Razée

30-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
HMS Indefatigable (справа), после перестройки в razée

Razée или razee (фр. /raˈzəː/) — парусный боевой корабль, перестроенный из двух-, реже трехдечного в однодечный, подобный фрегату, путем срезания верхних деков. Французский термин (полностью фр. vaisseau rasé, кратко фр. la rasée), буквально означающий «сбритый корабль».[1]

Происхождение

Один автор выводит название быстрых (англ. race-built) английских галеонов елизаветинской эпохи от слова razée.[2] Других подтверждений этой теории, однако, нет. Принято считать, что слово происходит именно от способа переделки.[1][3]

Так или иначе, о том, что мореходные качества корабля улучшаются при снижении надстроек, было известно с тех пор, как надстройки начали применять для размещения вооружений. Высокая надстройка парусит, что создает дрейф, делает корабль трудно управялемым и не позволяет держать острый курс. А высоко расположенный центр тяжести, очевидно, снижает остойчивость.

Когда появилось достаточно много линейных кораблей и выявилась нужда во фрегатах, было предложено и решение проблемы. Устарелые, меньшие по размерам и слабее вооруженные корабли неплохо подходили для ролей, где сокращенное вооружение не помеха, а высокие надстройки не нужны.

Распространение и развитие

Впервые термин появился около 1785 года.[3]

Преимуществами типа были прочный, гораздо более толстый чем у обычных фрегатов, корпус, и возможность нести тяжелую нижнюю батарею. Мало того, в случае надобности сохранялась вся батарея верхней палубы. При этом уменьшение высоты борта делало корабль менее увалистым, то есть давало способность ходить почти так же круто, как фрегат. Уменьшенный вес наверху означал, что порты нижней батареи находятся выше над водой, а значит, их можно открывать в свежую погоду.

Слухи о больших 24-фунтовых фрегатах, переделанных французами из линейных кораблей срезанием одного дека, достигли Британии около 1793 года. В 1794 и британцы срезали три старых 64-пушечных: HMS Anson, HMS Magnanime и HMS Indefatigable, сохранив главную батарею. Последний вскоре доказал свое преимущество, под командованием будущего лорда Эксмута одержав, совместно с фрегатом HMS Amazon победу над французским 74-пушечным Droits de l’Homme.

Когда в Британии начались поиски противовеса американским успехам 18121813 годов, очевидным шагом было возрождение типа rasée. Командующий Североамериканской станцией адмирал сэр Джон Борлэз Уоррен в январе запросил перестройку «шести-семи быстрых линейных». В кои веки Адмиралтейство могло с удовлетворением сообщить, что предвидело запрос и уже действует. На самом деле, осуществлялось предложение капитана Хейса от ноября 1812. По исходному замыслу он предлагал перестроить 64-пушечные, но к тому времени все они были слишком изношены, и в резерве их было мало. Вместо этого Адмиралтейство решило срезать быстрые 74-пушечные из «обычных», и выбрало три: HMS Majestic, HMS Goliath, HMS Saturn, чем спасло их от бесславной роли плавучих тюрем.

Сама перестройка мало напоминала 1794 год. Эти rasées не имели шлюпочных колодцев, и официально считались «промежуточными между фрегатом и линейным». Сохранился заметный ют с планширами, главная батарея в двадцать восемь 32-фн пушек, а на сплошной верхней палубе столько же 42-фн карронад, установленных по-новому: на полозья со шкворнем, что по замыслу должно было уменьшить отдачу и ускорить перезаряжание.

Финальная эволюция

Уже в 1830-40-е годы Соединенные Штаты стали срезать некоторые супер-фрегаты, которые сами исходно были вдохновлены идеей rasée. Появились орудия, способные стрелять куда более тяжелым снарядом (при большем заряде пороха), чем традиционно применялись в век паруса. Но прочность деревянного корпуса была ограничена, и корабль мог нести соответственно меньше тяжелых орудий. Так появились перестройки из супер-фрегатов в шлюпы с одной батарейной палубой. Типичны для этого поколения USS Macedonian и USS Cumberland, а также сохранившийся в качестве музея USS Constellation.

Ссылки

  • USS Cumberland как фрегат и срезанный как шлюп.

Примечания

  1. ↑ Define Razee at Dictionary.com
  2. Herman, Arthur. To Rule the Waves: How the British Navy Shaped the Modern World. HarperCollins, 2004. ISBN 978-0-060-53424-0.
  3. 1 2 The Naval War of 1812 / Robert Gardiner, ed. — London: Chatham Publishing, 1998. — P. 160−161. — ISBN 1-55750-654-X

Razée.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47