Алексеев, Ростислав Евгеньевич

01-10-2023

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Ростислав Евгеньевич Алексеев
Дата рождения:

18 декабря 1916(1916-12-18)

Место рождения:

город Новозыбков,
Черниговская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

9 февраля 1980(1980-02-09) (63 года)

Место смерти:

Горький,
СССР

Страна:

 Российская империя →
 СССР

Научная сфера:

Судостроение, авиастроение

Альма-матер:

Горьковский индустриальный институт имени Жданова

Известен как:

Кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов

Награды и премии


Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев (18 декабря 1916, Новозыбков, Черниговская губерния — 9 февраля 1980, Горький) — кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов[1].

Лауреат Ленинской (1962) и Сталинской премии второй степени (1951). Член ВКП(б) с 1950 года.

Содержание

Биография

Родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области), в семье учительницы и агронома. В 1933 году семья переезжает в Горький.

В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет (ныне факультет Морской и авиационной техники). 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях»; госкомиссией Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 годы работал в должности контрольного мастера выпуска танков.

В 1942 году принимается решение о выделении ему помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. В идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ, и ему были выделены средства. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.

Судно на подводных крыльях «Буревестник»

В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект и каждый — лучший. В 1961 году[источник не указан 726 дней] десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства.

В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.

Памятник «Метеору» на площади Буревестника

В начале 1970-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного экранолёта «Орлёнок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят как боевая единица в состав ВМФ. Он получил штатный номер МДЭ-160 (малый десантный экраноплан).

14 января 1980 года находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолета (который должен был быть завершен к Московской Олимпиаде-80) Алексеев получил травмы. Это произошло при спуске модели на воду. 17 января 1980 года Алексеев был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

Семья

Был женат, дочь Татьяна, сын Евгений.

Конфликты

  • В документальном фильме «Сожженные крылья. Предать конструктора» высказывается мысль, что у талантливого конструктора было много недоброжелателей, среди которых — министр судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутома (по фильму причина гонений на изобретателя в том, что Алексеев обратился к Хрущеву через голову вышестоящего начальства).
  • В 1976 году, после аварии при испытании экранолета, Алексеев приказом Бутомы был отстранён от всех должностей, ему был оставлен в подчинении только отдел из 15 человек.

Награды

Память

Бюст Алексеева в НГТУ
Памятник Алексееву на Юбилейном бульваре

Фильмография

  • Документальный фильм «Сожженные крылья. Предать конструктора» (2007).
  • Документальный фильм «Эффект Алексеева» из цикла Тайны забытых побед.
  • Документальный фильм «Экранопланы. На грани двух стихий» из цикла «Крылья России».
  • Документальный фильм «Морской дракон» из цикла «Ударная сила», выпуск 71.

См. также

Примечания

  1. Экранопланы. На грани двух стихий — История развития.

Литература

  • Алексеева Т. Р. Крылья Алексеева: Очерки. Н. Новгород. 2000 г.
  • Алексеев Р. Полёт в будущее / Сборник воспоминаний. сост. В. П. Исаченко. Н. Новгород. ВВАГС 2005 г.
  • Иванов В. А. Он опередил время. Н. Новгород. 2006 г.
  • Качур П. Конструктор крылатых кораблей / «Техника и вооружение», № 12 — 2006, № 1, 2, 4, 5 — 2007 г.
  • Матвеев А. А. Служение скорости. Н. Новгород 2006 г.
  • Карпенко В. Ф. Конструктор Алексеев. Н. Новгород. Бикар. 2010 г. ISBN 978-5-91723-027-6

Ссылки

  • Биография Р. Е. Алексеева
  • Окрылённые // «Популярная механика»
  • Летящие над водой // «Популярная механика»
  • О. П. Фролов. Из истории судов на подводных крыльях
  • Звезда и смерть Ростислава Алексеева

Алексеев, Ростислав Евгеньевич.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47