20-04-2023
Система предупреждения столкновения самолётов в воздухе (англ. Traffic alert and Collision Avoidance System, TCAS) — система самолёта, предназначенная для уменьшения риска столкновения воздушных судов. Система обозревает пространство вокруг воздушного судна, обнаруживая другие суда, оборудованные ответчиком системы TCAS. В случае возникновения риска столкновения, система предупреждает об этом пилотов. По стандартам ICAO, TCAS должен быть установлен на всех судах тяжелее 5700 кг или сертифицированных для перевозки более 19 пассажиров.
Содержание |
В то время как преимущество использования TCAS неоспоримо, эта система имеет ряд существенных ограничений:
Используют лишь ответы самолётных транспондеров, отвечающих на запросы с земли или с других систем самолёта.
Первое поколение TCAS. Анализируют ситуацию в радиусе около 40 миль вокруг самолёта. Предоставляют приблизительную информацию о направлениях полета и высотах других самолётов. Могут выдавать предупреждение «Traffic Advisory».
Текущее поколение TCAS, используется на большинстве коммерческих самолётов. В дополнение к информации, выдаваемой TCAS I, эти системы дают пилоту прямые указания о действиях, необходимых чтобы избежать столкновения. Указания называются «Resolution Advisory» и подаются в виде голосовых сообщений «descend, descend», «climb, climb», «Adjust Vertical Speed Adjust» (более новый вариант последнего сообщения «Level off»[1]). Также могут выдаваться сообщения «preventive Resolution Advisory», не дающие четкого указания к действию, но лишь предупреждающие о необходимости следить за вертикальной скоростью: «monitor vertical speed» и «maintain vertical speed».
Системы TCAS II разных самолётов согласовывают решение между собой перед тем, как выдадут указание пилотам, т. е. если система одного самолёта даст указание снижаться, то система другого самолёта даст указание увеличить высоту.
На 2006 год требованиям ИКАО ACAS II удовлетворял только TCAS II Version 7.0 (производится Rockwell Collins, Honeywell и ACSS).
После катастрофы над Боденским озером 1 июля 2002 была разработана версия 7.1, которая может изменять рекомендации в случае, если один из самолётов не выполнил требования TCAS.[2]
Разрабатываемое следующее поколение TCAS. Дополнено горизонтальными манёврами.[3]
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
TCAS.