Авиазавод № 39 им. Менжинского

20-10-2023

Московский авиационный завод №39 имени В. Р. Менжинского
Год основания

1921

Расположение

Москва, СССР

Отрасль

авиастроение

Продукция

Самолёты
(1936)
(1940)

Московский авиационный завод № 39 имени В. Р. Менжинского — авиационный завод, работавший в Москве в 1921—1941 годах.

Особая роль данного предприятия в истории советской авиационной промышленности связана с тем, что оно стало важной производственной базой опытного самолётостроения в СССР (наряду с Центральным аэрогидродинамическим институтом).

Содержание

История

Образован в 1921 на базе ремонтного завода «Авиаработник», входил в трест «Промвоздух» Управления ВВС РККА.

В 1927 получил название авиационного завода № 39 имени В. Р. Менжинского.

В 1932 переведён в ведение в ведение Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР (Управление авиационной промышленности).

13 января 1933 года Приказом заместителя Народного комиссара тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова на заводе было образовано Центральное конструкторского бюро для проектирования и производства лёгких самолетов (позже ЦКБ им. Илюшина). Начальником ЦКБ и заместителем директора завода был назначен С. В. Ильюшин. Структурно ЦКБ состояло из самостоятельных конструкторских бригад, специализировавшихся по типам самолетов, вооружению, технологии и проведению различного рода испытаний.[1]

В 1934—1936 большинство конструкторских бригад ЦКБ перевели на серийные авиационные заводы, а на заводе № 39 осталось только КБ С. В. Ильюшина, которое в предвоенные годы работало над модификациями бомбардировщика ДБ-3 и создало штурмовик Ил-2.

В октябре 1941 завод № 39 был эвакуирован на территорию Иркутского авиационного завода № 125 им. И. В. Сталина. 8 декабря 1941 г. был издан приказ народного комиссара авиационной промышленности СССР № 1139 об объединении двух заводов — им. Сталина и им. Менжинского. С 19 декабря 1941 г. это было уже одно предприятие, которое стало называться ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод № 39 им. И. В. Сталина.[2]

Часть оборудования Московского авиационного завода № 39 и 1000 рабочих были эвакуированы в Улан-Удэ для увеличения потенциала Улан-Удэнского авиационного завода № 99[2].

КБ Ильюшина находилось в эвакуации в Куйбышеве на заводе № 18 (с апреля 1942 — в Москве; позже Московский машиностроительный завод имени С. В. Ильюшина).

Продукция

  • В действовавшем при заводе Центральном конструкторском бюро (см. ЦКБ) были разработаны самолёты:
    • истребитель И-5 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
    • истребитель И-15 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
    • истребитель И-16 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
    • истребитель ДИ-6 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
    • бомбардировщик ДБ-3 — разработан в ЦКБ, опытное строительство и серийное производство на заводе,
    • бомбардировщик Пе-2 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
    • истребитель Пе-3 — опытное строительство и серийное производство на заводе,
    • гидросамолёт МБР-2 — разработан в ЦКБ).

Известные сотрудники

Примечания

  1. Краткая историческая справка об Авиационном Комплексе им. С. В. Ильюшина
  2. ↑ Эвакуация и восстановление в Восточной Сибири оборонных предприятий
  3. Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг
  4. Даты жизни и деятельности А. С. Яковлева
  5. МОНИНО Музей Военно-Воздушных Сил — Биография Поликарпова

Источники

  • Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г. П. Свищев. 1994.

Авиазавод № 39 им. Менжинского.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47