05-05-2024
Пе-2 | |
---|---|
Пе-2 | |
Тип | пикирующий бомбардировщик |
Разработчик | В. М. Петляков |
Производитель | Петляков |
Первый полёт | 22 декабря 1939 |
Начало эксплуатации | 1941 |
Конец эксплуатации | 1954 (Югославия) |
Статус | снят с производства |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР Югославия Польша Чехословакия |
Годы производства | 1940-1945 |
Единиц произведено | 11427 |
Варианты | Пе-3 |
Изображения на Викискладе |
Пе-2 (Пешка) (по классификации НАТО: Buck — «Олень») — советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР. В ВВС Финляндии получил неофициальное прозвище Pekka-Eemeli. 31-й бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков, оснащённый Пе-2 (командир полка полковник Фёдор Иванович Добыш), стал первой бомбардировочной Гвардейской авиачастью в ВВС РККА СССР. Звание было присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в ноябре-декабре 1941 года в период оборонительной операции и контрнаступления советских войск под Тихвином.
Содержание |
Разработка была начата силами заключённых конструкторов и инженеров специального КБ НКВД, СКБ-29 в середине 1938 года.
Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года и начал выпускаться серийно в конце 1940 года. Удачная конструкция кабины предоставляла лётчику и штурману отличный обзор вперёд и вниз. Для снижения скорости при пикировании самолёт был оснащён решётчатыми тормозными щитками, прижатыми к нижней поверхности крыла. Во время торможения щитки устанавливались навстречу потоку. На Пе-2 впервые в СССР применено электрическое управление многими механизмами. Это было связано с тем, что у прародителя-истребителя планировались гермокабины, из которых тяжело вывести подвижные тяги. Электродистанционное управление стало причиной многочисленных случаев самовозгорания самолета в воздухе, образовывавшиеся при работе искры могли поджечь бензиновые пары. Большая скорость позволяла Пе-2 активно действовать в дневное время суток. Пе-2 послужил также «летающей лабораторией» для испытания ракетных ускорителей. Первый полёт с действующей реактивной установкой состоялся в октябре 1943 года. Скорость увеличилась на 92 км/ч. Эксперименты с различными вариантами Пе-2 с реактивными установками продолжались до 1945 года. Главным конструктором ускорителей был С. П. Королёв.
Заводы | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 |
№ 22 (Казань) | - | 1120 | 1937 | 2423 | 2944 | 1634 |
№ 39 (Москва и Иркутск) | 1 | 303 | 587 | 5 | - | - |
№ 124 (Казань) | - | 104 | - | - | - | - |
№ 125 (Иркутск) | - | 144 | - | - | - | - |
Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией. Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени.
Однако, Пе-2 редко применялся, как пикирующий бомбардировщик при атаке точечных целей. Обычной практикой было групповое неприцельное бомбометание с горизонтального полёта, «по ведущему», то есть по команде с ведущего самолёта, или с пологого пикирования. Периодически по ВВС выходили приказы, запрещающие использование атаки с пикирования[1]. Это связано с острой нехваткой опытных экипажей, в первую очередь лётчиков, сложностью самолёта в пилотировании и желанием командования хоть как-то уменьшить потери.
Первые серийные машины имели слабое оборонительное вооружение — пулеметы ШКАС (крайне капризное и маломощное оружие. Скорострельность его компенсировала остальные недостатки лишь отчасти[2]).
В сочетании с неправильной тактикой применения, отсутствием истребительного прикрытия, ущербной тактической проработкой боевых операций на уровне командования, все эти проблемы, в начале войны, не дали реализовать все возможности, которые предоставлял Пе-2[3].
Начиная с 1943 года Пе-2 стал опытными экипажами использоваться «по профилю», как пикирующий бомбардировщик. Боевое применение Пе-2 с пикирования вполне успешно освоили лётчики под руководством И. С. Полбина, в дальнейшем командира 6 авиационного корпуса. С учетом установки более мощных двигателей, замены пулемета ШКАС у штурмана пулеметом Березина эффективность Пе-2 значительно возросла. В некоторых случаях, например при низкой облачности, Пе-2 могли выходить на штурмовку автоколонн противника[1].
Основными целями Пе-2 были[1]:
Кроме непосредственных обязанностей бомбардировщика часто применялся в разведывательных целях. Оснащённый РЛС «Гнейс-2» самолёт мог использоваться в качестве ночного истребителя.
Части, вооруженные Пе-2, в общей своей массе, вполне успешно справлялись с поставленными перед ними задачами.
В бою с истребителями Пе-2 был далеко не самой легкой мишенью. В случае правильного построения звена экипажи бомбардировщиков могли вести эффективный оборонительный огонь. Благодаря удачной компоновке двойных стабилизаторов стало возможным размещение пулемета в хвостовой части, что позволяло вести оборону против истребителей противника. Примеры боевого применения Пе-2 можно увидеть в советском фильме «Хроники пикирующего бомбардировщика», где играл О.Даль. Однако сам самолет не отличался особой живучестью. И в случае если вражескому истребителю удавалось выйти на дистанцию атаки, Пе-2 мог спасти только опыт летчика и активное маневрирование. «Истребительное» прошлое Пе-2 (и в первую очередь высокая скорость) помогало «Пешке» в ходе боев у реки Свирь (1942 год) легко уходить от финских истребителей Хок-75 американского производства[4].
Для борьбы с истребителями противника могли применяться, кроме пулеметного вооружения, реактивные снаряды (на ранних машинах) и авиационные гранаты АГ-2 (появились с 43 года, по штату устанавливалось 10 штук). Судя по описаниям летчиков, сбить такой гранатой истребитель практически невозможно, однако, «пугающий» эффект оказывался достаточным для срыва атаки истребителя. Были зафиксированы случаи применения АГ по скоплениям пехоты противника[1].
Следует отметить, что боевой тактической единицей до конца войны в соединениях Пе-2 оставалась «тройка», в то время, как вся остальная авиация перешла на «пары»[1].
В то же время отношение к самолёту среди личного (летного и технического) состава полков было весьма двоякое. С одной стороны, это была вполне современная и даже передовая машина для того времени, с неплохими лётными характеристиками, неплохим оборудованием и автоматикой. С другой строны, самолёт был сложен в пилотировании, особенно при взлёте и посадке — профиль крыла требовал повышенных скоростей, и нередки были случаи сваливания, приводившие к катастрофам. Самолёт на разбеге имел большую тенденцию к развороту, на посадке постоянно «козлил» из-за конструктивных недоработок амортизаторов шасси — по выражению пилотов, прыгал, пока винтами землю не зацепит. Самолёт имел склонность к капотированию при торможении на пробеге из-за неудачно расположеных основных стоек шасси. Широкое применение электропривода требовало грамотного технического обслуживания, что было не всегда возможно в условиях ведения боевых действий. Недостатки и попустительства при обслуживании машины нередко приводили к отказам жизненно важных систем, пожарам, авариям и катастрофам. В итоге, аварийность (небоевые потери) в полках, летавших на Пе-2, были весьма высокими за всё время эксплуатации, и сами лётчики невесело шутили — «на пешке летать, что тигра в ж…пу целовать - страшно и никакого удовольствия». В отдельных полках по аварийности было потеряно до трети всех самолётов.
В гидросистеме машины использовалась спиртоглицериновая смесь, также известная в среде авиаторов как «ликёр шасси».
Пилоты-бомбардировщики, являющиеся Героями Советского Союза, которые помимо других самолётов воевали на Пе-2:
Герои Советского Союза 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного Берлинского орденов Суворова и Кутузова полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной Кировоградской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии (гвардии полковник Добыш, Федор Иванович) 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса (Полбин, Иван Семёнович):
Приведённые ниже характеристики соответствуют Пе-2 зав. № 390101:
Источник данных: Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.[5]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Указанные характеристики соответствуют «полигонным». На практике летные характеристики могли быть хуже в силу ряда причин[1][3]:
На Пе-2 летают герои повести и снятого по ней фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»[6]
Советские самолёты Второй мировой войны | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики | |
Штурмовики | |
Учебные и тренировочные | |
Самолёт-разведчик | |
Гидросамолёты | |
Транспортные и планёры | |
Прототипы |
Пе-2 пикирующий бомбардировщик игра скачать, пе-2 длина, gt2 6mm ремень, пе-2 варианты окраски.
Караша, КЦРУ, Категория:Статьи проекта Известные картины неизвестного уровня, Тихомиров, Степан, Переопределение операторов.