Андреев, Николай Андреевич

08-05-2023

Николай Андреев

Фотография Роберта Иохансона, 1921 год
Дата рождения:

26 октября 1873(1873-10-26)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

24 декабря 1932(1932-12-24) (59 лет)

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Жанр:

скульптор

Работы на Викискладе
Памятник Гоголю

Николай Андреевич Андреев (26 октября 1873, Москва — 24 декабря 1932) — русский советский скульптор и график.

Член «Товарищества передвижников». Один из идеологов соцреализма. Автор огромного количества портретов В. И. Ленину — «ленинианы» (около 100 скульптурных и 200 графических), а также многих политических деятелей.

Содержание

Биография

Родился 26 октября 1873 года в семье плотника-подрядчика.

Творчество

Ранним произведениям Н. А. Андреева, в основном — жанровой, социальной тематики, свойственны традиционные академические приёмы с элементами получившей уже большое распространение в русской скульптуре раскованной импрессионистской манеры, живописной пластической модуляции. В дальнейшем художник обращается к неоклссицисткой стилизации, тяготеет к модерну, модной «дионисийской» направленности (эротизм, образы вакханок и т. п.). Характерным произведением, отмеченным печатью драматизма кризисной, предреволюционной и предвоенной эпохи, является памятник Н. В. Гоголю (бронза, гранит, 1904—1909), рельф, опоясывающий пьедестал, и повторяющий приём, использованный скульптором П. К. Клодтом в памятнике И. А. Крылову в Летнем саду, составляют гротесковые фигурки гоголевских героев, контрастирующих с трагизмом фигуры писателя, «углубленного в мир своих мистических видений» [1]. В это же время скульптор создал памятники доктору Ф. П. Гаазу (1910).

После 1917 года скульптор активно сотрудничал с советской властью, участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. В пределах этой программы им созданы памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву (1918—1922). В начале 1920-х Н. А. Андреевым создано с натуры огромное число портретов Ленина, вошедших в его знаменитую «лениниану» (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Подавляющее большинство этих работ носит парадно-официальный характер (1930—1932; Исторический музей), один из портретов этой серии был включён в оформление партийного билета ВКПб. Фигура «Ленин-вождь» (1931—1932, завершил и перевёл в мрамор — брат скульптора, В. А. Андреев). Н. А.Андреевым создано с натуры также огромное число портретов политических деятелей, советских идеологов, деятелей культуры, в том числе — делегатов конгресса Коминтерна (А. В. Луначарского, И. В. Сталина, М. Горького, К. С. Станиславского, М. А. Чехова, Ф. И. Шаляпина и многих других; 1921—1922, Третьяковская галерея).

В советское время А. Н. Андреев выступает и как театральный художник. В этом жанре он также предстаёт как типичный представитель соцакадемизма; им выполнены эскизы декораций спектаклей Московского художественного театра («Каин» Дж. Байрона, 1920; «Ревизор» Н. В. Гоголя, 1921; и др.).

Основные работы

Импрессионистический памятник Гоголю — magnum opus Андреева.

В 1923 году принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

Примечания

  1. Ольга Игнатьева. Меняем Гоголя на Гоголя — Российская газета; Юлия Игнатьева. Держите Гоголя! Накануне 200-летия великого писателя его памятник сдвинулся с места — «Известия» 5. 01. 2009. Между тем в целесообразности очередного перемещения также выражают сомнение многие деятели культуры, покойный Юлия Шигарева. Гоголь-переселенец. Памятник классику хотят перенести на новое место — АИФ № 49, 3. 12. 2008; Министр Авдеев не видит смысла в переносе памятника Гоголю скульптора Андреева в Москве — РИА «Новости»; ВООПиК против второго памятника Гоголю на Гоголевском бульваре — РИА «Новости» 21. 11. 2008. В то же время мнение о всеобщем ликовании, которым якобы сопровождалась установка 1909 года, мягко говоря, не соответствует истине — очень многими представителями русской культурной среды памятник был воспринят отрицательно (не только впоследствии — Сталиным, как указывают отдельные современные журналисты), художники видели в нём дань общим тенденциям модерна, интимность такого решения и т. д. Известный журналист, литературный и театральный критик, поэт Ирина Пилишек, Владимир Бакаляров. Памятник Гоголю: «И видный миру смех, и неведомые ему слезы» — Москва и москвичи

Литература

  • Бакушинский А. В. Н. А. Андреев. 1873—1932. — М., 1939.
  • Дубовицкая Н. Н. Андреев. — М., 1970.
  • Лениниана. Скульптор Н. А. Андреев. Альбом. — [Л., 1961]; Москва.
  • Памятники архитектуры 1830—1910-х годов. Текст Е. Кириченко. — М., 1977.
  • Николай Андреевич Андреев. Выставка произведений. — М., 1958.
  • Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. — М.: Изд-во Московского университета, 1993.
  • Стернин Г. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. — М., 1988.
  • Терновец Б. Н. Русская скульптура. — М., 1922.
  • Трифонова Л. П. Н. А. Андреев. — Л., 1987.
  • Шмидт И. Русская скульптура второй половины XIX — начала XX века. — М., 1989.

Ссылки

  • Статья в энциклопедии «Кругосвет»


Андреев, Николай Андреевич.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47