А-7 (автожир)

28-08-2023

А-7
А-7бис на сельскохозяйственных работах в горах Тянь-Шаня, начало 1941 года.
Тип автожир
Разработчик ОКБ Камова
Производитель Завод опытных конструкций ЦАГИ
Главный конструктор Н. И. Камов
Первый полёт 20 сентября 1934
Начало эксплуатации 1938
Конец эксплуатации 1941
Статус снят с эксплуатации

A-7 — советский двухместный автожир крылатого типа с трехлопастным ротором, разработанный Н. И. Камовым. Первый в мире боевой автожир и первый серийный винтокрылый аппарат в СССР.

Первый аппарат был построен в апреле 1934 г. на заводе опытных конструкций при ЦАГИ. В мае автожир был перевезён на аэродром для наземных гонок двигателя и пробежек. 20 сентября 1934 года был совершен первый полёт. Испытания А-7 закончились в декабре 1935 года. Несмотря на которые автожир участвовал на авиационном параде в честь Дня авиации 18 августа 1935 г.

Содержание

Конструкция

Автожир имел двигатель воздушного охлаждения М-22 мощностью 480 л.с. Что позволяло ему развивать максимальную скорость 218 км/ч. Тянущий винт имел две лопасти, шаг которых можно было изменить на земле. Ротор (несущий винт) перед взлетом раскручивался системой механической раскрутки от двигателя, что уменьшало дистанцию разбега перед взлетом.

Фюзеляж ферменной конструкции из стальных труб. Состоял из трех отсеков: моторного с топливными баками, раздельной кабины для летчика и наблюдателя и хвостовой балки.

Вооружение

Оборонительное вооружение состояло из трех пулеметов калибра 7,62 мм. Передний пулемет ПВ-1 с ленточным питанием, стрелял через винт. Оборона задней полусферы осуществлялась пулеметом ДА-2 на кольцевой турели. В последующих модификациях снизу крыла установлены узлы для подвески четырех бомб ФАБ-100 и шести неуправляемых ракетных снарядов РС-82.

Применение

В начале 1938 г. входил в состав экспедиции для снятия с дрейфующей льдины у Гренландии группы И. Д. Папанина. Но ледокол «Ермак», на котором перевозился автожир, опередили гидрографические суда «Таймыр» и «Мурман» и автожир не успел принять участие в спасательной операции.

В начале 1941 года автожир проходил лётные испытания по применению на авиахимработах предгорья Тянь-Шаня. Экспедиция была организована Наркомлес и Аэрофлот для борьбы с яблочной молью и продлилась месяц. Автожир показал эффективность сравнимую с самолетами, а по некоторым параметрам и превзошел их. Автожиру не нужны большие площадки для взлета и посадки, воздушный поток от ротора направлял поток ядохимикатов строго вниз, что за счет попадания ядов и на нижнюю поверхность листьев повышала эффективность их применения.

С началом Великой Отечественной войны из пяти А-7-За сформировали отдельную автожирную эскадрилью.

Отряд автожиров, организованный Главным артиллерийским управлением, действовал в составе 24-й армии в районе города Ельня и базировался одно время на аэродроме в деревне Подопхай. Летчики отряда под командованием старшего лейтенанта Трофимова совершили целый ряд боевых вылетов для корректировки артогня и в тыл противника к партизанам. Полеты проводились днем и ночью.
Особенно тяжело было проводить ночные полеты. Это был наш первый опыт, а на войне, как говорится, долго не раздумывают. Как только автожиры прибыли к месту расположения, на следующий же день командование приказало готовиться к выполнению боевого задания ночью. Полеты производились в полной темноте. Ни о каких лампах, хотя бы «летучих мышах», даже разговоров не было. Прифронтовой аэродром находился всего в двадцати километрах от передовой. За несколько дней до прибытия автожиров немцы засекли аэродром и девятка «мессеров» разбомбила его в пух и прах. Командир истребительного полка, бывшего на этом аэродроме, все время остерегался очередного налета немцев. Поэтому, как только автожир выруливал из укрытия, чтобы раскрутить винт перед взлетом, вокруг машины начиналась возня и раздавалась ругань: «Взлетай скорее!!! Не канительтесь!» и тому подобное. Ночью взлеты и посадки проводились в полной темноте — только по звуку мотора можно было определить, где машина и что с ней. Если гудит, значит цела…[1]

Примечания

  1. Воспоминания Н. И. Камова

Ссылки



А-7 (автожир).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47