U-boat

25-08-2023

U-boat — англифицированная версия немецкого слова U-Boot, являющегося в свою очередь сокращением от Unterseeboot, и означающего «подводная лодка».[1] Если немецкий термин относится ко всем субмаринам без исключения, то английский (и несколько языков ещё) соотносят его непосредственно к военным подводным лодкам, применявшимся Германией в Первую и Вторую мировые войны. Хотя они и являлись эффективным средством борьбы с военными кораблями, более эффективным их применением было рейдерство на коммерческих линиях, как средство ведения экономической войны, а так же поддержка надводной блокады грузоперевозок противника. Основными целями U-boat в обеих войнах являлись торговые конвои, перевозящие товары из Канады, Британской империи и США на Британские острова и (во время Второй Мировой Войны) в Советский Союз и страны-союзники в средиземноморье. Австро-венгерские субмарины времен Первой мировой войны (и до неё) так же были известны как U-boat.

Термин был широко введён сэром Уинстоном Черчиллем. В официальном коммюнике, выпущенном им после развёртывания немецкими лодками войны против британского судоходства, Черчилль постановил, что немецкие лодки впредь должны именоваться U-boats, тогда как лодки союзников — Submarines. Разница объяснялась так: «Немецкие подводные лодки — подлые и презренные негодяи, которые топят наши суда. А субмарины — доблестные и благородные рыцари, которые топят их[2]».

Содержание

Довоенные

Первой субмарина, построенной в Германии, являлась двухместная Брандтаухер, затонувшая в гавани Киля во время первого пробного погружения.[3] Это судно было сконструировано в 1850 году изобретателем и инженером Вильгельмом Бауэром (англ. Wilhelm Bauer ) и построена Maschinenbauanstalt Schweffel & Howaldt (а точнее инженером Августом Говальдтом (англ.)русск. (англ. August Howaldt ) — одним из основателей этой фирмы) в Киле для Императорских военно-морских сил. Позднее, в 1887 году во время выемки грунта, Брандтаухер был обнаружен и через шестнадцать лет поднят для установки в музее в Германии, где и находится по сей день.

В 1890 году по чертежам Торстена Норденфельт были построены W1 и W2. В 1903 году верфь Germaniawerft в Киле завершила первую немецкую полностью рабочую субмарину Форель[4], проданную России во время Русско-японской войны в апреле 1904 года.[5] Первый проект был разработан испанским инженером Раймондо Лоренцо д’Эквилеем-Монтжустин (исп. Raymondo Lorenzo d'Equevilley Montjustin) (субмарина Нарвал), создававшем дизайн первой немецкой U-boat, SM U-1 (англ.)русск. — на основе русской экспортной модели, заказанной для Русско-японской войны. U-1 была зачислена в состав флота 14 декабря 1906 года.[6] Конструктивно она основана на типе «Карп», имела двойной корпус, керосиновые двигатели системы Кёртинга и несла одну торпеду. Следом за ней была построена SM U-2 (англ.)русск., на 50 % больше и снабженная двумя торпедами. Первый дизельный двигатель появился на U-Boat лишь в 1912—1913 годах в проекте типа SM U-19 (англ.)русск.. В начале Первой мировой войны Германия располагала 48 субмаринами 13 классов готовыми или в постройке. Первая немецкая U-boat SM U-1 (англ.)русск. была исключена из состава флота в 1919 году и в данный момент является музейным экспонатом в Немецком музее в Мюнхене.[7]

Первая мировая война

Немецкая субмарина U-9 (1910).

В начале Первой мировой войны Германия имела в строю лишь 28 U-boat, однако в первые же десять недель ими было потоплено пять британских крейсеров. 5 сентября 1914 года HMS Pathfinder (англ.)русск. был потоплен SM U-21 (англ.)русск. и вошел в историю как первый корабль, потопленный подводной лодкой при помощи самодвижущейся торпеды. 22 сентября SM U-9 (англ.)русск. за час потопила устаревшие британские HMS Aboukir (англ.)русск., HMS Cressy (англ.)русск. и HMS Hogue (англ.)русск. (эскадра-"приманка" (англ.)русск.)

В Дарданелльской операции весной 1915 года в восточном средиземноморье, немецкие U-boat, в особенности SM U-21 (англ.)русск., воспрепятствовали артиллерийской поддержке войск союзников при помощи броненосцев (англ.)русск., потопив два из них.[8]

За первые несколько месяцев войны, противоторговые действия U-boat заставили пересмотреть Правила ведения морской войны, четко указав, взаимодействие с вражескими гражданскими судами и их пассажирами. 20 октября 1914 года SM U-17 (англ.)русск. возле Норвегии потопила первое торговое судно SS Glitra (англ.)русск..[9] Надводные торговые рейдеры показали свою неэффективность и 4 февраля 1915 года Кайзер заявил об объявлении военной зоной вод вокруг Британских островов. Это привело к уничтожению британских минных полей и блокаде грузоперевозок. Инструкции, данные командирам U-boat, разрешали топить им любые торговые суда, включая потенциально нейтральные, без предупреждения. Американское правительство тут же заявило, что Германия понесет суровую ответственность за смерть любого американского гражданина, невзирая на материальную стоимость. [источник?]

20 мая 1915 года SM U-20 (англ.)русск. потопила лайнер RMS Lusitania одним торпедным попаданием, однако ходят упорные слухи о втором взрыве, вызванном ещё одной торпедой или взрывоопасным грузом. Она унесла с собой 1198 жизней, 128 из которых американских граждан, включая известного театрального продюсера Чарльза Фромана (англ.)русск. (англ. Charles Frohman ) и Альфреда Гуайна Вандербилта I (англ.)русск. (англ. Alfred Gwynne Vanderbilt I) — члена влиятельной семьи Вандербилтов. Потопление глубоко шокировало Союзников и сочувствующих им в связи с атакой невооруженного пассажирского судна. В соответствии с грузовой декларацией RMS Lusitania несла военный груз.[10] В дальнейшем, после проведения расследования, было подтверждено, что лайнер вез снаряжение для войны с Германией. Однако на момент потопления это не было известно, а судно было ошибочно принято за войсковой транспорт.[источник?] Однако до потопления парома SS Sussex (англ.)русск. никакой существенной реакции США не последовло.

Первоначально реакцией США была угроза разорвать любые дипломатические отношения, что вынудило Германию выпустить Сассекские обязательства (англ.)русск., вновь наложившие ограничения на действия U-boat. США повторили, что, в случае гибели американских граждан в результате действий Германии, последней будет объявлена война, что заставило Германию снова полностью соблюдать Правила ведения морской войны. Это, однако, в значительной мере снизило эффективность флота U-boat, в результате чего немцам пришлось разработать стратегию избирательных надводных действий, кульминацией которой стало Ютландское сражение.

Хотя Германия и одержала тактическую победу в Ютландии, британский Гранд Флит продолжал доминировать на море. Необходимо было восстановить эффективную антикоммерческую деятельность U-boat. Вице-адмирал Рейнхард Шеер, командующий Флотом открытого моря, настаивал на полномасштабной подводной войне, убежденный в том, что огромные потери грузов при перевозке вынудят Британию начать мирные переговоры ранее, чем США среагируют.

Военный транспорт, потопленный U-boat. Рисунок Вилли Стёвера (англ.)русск. (англ.  Willy Stöwer )

Переосмысленная немецкая кампания была эффективна, в промежутке между октябрем 1916 года и январем 1917 года на дно было отправлено 1,4 млн тонн груза. Однако, несмотря на это, политическая ситуация требовала усилить давление ещё больше, результатом чего 31 января 1917 года Германия объявила, что её U-boat c 1 февраля начинают Неограниченную подводную войну. 17 марта немецкие субмарины потопили три американских торговых судна, и в апреле 1917 года США объявили Германии войну.

Неограниченная подводная война в апреле 1917 года поначалу была весьма успешной, позволив потопить подавляющее большинство британских грузов. Однако создание вооружённых конвоев привело к тому, что немецкая стратегия сначала стала пробуксовывать, а затем и вовсе оказалась неудачной, в связи с сокращающимся количеством уничтожаемых перевозок Союзников. 11 ноября 1918 года вступило в силу перемирие и все выжившие немецкие субмарины сдались. Из 360 построенных ПЛ 178 было потеряно, однако ими был уничтожено 11 млн тонн грузов.

Классы

Сдача флота

По условиям перемирия все U-boat должны были немедленно сдаться. Все лодки в своих водах должны были перейти на британскую базу подводных лодок в Харидже. Весь процесс был быстро завершен и, в основном, всё прошло без осложнений, после чего лодки были изучены и разрезаны на металл, либо же переданы Союзникам. Стивен Кинг-Холл (англ.)русск. (англ. Stephen King-Hall) детально описал процесс сдачи флота.[11]

Межвоенный период

По окончании Первой мировой войны, как часть Парижской мирной конференции, был подписан Версальский договор, ограничивавший общий тоннаж немецкого надводного флота. Так же договор ограничивал тоннаж отдельных судов, и полностью запрещал постройку субмарин. В связи с этим, офис разработки субмарин был создан в Нидерландах, а программа разработки торпед начата в Швеции. Перед началом Второй мировой войны Германия начала строительство U-boat и тренировки экипажей, назвав это «исследованиями» или маскируя другими методами. Когда это стало известно, Англо-германское морское соглашение (1935) наложило на Германию ограничение не обгонять Британию по субмаринам.[12] На начало Второй мировой войны у Германии уже было 65 U-boat, 21 из которых были в море и готовы к военным действиям.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны применение U-boat имело важнейшую роль в Битве за Атлантику, продолжавшейся на протяжении всей войны. Германия обладала крупнейшим подводным флотом, в то время как Версальский договор ограничивал надводные силы шестью линкорами (не более 10.000т каждый), шестью крейсерами и двенадцатью эсминцами.[13] Премьер-министр Уинстон Черчилль (англ. Winston Churchill) писал «За всю войну меня пугала только угроза U-boat.»

На ранних стадиях войны U-boat были очень эффективны в отношении уничтожения грузов Антигитлеровской коалиции, особенно в середине Атлантики, где не было стабильного воздушного прикрытия. Через Атлантику шло активное перемещение военных припасов и пищевых продуктов, являвшееся критичным для выживания Британии. Эти непрерывные нападения вынудили Британию изобрести такие новые средства защиты и обнаружения, как гидролокатор и радар, а немецкие U-boat ответили разработкой того, что впоследствии было названо «Волчьими стаями», когда несколько субмарин действуют сообща и на небольшой дистанции, что позволяет потопить конкретную цель с большей гарантией. Позднее, когда США присоединились к войне, U-boat расширили зону действий до атлантического побережья США, от Канады до Мексиканского залива и от Арктики до западных и южных берегов Африки, заходя на восток аж до самого Пинанга. Вооружённые силы США боролись с немецкими набегами на Америка применяя различные тактики, включая военную иностранную разведку, и в особенности на Карибах, чтобы не позволить немецким U-boat получать поддержку в местных портах.

По причине того, что скорость и дальность плавания в подводном положении, при питании от аккумуляторных батарей, были очень серьезно ограничены, U-boat требовалось большинство времени находиться на поверхности, двигаясь под дизелями, погружаясь только будучи атакованными, или во время редких дневных торпедных атак. Их корпуса, более похожие на корпуса надводных кораблей, отражали тот факт, что, по большому счету, это были именно надводные суда, имевшие возможность по необходимости погружаться. Это являет собой полную противоположность цилиндрическим корпусам современных атомных подводных лодок, которые дают гораздо лучшую гидродинамику в подводном положении (где они и проводят большую часть своего времени), но менее устойчивы на поверхности. На самом деле U-boat были значительно быстрее на поверхности, чем под водой, в противоположность современным лодкам. Чаще всего, в ранние годы войны, U-boat атаковали в ночное время, находясь на поверхности (см. Подводная война[убрать шаблон]). Этот период, предшествовавший разработке Антигитлеровской коалицией действительно эффективной противолодочной тактики (ASW), назывался немецкими подводниками «die glückliche Zeit» или «счастливое время».[14]

Торпеды

Основным оружием U-boat были торпеды, хотя мины и палубные орудия (англ.)русск. (в надводном положении) так же применялись. К концу войны торпедами U-boat были потоплены почти 3000 кораблей Антигитлеровской коалиции (175 военных и 2825 торговых).[15] Первые немецкие торпеды времен Второй мировой войны имели возможность лишь двигаться прямо, однако позднее, по ходу войны, были разработаны наводимые и маневрирующие варианты. Они были снабжены двумя типами взрывателей: ударным, срабатывавшим при касании с твердым объектом, и магнитным (англ.)русск., срабатывавшем при изменении магнитных полей на расстоянии нескольких метров. Одним из наиболее эффективных методов применения магнитных детонаторов был пуск торпеды прямо под килем цели. Взрывной волной судно просто разламывало надвое. Таким образом даже тяжелобронированные суда могли быть потоплены или хотя бы серьезно повреждены единственным удачным попаданием. На практике же, однако, оборудование удержания глубины, равно как и взрыватели, были заметно ненадежны в первые восемь месяцев войны. Зачастую торпеды уходили на неверную глубину, взрывались досрочно или же не врывались вовсе, безвредно отскакивая от корпуса цели. Наиболее очевидно это стало во время Датско-норвежская операции (вторжения в Норвегию), когда различные опытные командиры U-boat не могли повредить британские транспорта и военные суда по причине отказа торпед. В большинстве своем отказы торпед случались по причине недостаточной протестированности. Магнитные детонаторы были чувствительны к механическим колебаниям во время движения торпеды благодаря искажениям магнитных поле Земли в высоких широтах. Эти недостатки были устранены наравне с проблемами сохранения глубины в начале 1942 года.[16]

Позднее во время войны Германия изобрела торпеды с акустическим наведением G7/T5. В основном эта разработка велась для борьбы с эскортом конвоев. Акустические торпеды должны были отбегать по прямой 400 м, а затем поворачивать в сторону источника наибольшего шума. Иногда это заканчивалось наведением торпеды на саму U-boat — именно таким образом были потоплены как минимум две субмарины. Вдобавок было обнаружено, что эти торпеды эффективны против кораблей, идущих со скоростью более 15 узлов (28км/час). В любом случае Антигитлеровская коалиция научилась бороться с этими торпедами при помощи шумопостановщиков, как, а примеру Foxer (англ.)русск., FXR, CAT and Fanfare (англ.)русск.. Немцы ответили созданием в конце войны новой версии акустической торпеды G7es (англ.)русск., которые, впрочем, не успели получить широкого применения.[17]

U-boat также снабжались различными типами маневрирующих торпед, которые, отбежав по прямой заданную дистанцию, начинали ходить кругами или ёлочкой, что увеличивало шанс попадания при промахе по основной цели при стрельбе по конвоям.

Разработки U-boat

За время Второй мировой войны Кригсмарине произвели большое число различных типов U-boat, в соответствии с развитием технологий. Большинство, впрочем, относилось к типу VII, благодаря этому ставшей известной на флоте как «рабочая лошадка», и являющейся по сей день самой массовой серией субмарин. Лодки типа IX были больше, и разрабатывались специально для дальних подов, достигая Японии и восточного побережья США. Создавая типа XXI немецкие дизайнеры осознали, что от подводных возможностей U-boat зависит как её боевая эффективность, так и сам факт выживания, и именно этот тип лодок положил начало борьбе за способность долгое время находиться под водой. Тип XXI обладал революционными обводами корпуса, которые впоследствии стали основой для создания атомной субмарины USS Nautilus. Её двигательная установка была снабжена аккумуляторными батареями большой емкости, позволявшими ей передвигаться в подводном положении длительное время и достигать беспрецедентных скоростей под водой. Установка этих аккумуляторов стала возможна в отсеки, ранее занятые емкостями с перекисью водорода для турбины Вальтера на неудачном проекте типа XVII.

Во время войны происходила гонка вооружений между Антигитлеровской коалицией и Кригсмарине, особенно в области обнаружения и скрытности. Гидролокатор (Сонар или ASDIC в Великобритании) позволил кораблям союзников обнаруживать погруженные U-boat вне визуального контакта, но был неэффективен против надводных судов, что привело к тому, что ночью или при плохой погоде U-boat было гораздо безопаснее находиться в надводном положении. В то же время достижения в разработке радаров стали практически смертельны для экипажей U-boat, особенно после того, как были разработаны устройства для установки на самолетах. В виде противомер U-boat снабжались приемниками радарных сигналов, дававшим им достаточно времени для погружения, прежде чем противник сможет подойти на дистанцию поражения. Так или иначе, в какой-то момент времени Антигитлеровская коалиция переключилась на сантиметровый радар (англ.)русск. (неизвестный Германии, что сразу же сделало радар-детекторы абсолютно неэффективными. Радарные системы U-boat так же были разработаны и установлены, но большинство командиров не использовало их, боясь выдать свою позицию патрулям противника.

Идею шноркеля немцы взяли с захваченных датских субмарин, хотя и не применяли её на своих лодках практически до окончания войны. Шноркель представлял собой выдвижную трубу, снабжавшую дизеля воздухом в подводном положении на перископной глубине, и позволявший лодке двигаться и заряжать аккумуляторные батареи, сохраняя скрытность. Это, однако, было далеко не идеальное решение. Проблемы с клапанами устройства, залипавшими в открытом или закрытом положении при плохой погоде, приводили к тому, что дизеля внезапно высасывали из корпуса лодки (использовавшегося в виде буфера давления), и экипаж получал очень болезненный удар по барабанным перепонкам, иногда приводивший к их повреждению. Также на U-boat существовала проблема удаления выхлопов, когда лодка проводила достаточно большое время без всплытия. Скорость была ограничена 8 узлами (15км/ч) для предотвращения складывания устройства набегающим потоком воды. Так же шноркель делал лодку ужасно шумной, приводя к полной глухоте гидролокаторов. И, наконец, радары Антигитлеровской коалиции стали настолько совершенными, что засекали даже саму мачту шноркеля за пределами визуального обнаружения.

Последние U-boat покрывались слоем резинового шумопоглотителя, делавшего их менее видимыми для гидролокаторов. Также она снабжались установками сброса химических пузырьковых ложных целей известных как Больд (англ.)русск. в честь мифического существа кобольда.

Типы лодок

Меры противодействия

Улучшения в тактике конвоев, высокочастотные радиокомпасы (англ.)русск. (так же известные как «Huff-Duff»), радары, активные сонары (ASDIC в Великобритании), глубинные бомбы, противолодочные минометы (так же известные как «Ёжик (англ.)русск.»), периодические взломы немецких военных кодировок, разработка Leigh light (англ.)русск., широкий спектр эскортных самолетов (в особенности совместно с Эскортными авианосцами, использование кораблей-обманок (англ.)русск. и полное присоединение к войне США с их бешеным объёмом строительства транспортных судов, играло не в пользу U-boat. В конце концов, флот U-boat стал задыхаться от потерь, утратив 793 субмарины и 28.000 подводников (75 % потерь — высочайший среди всех немецких вооруженных сил времен ВМВ).

Выжившие с U-175 после её потопления USCGC Spencer (англ.)русск., 17 апреля 1943 годаа

В то же время Антигитлеровская коалиция уничтожала верфи и базы U-boat с помощью стратегических бомбардировок.

Шифровальная машина Энигма

Британия получила неоспоримое преимущество, получив возможность читать некоторые немецкие военные кодировки. Понимание принципов и методов немецкого кодирования было получено через Францию от Польских криптографов. После этого кодовые книги и оборудование были захвачены на немецких плавучих метеостанциях и с захваченных U-boat. Группа аналитиков, включая Алана Тьюринга использовала специально созданные «Бомбы» и ранние компьютеры для взлома немецких кодов, после того как они были раскрыты. Скоростное декодирование сообщений было жизненно необходимо при проведении конвоев мимо волчьих стай и позволило вплотную заняться перехватом и уничтожением флота U-boat. Это было продемонстрировано в феврале 1942 года, после того как Германия внезапно изменила военно-морские коды, и эффективность волчьих стай, пока не были вскрыты новые коды, была ужасающей.

В 1941 году Королевским флотом была захвачена лодка типа IXB U-110, с которой и были получены машина Энигма и документация по ней. В октябре 1942 года британцами так же была захвачена U-559, прежде чем она затонула три моряка отчаянно проникли на борт и выбросили с субмарины кодовые книги. Двое из них, матрос первого класса Колин Гразье (англ.)русск. (англ. Colin Grazier) и лейтенант Фрэнсис Энтони Блэр Фэссон (англ.)русск. (англ. Francis Anthony Blair Fasson) продолжали выбрасывать книги с судна даже после того, как оно ушло под воду, и утонули вместе с ним. В дальнейшем книги были захвачены в рейде на плавучие метеостанции. 6 марта 1944 года U-744 была захвачена экипажем канадского судна HMCS Chilliwack (англ.)русск., и с неё так же были взяты коды, однако это было близко к окончанию войны, и большинство информации уже было известно.[18]

В июне 1944 года флотом США была захвачена лодка типа IXC U-505. В данный момент она является музейным судном в Чикаго в Музее науки и промышленности.

Битва за остров Белл

Два события имели место быть в битве в 1942 году, после того, как немецкие U-boat потопили четыре рудовоза Антигитлеровской коалиции возле острова Белл (англ.), Ньюфаундленд. 5 сентября 1942 года U-513 потопила грузовые суда SS Saganaga и SS Lord Strathcona, а 2 ноября 1942 года U-518 потопила SS Rosecastle и PLM 27, в которых погибло 69 человек. После того как субмарина пустила торпеду в пирс, остров Белл (англ.) стал единственным местом в Северной Америке, подвергшемся прямой атаке немецких вооруженных сил во Второй мировой войне.

Операция «Дэдлайт»

Под кодовым именем операции «Дэдлайт» скрывается затопление U-boat, сдавшихся Антигитлеровской коалиции после поражения Германии в конце войны. Из 154 сдавшихся U-boat, 121 были затоплены на глубине возле порта города Лисахалли, графство Лондондерри, Северная Ирландия и в Лох Риан (англ.)русск., Шотландия в конце 1945 года и начале 1946 года.

Последствия Второй мировой войны

С 1955 года западногерманским Bundesmarine было вновь разрешено иметь небольшие военный флот. Первоначально были подняты и отремонтированы затопленные лодки типов XXI и XXIII. В 1960е Западная Германия вновь вернулась на арену строительства подводных лодок. Однако по причине первоначального ограничения в 450т, Bundesmarine сфокусировались на малых прибрежных субмаринах для защиты от Советского Союза на Балтике. Германия пыталась изыскать продвинутые технологии, чтобы компенсировать малое водоизмещение, в результате чего, к примеру, стала применяться немагнитная сталь для защиты от мин c детекторами магнитных аномалий.

Первоначально подводные лодки проекта 201 были полным провалом по причине разрушения корпусов, однако доработанные подводные лодки проекта 205 стали первым успехом и для флота было построено 12 штук. Продолжая традицию U-boat, новые лодки получили класс U, и их нумерация вновь началась с U-1.

После покупки правительством Дании двух лодок типа 205, Германия осознала выгоду торговли субмаринами на экспорт. Три единицы улучшенного типа 206 были проданы ВМС Израиля, ставшие там классом «Галь». Немецкие ДЭПЛ типа 209 образца конца 1960х стали самыми популярными субмаринами вплоть до начала 21 века. Всего на 2006 год было построено 51 единиц, и благодаря высокой гибкости изменения комплектации и водоизмещению 1000-1500т, она заняла свое место в военно-морских флотах 14 стран.

В 21 век Германия вошла со своими U-boat типа 212. Эти лодки внабжены воздухонезависимой двигательной установкой (англ.)русск., и используют водородые топливные элементы. Эта система гораздо безопаснее предыдущих дизельных двигателей закрытого цикла и паровых турбин, дешевле реакторной установки и тише обеих схем. В то время как Италия заказала подводные лодки проекта 212А, Германия разработала тип 214 (англ.)русск., который представляют собой экспортный вариант. Именно эти лодки уже закупили Греция, Южная Корея и Турция.

В июле 2006 года, Германия ввела в состав флота новейшую U-boat U-34, a типа 212.

См. также

Примечания

  1. U-boat. Online Etymolgy Dictionary. Проверено 2012-22-06.
  2. Теренс Робертсон Подводный ас Третьего рейха. Боевые победы Отто Кречмера, командира субмарины «U-99». 1939-1941. = The Golden Horseshoe. — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 11. — 224 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9524-4332-7
  3. Showell, p. 23
  4. Showell, p. 201
  5. Showell, p.22, 23, 25, 29
  6. Showell, p. 30
  7. Showell, p. 36 & 37
  8. http://www.numa.net/expeditions/u-21_1.html
  9. WWI U-Boats U-17. Uboat.net. Проверено 24 марта 2008.
  10. http://www.lusitania.net/manifest.html
  11. A North Sea diary, 1914—1918, Chapter XIX
  12. По другим военным судам Германии было разрешено иметь меньшее, нежели у Британии, количество.
  13. Hakim Joy A History of Us: War, Peace and all that Jazz. — New York: Oxford University Press, 1995. — P. 100–104. — ISBN 0-19-509514-6
  14. Military History Online
  15. Crocker III H. W. Don't Tread on Me. — New York: Crown Forum, 2006. — P. 310. — ISBN 978-1-4000-5363-6
  16. Karl Dönitz Memoirs: Ten Years and Twenty Days. — Naval Institute Press. — P. 482. — ISBN 0-87021-780-1
  17. The Torpedoes — Technical pages — German U-boats of WWII — Kriegsmarine — uboat.net
  18. http://uboat.net/fates/captured.htm

Ссылки

  • http://uboat.net/finder.php
  • TheSubPen The Sub «Pen.» Your Home for Submarine and U-boat History. Good for research, curiosity and fun.
  • uboat.net Comprehensive reference source for WW I and WW II U-boat information.
  • uboat-bases.com The German U-boat bases of the WW-II in France : Brest, Lorient, St-Nazaire, La Rochelle, Bordeaux.
  • ubootwaffe.net Comprehensive reference source for WW II U-boat information.

Литература

  • Дёниц, К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935—1945 гг. = Ten years and twenty days. Memories. — М.: Центрполиграф, 2004. — 495 с. — ISBN 5-9524-1356-0
  • Курушин М. Ю. Стальные гробы рейха. Москва, Вече, 2004. ISBN 5-9533-0449-8
  • Бишоп К. Подводные лодки кригсмарине. 1939-1945. Справочник-определитель флотилий = Kriegsmarine U-boats 1939-1945. — М.: Эксмо, 2007. — 192 с. — (Военная техника III Рейха). — ISBN 978-5-699-22106-6
  • Стальные гробы. Немецкие подводные лодки: секретные операции 1941-1945 = Iron Coffins: A Personal Account of the German U-Boat Battles of World War II. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. — 474 с. — ISBN 5-227-01245-8
  • Ровер Ю. Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской Оси = Jürgen Rohwer. Axis submarine successes 1939—1945. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2004. — 416 с. — 2000 экз. — ISBN 5-9524-1237-8
  • Уилльямсон Г. Подводные асы Гитлера. Волчьи стаи. — М.: Эксмо, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-699-23559-9
  • John Abbatiello. Anti-Submarine Warfare in World War I: British Naval Aviation and the Defeat of the U-Boats (2005)
  • Buchheim, Lothar-Günther, Das Boot (Original German edition 1973, eventually translated into English and many other Western languages). Movie adaptation in 1981, directed by Wolfgang Petersen
  • Gannon, Michael (1998) Black May. Dell Publishing. ISBN 0-440-23564-2
  • Gannon, Michael (1990) Operation Drumbeat. Naval Institute Press. ISBN 978-1-59114-302-4
  • Gray, Edwyn A. The U-Boat War, 1914—1918 (1994)
  • Hans Joachim Koerver. German Submarine Warfare 1914—1918 in the Eyes of British Intelligence, LIS Reinisch 2010, ISBN 978-3-902433-79-4
  • Kurson, Robert (2004). Shadow Divers: The True Adventure of Two Americans Who Risked Everything to Solve One of the Last Mysteries of World War II. Random House Publishing. ISBN 0-375-50858-9
  • Möller, Eberhard and Werner Brack. The Encyclopedia of U-Boats: From 1904 to the Present (2006) ISBN 1-85367-623-3
  • Preston, Anthony (2005). The World’s Greatest Submarines.
  • Stern, Robert C. (1999). Battle Beneath the Waves: U-boats at war. Arms and Armor/Sterling Publishing. ISBN 1-85409-200-6.
  • Showell, Jak Mallmann. The U-boat Century: German Submarine Warfare, 1906—2006 (2006) ISBN 1-59114-892-8
  • van der Vat, Dan. The Atlantic Campaign Harper & Row, 1988. Connects submarine and antisubmarine operations between World War I and World War II, and suggests a continuous war.
  • Von Scheck, Karl. U122: The Diary of a U-boat Commander Diggory Press ISBN 978-1-84685-049-3
  • Georg von Trapp and Elizabeth M. Campbell. To the Last Salute: Memories of an Austrian U-Boat Commander (2007)
  • Westwood, David. U-Boat War: Doenitz and the evolution of the German Submarine Service 1935—1945 (2005) ISBN 1-932033-43-2

U-boat.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47