К-5 (самолёт)

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
К-5
Самолёт К-5 (рисунок из БСЭ)
Тип пассажирский самолёт
Разработчик ОКБ Калинина
Производитель Авиазавод им. Совнаркома УССР (Харьков)
Главный конструктор Калинин К. А.
Первый полёт 18 октября 1929
Начало эксплуатации 1930
Конец эксплуатации 1943
Статус снят с эксплуатации
Основные эксплуатанты Аэрофлот
ВВС СССР
Годы производства 1930-1934
Единиц произведено ~260

К-5 — советский пассажирский самолет. Разработан К.А. Калининым в конце 20-х годов.

История

К разработке К-5 Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Серийное производство началось в 1930 г. Самолёт использовался до 1943 г, а до 1940 г. являлся основным лайнером Аэрофлота на внутренних линиях. Всего было построено около 260 экземпляров с различными двигателями.

Конструкция

Одномоторный подкосной высокоплан смешанной конструкции с классическим оперением.

Фюзеляж — корпус прямоугольного сечения, каркас сварной из стальных труб. Обшивка передней части (включая пассажирскую кабину) гладкая дюралевая, задней части — полотняная с проволочными расчалками. Впереди моторный отсек с универсальной моторамой (под разные модели двигателей). Затем закрытая кабина экипажа. За ней пассажирская кабина с восемью мягкими пассажирскими креслами — по четыре кресла по бортам, между ними проход. Позади салона туалет.

Крыло — эллиптической формы, двухлонжеронное. Каркас центроплана сварной стальной, консолей — деревянный, с проволочной растяжкой. Обшивка полотняная. Подкосы крыла (по два с каждой стороны фюзеляжа) — стальные трубы с фанерными обтекателями.

Двигатель — на разных вариантах устанавливались следующие двигатели: Бессонов М-15 — 450 л.с./ 330 квт, звёздообразный 9-цилиндровый воздушного охлаждения. (Первый мощный звёздообразный двигатель отечественной конструкции. Разработка А.П. Островкого и Н.П. Курбатова под рук. А.А. Бессонова. Производство Московского авиамоторного завода № 24 им. Фрунзе М.В.); ГАЗ № 29 им. П.И. Баранова М-22 - 480 л.с./ 350 квт, звёздообразный 9-цилиндровый воздушного охлаждения; ГАЗ № 26 М-17ф - 500-730 л.с./ 365-535 квт, V-образный 12-цилиндровый водяного охлаждения. Винт двухлопастный на всех версиях.

Оперение — вертикальное, однокилевое, с рулём направления. Стабилизаторы подкосные эллиптической формы с рулями высоты, с изменяемым в полёте углом установки (±5°). Каркас оперения деревянный, с полотняной обшивкой.

Шасси — двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки пирамидальные из стальных труб. Хромомолибденовые полуоси. На каждой стойке по одному колесу. Колёса — 1100 х 250мм. Амортизация резиновая шнуровая.

Управление — двойное тросовое педалями.

Приборы — указатель скорости, высотомер, указатель скорости посадочный, тахометр, манометр масла, манометр бензобака, термометр масла — 2 шт.

Модификации

Помимо пассажирской выпускались санитарная, топографическая, военно-транспортная версии.

Лётно-технические характеристики

К-5 на советской марке
Характеристика Параметр
Производство 1930-193?
Размах крыла 20.50 м
Длина 15.87 м
Высота 2.89 м
Площадь крыла 66.00 м²
Масса пустого самолёта 3060 кг
Взлётная масса 4030 кг
Число пассажиров 8 (или 690 кг. груза)
Экипаж 2
Крейсерская скорость 178 км/ч
Максимальная скорость 206 км/ч
Практический потолок 5040 м
Дальность 960 км
Двигатели 1 ПД М-17Ф
Мощность 730 л.с. (взлётная), 500 л.с. (полётная)

Ссылки

  • К-5 на сайте Уголок неба

К-5 (самолёт).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47