23-10-2023
Альфред Джулс Айер | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Школа/традиция: | |
Направление: |
Западная философия |
Период: |
Философия XX века |
Основные интересы: | |
Значительные идеи: |
логический позитивизм, принцип верификации, эмотивистская этика |
Оказавшие влияние: |
Д. Юм, Венский кружок, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер, И. Кант |
Испытавшие влияние: | |
Сэр Альфред Джулс Айер (англ. Alfred Jules Ayer; 29 октября 1910, Лондон — 27 июня 1989, Лондон) — английский философ-неопозитивист[1] или, по другой версии, "один из ведущих представителей аналитической философии середины ХХ века"[2].
Содержание |
Получил образование в Итоне и Крайст-Чёрч-колледже Оксфордского университета, где и начал свою преподавательскую деятельность после годичного пребывания в Вене и знакомства там с позитивистской программой Венского кружка (1932-1933). Пропагандист идей Венского кружка, в поздних работах склонялся к идеям лингвистической философии.
С 1946 до 1959 год занимал должность профессора (the Grote Professor) философии сознания и логики (the Philosophy of Mind and Logic) в Университетском колледже Лондона (англ. University College London). Затем перешёл в Оксфордский университет на должность профессора (Wykeham Professor) логики. В 1951—1952 годах возглавлял Аристотелиевское общество (Aristotelian Society). Избран членом Британской академии в 1952 году, с 1959 года — заслуженный профессор. В 1970 году Айеру было даровано рыцарское звание.
Альфред Айер являлся первым вице-президентом Британской гуманистической ассоциации, а с 1965 по 1970 гг. — её президентом.
Айер был болельщиком футбольного клуба «Тоттенхем Хотспур».
Философские взгляды Айера сформировались на основе неореализма Рассела, австрийского неопозитивизма и британской традиции эмпиризма. Различал предложения аналитические (априорные) и синтетические (эмпирические). Физические объекты он понимал как логические конструкции из «чувственных данных» (см. неореализм).
В теории познания разрабатывал понятие верификации. Айер различает “сильный” и “слабый” принципы верификации. “Высказывание является верифицируемым в сильном смысле термина, — пишет он, — если и только если его истинность может быть решающим образом установлена на опыте. Но оно является верифицируемым в слабом смысле, если опыт может сделать его вероятным”[3] По мнению Айера, из этого принципа следовало, что предложения метафизики, теологии, эстетики и этики буквально бессмысленны и потому не могут быть ни истинными, ни ложными.
все метафизические утверждения бессмысленны |
Он считал, что религиозные утверждения о существовании Бога не истинны и не ложны, а лишены значения. Это – метафизические псевдо-утверждения. Точно так же лишен значения и атеизм, утверждения которого («Бог не существует») зависят от религиозных утверждений. В то же время этические и эстетические суждения, а также некоторые суждения религиозного характера могут иметь «эмотивную» нагруженность, являясь выражением внутреннего мира высказывающих их людей, т.е. составляют предмет психологии.
Айер, Альфред Джулс.