C-137

Создан на основе: XT45
Развитие: TF33 / JT3D
Производство:
Конструктор: United Aircraft
Производитель: Pratt & Whitney
Обозначение: JT3C
Годы производства: 19511965
Варианты: J75 / JT4A

TF33 / JT3D
PT5 / T57

Pratt & Whitney J57 (заводское обозначение — JT3C) — турбореактивный авиационный двигатель, созданный компанией Pratt & Whitney в начале 1950-х годов. Первый в мире реактивный двигатель, развивающий силу тяги в 10 000 фунтов (45 кН). В дальнейшем на его конструкции были созданы такие двигатели, как турбореактивный J75/JT4A, турбовентиляторный TF33/JT3D и турбовинтовой PT5/T57.

История

Двигатель появился в рамках программы по созданию самолёта XB-52. За основу был взят турбовинтовой T45, но новому самолёту требовались двигатели с высокой силой тяги, поэтому вместо турбовинтового двигателя был создан малогабаритный турбореактивный JT3. Новый двигатель имел осевой двухроторный компрессор, который позволял снизить расход топлива во время длительного полёта и улучшал лётные характеристики двигателя[1].

Выпуск двигателей обозначенных как J57 начался в 1953 году. В том же году премией Collier Trophy за создание и постройку данного двигателя был награждён Леонард Хоббс (Leonard S Hobbs) — главный конструктор United Aircraft[2][3].

25 мая 1953 года уже во время своего первого полёта оборудованный двигателем J57 самолёт North American YF-100A впервые в мире превысил скорость звука в горизонтальном полёте. Всего было выпущено 21 186 двигателей, последний из которых компания передала заказчику в 1965 году. Преимущественно их ставили на военные самолёты и вплоть по настоящее время J57 является одним из основных двигателей в ВВС США. С 1958 обозначением JT3C данные двигатели ставились на гражданские Boeing 707, Boeing 720 и Douglas DC-8. Одним из первых таких авиалайнеров стал Boeing 707 авиакомпании Pan American World Airways, который оборудованный четырьмя двигателями JT3 с силой тяги 13 тысяч фунтов каждый, в октябре 1958 года с крейсерской скоростью 575 км/час совершил пассажирский рейс из Нью-Йорка в Париж, став первым в мире реактивным авиалайнером, совершившим трансатлантический перелёт[1][2].

Существовала ещё турбовинтовая версия двигателя, обозначенная как T57, созданная для программы по созданию самолёта Douglas C-132 (не был построен). В рамках испытаний в 1956 году такие двигатели поставили на Douglas C-124 Globemaster II с бортовым номером 52-1069[4].

Варианты

Pratt & Whitney JT3
J57-P-1W
Сила тяги 11 400 фунтов, имел водяное охлаждение.
J57-P-1WA
Как P-1W
J57-P-1WB
Как P-1W
J57-P-4A
Сила тяги 16 200 фунтов
J57-P-8A
Сила тяги 10 400 фунтов
J57-P-10
Сила тяги 12 400 фунтов
J57-P-11
Сила тяги 9 700 фунтов, также был вариант с силой тяги 14 800 фунтов
J57-P-13
Сила тяги 14 880 фунтов
J57-P-16
Сила тяги 16 900 фунтов
J57-P-20
Сила тяги 18 000 фунтов
J57-P-20A
Сила тяги 18 000 фунтов
J57-P-21
Сила тяги 17 000 фунтов
J57-P-25
Сила тяги 15 000 фунтов
J57-P-31
J57-P-37A
J57-P-43W
Сила тяги 13 750 фунтов
J57-P-43WB
Сила тяги 13 750 фунтов
J57-P-59W
Сила тяги 13 750 фунтов
T57
Сила тяги 15 000 фунтов, турбовинтовой
JT3C-2
Гражданское название модели J57-P-43WB. Сила тяги 13 750 фунтов
JT3C-6
Сила тяги  13,500 фунтов
JT3C-7
Сила тяги 12 000 фунтов
JT3C-12
Сила тяги 13 000 фунтов
JT3C-26
Гражданское название модели J57-P-20. Сила тяги 18 000 фунтов
JT3D/TF33:Турбовентиляторный вариант двигателя J57.
PT5
Заводское обозначение турбовинтового T57.

Применение

Взлёт KC-135 Stratotanker, оборудованного двигателями J57
J57 (военный)
JT3C (гражданский)
T57 турбовинтовой

См. также

Аналогичные двигатели

Примечания

  1. ↑ PRATT & WHITNEY J57 TURBOJET (англ.). National Museum of the USAF. Проверено 7 июня 2014.
  2. ↑ The J57 (JT3) Engine was the first Pratt & Whitney-designed turbojet. (англ.). Pratt & Whitney. Проверено 7 июня 2014.
  3. The Collier Trophy (англ.). AeroFiles. Проверено 7 июня 2014.
  4. HERE AND THERE (англ.) 100. FLIGHT (1957). Проверено 7 июня 2014.

Pratt & Whitney JT3C.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47