15-08-2023
У-2/По-2 | |
---|---|
Поликарпов У-2 (Музей Польской Авиации) | |
Тип | многоцелевой биплан |
Разработчик | Поликарпов |
Первый полёт | Январь 1928 года |
Начало эксплуатации | 1929 год |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР, Аэрофлот Осоавиахим, ДОСААФ |
Годы производства | 1929—1959 |
Единиц произведено | 33 000 |
Изображения на Викискладе |
У-2 (по кодификации НАТО: Mule — «Мул») — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире.[1]
У-2 разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. Первый полёт был выполнен 7 января 1928 года под управлением М. М. Громова. (По другим данным первый полет У-2 состоялся 24 июля 1927 года, а 7 января 1928 года состоялся первый полет модернизированного самолёта У-2 [2]).
По схеме самолёт У-2 — типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л. с. Этот самолёт имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях. Существовали штабные и санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой шесть 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.
С началом Великой Отечественной войны производство У-2 организовано на авиазаводе № 387. Имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг.
После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин.
Содержание |
Лётно-технические характеристики У-2 |
|
---|---|
Экипаж | 2 чел. |
Максимальная скорость | 150 км/ч |
Практический потолок | 3820 м |
Дальность полёта | 430 км |
Мощность (М-11А) | 110 л. с. |
Запас топлива | 90 кг |
Длина самолёта | 8,17 м |
Размах крыла | 11,4 м |
У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника.
Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб бомбардировщик пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость.
По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена — до 250 кг (в отдельных случаях — до 500 кг), вылеты производились иногда до шести-семи раз за ночь. «Kaffeemühle» (кофемолка), «Нaltsnähmaschine» (швейная машина) — так солдаты вермахта называли У-2, доставлявшие массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.
Самолёты У-2 использовались также для прыжков с парашютом, например, на тренировках.
Осенью 1941-го в ВВС СССР было начато формирование авиационных частей, укомплектованных женщинами.[3] Один из женских авиаполков имел на вооружении самолёты У-2:
«Ночными ведьмами» называли, по бытующей легенде, лётчиц этого полка солдаты противника (по другой версии, это прозвище было дано им французскими пилотами полка «Нормандия-Неман» как комплимент ). 23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза. Двум лётчицам — звание Герой России.
Самолётам У-2 и их пилотам посвящены фильмы и песни:
В Мытищах самолёту поставлен памятник.
Самолёты Поликарпова | |
---|---|
Истребители | И-1 · ДИ-1 (2И-Н1) (англ.)русск. · И-3 · Д-2 (ДИ-2) · И-5 · И-6 (англ.)русск. · И-15 · И-15 бис (И-152) · И-153 · И-16 · И-17 (англ.)русск. · И-170 · И-180 · И-185 · И-190 · И-195 · ИТП · ТИС |
Бомбардировщики | ТБ-2 (англ.)русск. · СПБ (англ.)русск. · НБ (англ.)русск. |
Разведчики | Р-1 · МР-1 · Р-2 · Р-4 · Р-5 · ССС · Р-Z · ИВАНОВ |
Штурмовики | Р-5Ш · Р-Z · ВИТ-1 (англ.)русск. · ВИТ-2 (англ.)русск. |
Транспортные | ПМ-1 · БДП · У-2СП |
Учебные | У-1 · У-2 (По-2) · УТИ-2 · УТИ-4 |
Советские самолёты Второй мировой войны | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики | |
Штурмовики | |
Учебные и тренировочные | |
Самолёт-разведчик | |
Гидросамолёты | |
Транспортные и планёры | |
Прототипы |
У-2 (самолёт).