19-08-2023
«Фон дер Танн» | ||
---|---|---|
SMS Von der Tann | ||
|
||
Основная информация | ||
Тип | Линейный крейсер | |
Государство флага | Германская империя | |
Верфь | «Блом унд Фосс» (Гамбург) | |
Заказан к постройке | 26 сентября 1907 | |
Строительство начато | 21 марта 1908 | |
Спущен на воду | 20 марта 1909 | |
Введён в эксплуатацию | 19 февраля 1911 | |
Выведен из состава флота | 21 июня 1919 | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 19 370 т (нормальное) 21 300 т (полное) |
|
Длина | 171,7 м | |
Ширина | 26,6 м | |
Высота | 13,28 м (высота борта на миделе) | |
Осадка | 8,91 м (носом), 9,17 м (кормой) | |
Технические данные | ||
Силовая установка | ПТУ | |
Скорость | 27,4 узлов | |
Дальность плавания | 4 400 миль (на 14 узлах) 2500 миль (на 22,5 узлах) | |
Экипаж | 923 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4 × 2 280-мм/45 скорострельных АУ | |
Зенитная артиллерия | 2 × 1 88-мм зенитные пушки (с 1916) | |
Торпедно-минное вооружение | 4 × 450-мм ТА (11 торпед) |
Фон дер Танн (нем. SMS Von der Tann) — первый линейный крейсер ВМФ Германской империи эпохи Первой мировой войны. Назван в честь баварского военачальника XIX века Людвига фон дер Танна.
Содержание |
Корабль строился по кораблестроительной программе 1907 года на судоверфи «Блом унд Фосс» (Гамбург) под индексом «F» (строительный номер — 198). Киль корабля был заложен 21 марта 1908 г., спущен 20 марта 1909 года, окончательно введён (после завершения испытаний) в состав флота 19 февраля 1911 года. Стоимость постройки корабля составила 36 523 000 марок или 18 262 000 рублей золотом.
Корпус крейсера разделили водонепроницаемыми переборками на 15 основных отсеков. Двойное дно было установлено на 75 % длины корабля. Способ связей конструкции корпуса был выбран смешанным — поперечные шпангоуты + продольные стрингеры.
Бронирование жизненно важных частей корпуса выполнялось из крупповской цементированной стали. Вес брони составлял 33,3 % от общего водоизмещения линейного крейсера. Главный броневой пояс крейсера был установлен на прокладке из тикового дерева толщиной 50 мм. По главной ватерлинии толщина главного броневого пояса составляла 250 мм (при высоте в 1,22 м, из которых 0,35 м находилось ниже ватерлинии. У нижней кромки броневого пояса в 1,6 м ниже ГВЛ (в районе главной палубы) толщина брони постепенно уменьшалась до 150 мм. В оконечностях корабля броневой пояс заканчивался поперечными прямыми 180-мм переборками, а бортовая 120-мм броня продолжалась до носовой части. Бронирование верхнего броневого пояса (батареи среднего калибра) состояло из 150-мм броневых плит.
Передняя боевая рубка была выполнена из броневых плит толщиной 300 мм, задняя боевая рубка — из плит толщиной 200 мм. Толщина крыш рубок составляла 80 и 50 мм соответственно. Конструктивной особенностью крейсера являлось наличие 2-й броневой палубы.
Вооружение корабля состояло из восьми 280-мм скорострельных орудий с длиной ствола 45 калибров (12 600 мм) в четырёх двух-орудийных башнях. Боекомплект орудий ГК насчитывал 660 снарядов. Скорострельность орудий составляла 2,5 выстрела в минуту. Вес бортового залпа был равен 5 920 кг в минуту.
Десять скорострельных орудий среднего калибра (150 мм) с длиной ствола 45 калибров (6 750 мм) в установках образца 1906 года располагалась в батарее главной палубы между передней дымовой трубой и грот-мачтой.
Вспомогательная артиллерия состояла из 16 скорострельных орудий калибра 88-мм с длиной ствола 45 калибров (3 960 мм) в установках образца 1906 года; размещалась она в передней и задней надстройках, в носовой части верхней палубы и на главной палубе, а также в корме корабля. В начале 1916 года четыре орудия кормовой надстройки заменили двумя 88-мм зенитными орудиями в установках образца 1913 года с углом возвышения 70°. В 1916 году были демонтированы 12 оставшихся 88-мм орудий.
Торпедное вооружение состояло из четырех подводных торпедных аппаратов калибра 450 мм: один носовой, один кормовой и два бортовых аппарата размещались перед барбетом носовой башни вне зоны действия противоторпедной переборки. Общий боекомплект равнялся 11 торпед.
Энергетическая установка корабля была паротурбинной и состояла из десяти котельных отделений, расположенных попарно пятью эшелонами (всего 18 котлов Шульце-Торникрофта) В двух передних котельных отделениях крейсера размещалось по одному котлу, в остальных же по два.
Номинальная проектная мощность на валах составляла 42 000 л. с. или 1,97 л.с./т полного водоизмещения, что при частоте скорости вращения гребных валов в 300 оборотов в минуту обеспечивало крейсеру «Фон дер Танн» скорость в 24,8 узла. При испытаниях на Нейкругской мерной миле паротурбинные машины развили форсированную мощность 79007 л.с., позволяющую крейсеру при частоте вращения гребных валов в 324 об/мин. развивать скорость 27,4 узла. Энергетическая установка крейсера приводила в движение 4 гребных винта.
Дальность плавания крейсера «Фон дер Танн» достигала 4 400 морских миль при скорости 14 узлов или 2 500 морских миль при скорости 22,5 узла. Нормальный запас угля был равен 984 тоннам, полный — 2 760 тоннам. Расход топлива составлял от 0,64 до 1,15 кг/л.с. в час.
Электроэнергию кораблю обеспечивали шесть турбогенераторов общей мощностью 1 200 кВт, напряжением 225 Вольт.
Маневренность и управляемость крейсера «Фон дер Танн» были хорошими. Но при отклонении руля на угол, превышающий 60° наступала потеря управляемости и при этом возникал крен до 8°. Метацентрическая высота была равна 2,11 м. Остойчивость являлась максимальной при 30-градусном крене и нулевой при 70-градусном.
Экипаж корабля насчитывал 923 человека (в том числе 41 офицер). Как флагманский корабль, крейсер имел увеличенный на 76 человек (в том числе 14 офицеров) экипаж. В Ютландском сражение экипаж крейсера состоял из 1174 человек.
Согласно условиям перемирия, «Фон дер Танн» подлежал интернированию. 19 ноября 1918 г. он в составе эскадры передаваемых для интернирования кораблей немецкого военно-морского флота вышел в Великобританию, а 24 ноября 1918 г. прибыл в Скапа-Флоу (восточнее острова Кава) где в 14 часов 15 минут 21 июня 1919 г. был затоплен своим экипажем.
Линейные крейсера ВМС Германии | ||
---|---|---|
Флот открытого моря (нем. Hochseeflotte) | ||
тип «Фон дер Танн» | «Фон дер Танн» | |
тип «Мольтке» | «Мольтке» · «Гёбен» | |
тип «Зейдлиц» | «Зейдлиц» | |
тип «Дерфлингер» | «Дерфлингер» · «Лютцов» · «Гинденбург» | |
тип «Макензен» | «Макензен» · «Граф Шпее» · «Принц Этель Фридрих» · «Фюрст Бисмарк» | |
тип «Эрзац Йорк» | «Эрзац Йорк» · «Эрзац Гнейзенау» · «Эрзац Шарнхорст» | |
Кригсмарине (нем. Kriegsmarine) | ||
тип «O» | «O» · «P» · «Q» | |
Список линейных крейсеров ВМС Германии | ||
курсивом выделены недостроенные |
SMS Von der Tann (1909).