БК-0010

17-08-2023

БК
Тип Бытовой компьютер
Выпущен 1985 г.
Размер байта 8 бит
Размер слова 16 бит
Шина адреса 16 бит
Тип шины Q-Bus
Архитектура CISC
Процессор К1801ВМ1 на частоте 3 либо 4 МГц
Память 32 КБ
Чипсет 1801
Устройства хранения данных компакт-кассета, дисковод
ОС см. Операционные системы БК-0010/11
Материнская плата БК

БК (Бытовой Компьютер) — семейство советских 16-разрядных домашних и учебных компьютеров, совместимых по системе команд и частично по архитектуре с СМ ЭВМ, PDP-11 и ДВК.

Разработан в 1983 году в НИИ точной технологии заводе «Экситон», г. Павловский Посад с января 1985 года. БК 0010-01 также производился на заводе «Нуклон» в г. Шяуляй (Литва), на заводе «Мезон» (Кишинев), на заводе «Мион» (Тбилиси), «Бином» (Орджоникидзе)[2], в Армении, а также на предприятии «Элекон» в Казани и «Заводе Полупроводниковых Приборов» в Йошкар-Оле.

Всего было произведено более 162 тысяч БК-0010/-0011; завод «Экситон» в 1983—1992 годы изготовил около 125 тысяч БК: около 78 тысяч для розничной продажи и более 44 тысяч в составе школьных классов.[2]

Цены на компьютеры составляли:

  • БК-0010: 600 рублей (1985 год)[3].
  • БК-0010.01: 650 рублей, 750 рублей (1990 год)[4]

Цены на БК 0010-01 были меньше цены цветного телевизора, но в 2—3 раза выше заработной платы инженера.

Содержание

Технические характеристики и особенности

  • Процессор: К1801ВМ1 (совместим по системе команд с LSI-11/03 из семейства PDP-11) на тактовой частоте 3 МГц (в БК-0011/БК-0011М повышена до 4 МГц)
  • Оперативная память: первые 32 КБ адресного пространства, из которых 15,5 КБ отведено под программы и данные, 512 байт под стек и системные регистры, и ещё 16 КБ — под видеопамять. При нажатии определённой комбинации клавиш или выдаче специальной команды можно было увеличить объём оперативной памяти для программ с 15,5 КБ до 27,5 КБ за счёт уменьшения видеопамяти до 4 КБ. При этом на экране отображалось всего 4 строки текста. В языке «Фокал» БК-0010 командой «V» можно узнать количество свободной памяти (после включения отображает «СВОБОДНО 35776 Б. ОЗУ»).[3]
  • Постоянная память: последние 32 КБ адресного пространства. Из них 8 КБ отведено под драйверы клавиатуры, дисплея и магнитофона и мониторную систему (примитивный вариант операционной системы с командной строкой);
  • Клавиатура: 92 клавиши; контроллер К1801ВП1-014
  • Блок питания — внешний трансформаторный

Стандартным устройством хранения данных служил бытовой кассетный магнитофон с функцией управления двигателем, или без неё. В компьютере имеется реле для запуска/остановки двигателя магнитофона.

В качестве дисплея использовался бытовой чёрно-белый или цветной телевизор (после доработки) или, реже, специальный монитор.

Устройство отображения

  • Особенность устройства отображения, собранного на контроллере К1801ВП1-037 заключается в наличии только графического режима. Текстовый режим отсутствует; буквы при выводе преобразуются в их графические изображения и выводятся как картинка.
  • Графический режим только один (если не считать режим сокращения графического ОЗУ в пользу памяти программ), с двумя способами вывода на экран телевизора. Для программ нет разницы, каким из них картинка выводится на экран — организация видеопамяти не меняется. Разницу ощущает лишь пользователь, смотрящий на экран. Компьютер имеет два разъёма для подключения к телевизору: чёрно-белый (телевизионный сигнал с яркостной составляющей) и цветной (синхронизация + RGB). Способ вывода на экран определяется только тем, к какому из разъёмов подключен телевизор.
  • При первом способе каждый бит ОЗУ видеопамяти кодирует ровно одну точку на экране. Соответственно, точка имеет два состояния: чёрное и белое. Полутона достигаются дроблением изображения (дизеринг). Каждое машинное слово кодирует 16 точек в строке, начиная с левого верхнего угла экрана. Предполагается съём видеосигнала с чёрно-белого разъёма. Если вывести сигнал через цветной разъём, то на экране будет читаемая, но неудобная для восприятия цветовая «каша».
  • При втором способе та же самая информация графического ОЗУ имеет иное значение: каждая точка кодируется двумя соседними битами. Соответственно, возможно 4 цвета: чёрный, красный, зелёный, синий (базовые цвета); белый цвет отсутствует. Каждое машинное слово кодирует 8 соседних точек в строке. Предполагается съём видеосигнала через цветной разъём. Если вывести сигнал через чёрно белый разъём, то на экране будет чёрно-белое изображение с яркостью, никак не соответствующей яркости реальных цветов.
  • При чёрно-белом способе вывода можно отобразить 512 × 256 точек, при цветном — 256 × 256.
  • Драйвер дисплея может выводить в графическое ОЗУ текст двумя способами, адаптированными под два способа вывода информации графического ОЗУ на экран. При первом способе матрица символа из ПЗУ выводится так, что каждая её точка попадает ровно в один бит ячейки графического ОЗУ (64 символа в строке, оптимизация под чёрно-белый режим). При втором способе каждый бит матрицы транслируется в два соседних бита памяти (32 символа в строке, оптимизация под цветной режим, учитывается информация о текущем цвете букв). Режимы переключаются с клавиатуры или передачей специального кода драйверу дисплея.
  • В таблице матриц символов изображение символа с кодом 36, которое в кодировке ASCII соответствует символу доллара ($), заменено на изображение общего знака денежной единицы (¤).

Клавиатура

  • Контроллер клавиатуры не воспринимает одновременное нажатие нескольких клавиш. Каждое нажатие клавиши сопровождается коротким звуковым сигналом, аналогичным команде «ВЕЕР» во встроенном языке Бейсик.
  • Не все клавиши при нажатии передают коды в компьютер. Некоторые из них являются чистыми коммутаторами электрических сигналов на входе микросхем: «Shift наоборот», АР2, ЗАГЛ, СТР, СУ. Клавиша СТОП аппаратно вызывает немаскируемое прерывание.
  • Штатный режим ввода — ввод заглавных букв. Вводить строчные можно, удерживая специальную клавишу, которую условно можно назвать «Shift наоборот», или включением соответствующего режима клавишами ЗАГЛ и СТР.
  • В драйвере клавиатуры не реализован автоповтор нажатия клавиши при её удержании. Штатная функция автоповтора последнего введённого символа достигается нажатием и удержанием клавиши «ПОВТ».
  • Компьютер имеет встроенный пьезокерамический динамик. Драйвер клавиатуры БК, размещённый в ПЗУ, при нажатии каждой клавиши генерирует звук, напоминающий в БК-0010 английское слово «quick». Звук, издаваемый при нажатии клавиш последующей модели — БК-0011 — менее красив.

Модели

Предположительно, модели БК нумеровались в двоичной системе счисления: 0010 (2), 0011 (3), 0100 (4). Номер 0001 (1), вероятнее всего, был присвоен ранней, опытной модели, не выпущенной в продажу.

БК-0010

Базовая модель с мембранной клавиатурой и интерпретатором языка Фокал в ПЗУ.

Конструктив БК-0010 не предусматривал расширения ОЗУ. Периферийные устройства (принтер, НГМД с контроллером) существовали, но в продажу поступали редко и были дефицитными.

Мембранная клавиатура представляла из себя печатную плату с установленными на ней 92 переключателями ПКН-150, закрытую цветным плёночным шильдом. На шильде были нанесены обозначения клавиш и функциональных зон. Предполагалась возможность замены шильда в соответствии со спецификой используемого программного обеспечения.[5]

БК-0010.01

Вариант БК-0010 с механической клавишной клавиатурой вместо плёночной и языком BASIC-86 («Бейсик Вильнюс») в ПЗУ. Интерпретатор языка Фокал перенесён в ПЗУ специального подключаемого модуля МСТД (мониторная система тестирования и диагностики). Этот модуль, помимо запуска тестовых программ, позволяет вводить программы в кодах и работать с магнитофоном.

В целях экономии памяти, тексты ошибок Вильнюсского Бейсика не были зашиты в ПЗУ, поэтому ошибки выдаются не текстом, а кодами, например, «ОШИБКА 4». Коды ошибок Вильнюсского бейсика совпадают с кодами ошибок MSX BASIC.

Клавиатура данного компьютера приближается по раскладке к современному стандарту де-факто с четырьмя клавишами управления курсором, но имеет сильный дребезг контактов, в результате чего у пользователя вырабатывается специфический навык набора текстов аккуратными, но резкими и чёткими движениями.

БК-0010Ш и БК-0010.01Ш

См. также: Комплекс Учебной Вычислительной Техники

«Школьные» модификации, дополнительно комплектовались блоком ИРПС для соединения в комплекс КУВТ-86, состоящий из ДВК-2МШ в качестве сервера и до двенадцати БК-0010.

БК-0011

БК 0011М
БК 0011М внутри

Выпускалась с конца 1989 года. Отличия от БК-0010:

  • процессор стал работать на частоте 4 МГц
  • больший объём оперативной памяти — 128 КБ, постраничная организация памяти, две страницы памяти можно было поочерёдно отображать на экран, что обеспечивало мгновенное обновление информации
  • цветной экран по-прежнему 4-цветный, но появилась возможность включить одну из 16-ти экранных палитр
  • контроллер дисковода стал входить в стандартную поставку
  • на разъёмы МПИ и УП выведено больше сигналов

БК-0011M

«Электроника МС 0513». Исправленная версия БК-0011. Под БК-11 обычно понимается БК-0011М, так как БК-0011 было выпущено немного. Одно из заметных исправлений — на БК-0011 не работал звук в программах, написанных для БК-0010; в БК-0011М эта ошибка была исправлена.

БК-0100

Эта машина в корпусе от УКНЦ, по всей видимости, не пошедшая в серию, упомянута в статье А. Люкшина «Тернистый путь БК в наш дом»[6] и С. М. Косенкова «Новые модели семейства БК»[7]. В неё, помимо 16-разрядного процессора К1801ВМ3, предполагалось ставить второй процессор — 8-разрядный КР580ВМ80А либо 16-разрядный (x86-совместимый) КР1810ВМ86, для совместимости с имеющимися наработками, предназначенными для этих процессоров.

Модули расширения

КНГМД для БК-0011М
Коннектор шины МПИ

Параллельный 16-разрядный программируемый порт ввода-вывода, выведенный на разъём СНП-58 с обозначением «УП», позволял подключать принтер и другие периферийные устройства по интерфейсу ИРПР. Также в компьютере реализован последовательный интерфейс ИРПС, который при минимальной доработке компьютера выводился на тот же разъём программируемого порта ввода-вывода.

Системная шина частично реализует интерфейс МПИ, выведенный наружу через другой разъём СНП-58. Фактически это аналог разъёма расширения на материнских платах современных ПК.

Выпускалось несколько стандартных заводских модулей, подключаемых к разъёму расширения МПИ:[8]

  • МСТД (Мониторная Система Тестовой Диагностики) — блок для БК 0010-01, в ПЗУ блока размещался Фокал и диагностические тесты; также существует МСТД для БК-0011М, содержащий только тесты (прошивка 330)
  • КНГМД — интерфейс дисковода. Вариант для БК 0010 имел 16 КБ дополнительного ОЗУ. Вариант для БК-0011 содержал только ПЗУ драйвера дисковода.
  • ИРПС — блок последовательного канала
  • КРМП — подключение дисковода и локальной сети
  • КЛС — контроллер локальной сети[9]
  • «Менестрель» — музыкальная приставка[10]

К разъёму УП подключались:

  • Блок КМ
  • Блок КПУ с интерфейсом ИРПР
  • Мышь (устройство ввода координатное) УВК-01 «Марсианка»
  • Манипулятор Игровой «Электроника»

Кроме того, силами энтузиастов и кооперативами выпускались блоки расширения, подключалась периферия[11]:

  • Альтек, АльтПро, «самарский» КНЖМД, «Опток» — контроллеры дисковода и винчестера
  • Covox (моно и стерео)[12]
  • Sound-Drive
  • Аудиосопроцессор AY-3-8910[13]
  • Модем
  • Джойстики, световой пистолет
  • Программаторы ПЗУ

Разработку серийного контроллера гибких дисков для БК 0010-01 в 1990 году успешно реализовал Ленинградский производственный научно-технический кооператив «Геркон». Ввиду скудных ресурсов ПЭВМ и малого разнообразия элементной базы того времени эта задача оказалась достаточно непростой и потребовала привлечения опытнейших разработчиков системотехников ЛГУ (Бутов С. Н.) и ВНИИРА (Завгородний А. В.). Позднее ПНТК «Геркон» передал права производства Ленинградскому МП «Опток» при НПО «Оптика», которое производило этот контроллер НГМД серийно до 1994 года. Также в 1991 году «Геркон» продал лицензию на право производства и продаж контроллера ГМД к БК 0010-01 одному из производителей этой ПЭВМ, Ереванскому заводу «Массив».[источник не указан 411 дней]

Программное обеспечение

ОС БК-11 — единственная операционная система, поддержанная производителем

В поставке БК-0010 был минимальный набор программ — кассета с примерами на Фокале или Бейсике, игра Тетрис и тесты оборудования. Большинство программного обеспечения создавалось самими пользователями — чаще всего с нуля, либо путём адаптации с других ЭВМ близкой архитектуры, например с ДВК. Распространялись программы путём обмена на встречах энтузиастов — обычно на радиорынках. Существовали также кооперативы, тиражировавшие и продававшие программы на кассетах (обычно не свои).

Спектр программного обеспечения, созданного для БК, включает в себя:[14][15]

  • Операционные системы
  • Система «Рига» со встроенным языком программирования «Т-язык» (интерпретатор) для создания интерактивных приложений учебного и игрового характера
  • Расширения встроенного Фокала (FOCOD, XFOCAL, ФОНД, МИФ, СФМ2) и Бейсика
  • Языки программирования высокого уровня: несколько реализаций Форта, вариант Си, адаптированный Бейсик ДВК, Т-язык, языки поставки RT-11
  • Средства программирования на низком уровне: ассемблеры (АСМ, МИКРО), дизассемблеры (АНТИАС, КОДЫ, КОД24, REASS, ASC11, MESSA, ДИЗАКС), отладчики (ГРОТ, OTL, MIRAGE)
  • Игры: список игр включает в себя более 800 названий[16][17], в том числе: Arkanoid (1990), Boulder Dash, Digger (1990), Military Marathon (1987), Monkey Island, UFO («НЛО: Враг неизвестен», 1998) и UFO 2, Prince of Persia, Lode Runner и др.
  • Демонстрационные программы
  • Текстовые редакторы (БЛОКНОТ, ЭКРЕД, ЭДАСП)
  • Графические редакторы (ГРЕДО, ГРЕД3)
  • Музыкальные редакторы (КЛАВЕСИН (три дорожки), МЕЛОМАН, MUSIC), синтезаторы речи, цветомузыка — ЦМУ (используя магнитофонный разъём))
  • Справочники и словари
  • Программы для печати на матричных принтерах
  • Программы для инженерных расчётов
  • Учебные программы

Аппаратные доработки

Несколько несложных полезных доработок делалось, как правило, самими пользователями.[источник не указан 411 дней]

  • Кнопка сброса. Некоторые программы часто зависали, не все игры имели правильно работающую функцию выхода. Без кнопки сброса перезагрузить компьютер можно было выключением и включением питания, но это нередко приводило к преждевременному износу выключателя на блоке питания и к тому же очищало ОЗУ.
  • Переключатель паузы. Переключатель аппаратно приостанавливал выполнение инструкций процессором. Это было удобно для временной приостановки игр, не имеющих встроенной функции паузы. К сожалению, отдельные игры не возвращались после этого к работе корректно, так как программируемый аппаратный таймер в компьютере продолжал работать даже когда выполнение программы центральным процессором было заморожено.
  • Переключатель тактовой частоты процессора (переключатель «турбо»). Позволял изменить тактовую частоту со стандартной 3 МГц (в серии БК-0010*) на 4 либо 6 МГц, или со стандартной 4 МГц (в серии БК-0011*) на 3 либо 6 МГц. Не все экземпляры процессоров надежно работали на частоте 6 МГц; пригодность каждого определялась опытным путем. Изменение тактовой частоты изменяло скорость игрового процесса в динамичных играх. Переключатель частоты обычно ставился вместе с переключателем паузы, так как в простейшей схеме переключателя частоты неизбежный дребезг контактов механического переключателя искажал форму тактового синхросигнала и мог привести к зависанию программы в результате сбоя процессора, если процессор не был остановлен на время переключения.
  • Выключатель звука, либо плавный регулятор громкости встроенного пьезоэлектрического динамика. Одновременно в корпус мог быть установлен более громкий динамик.

Эмуляция

В настоящее время с компьютером БК можно ознакомиться с помощью одного из программных эмуляторов БК для современных компьютеров:[18]

  • Эмулятор Алексея Савельева (DOS, Windows 95/98/ME), старый сайт
  • Эмулятор Сергея Камнева, присутствуют исходные коды на ассемблере (DOS)
  • Эмулятор Леонида Брухиса, с открытым исходным кодом (Linux)
  • Эмулятор Юрия Калмыкова, с открытым исходным кодом (Windows)
  • Эмулятор Андрея Грабовец (Windows), старый сайт
  • Эмулятор 3000 Евгения Троицкого (Windows) — среди прочих машин, эмулирует и БК-0010/0011
  • Эмулятор «Башкирия-2М» Дмитрия Целикова (Windows) — среди прочих машин, эмулирует и БК-0010/0011
  • Эмулятор ASV Corp. (Mac OS X)
  • Эмулятор Александра Тишина (Java)
  • Мультисистемный эмулятор MESS содержит драйвер bk

Существовал эмулятор БК для компьютера УКНЦ, что позволяло запускать на УКНЦ ряд программ и игр.[19]

Литература и публикации

Обложка журнала «Персональный компьютер БК»

Статьи о БК печатались в журналах:

Книги и документация:

  • ПЭВМ БК-0010. Руководство пользователя. — 1984.
  • Митрюхин В. К., Донской А. Н., Михайлов А. В., Немов А. М. Программирование на БК-0010-01.
  • Персональная «ЭВМ Электроника МС 0513» (БК-0011М). Руководство системного программиста.

Компьютеру были посвящёны многочисленные самодеятельные информационные бюллетени (фэнзины), в частности, «БК-ОБЗОР», газета «MaD Press» (Краснодар), газета «Дон» (Ростов-на-Дону), газета «КПСС».

Примечания

  1. Борис Малашевич. Забытые и утраченные отечественные приоритеты и рекорды
  2. ↑ Зеленоградские бытовые и школьные компьютеры. Инициатива наказуема исполнением // ЭЛЕКТРОНИКА: Наука, Технология, Бизнес. — 2008. — № 7. — С. 96-107.
  3. ↑ Soviet Digital Electronics Museum — Elektronika BK 0010
  4. Шильдик компьютера БК-0010.01, 1990 год
  5. 1 2 С. М. Косенков, А. Н. Полосин, З. А. Счепицкий, М. И. Дябин, А. И. Половянюк Бытовая персональная микроЭВМ «Электроника БК-0010» // Микропроцессорные средства и системы. — 1985. — № 1. — С. 22-25.
  6. 1 2 Тернистый путь БК в наш дом // «Радио». — 1987. — № 6. — С. 6—7. — интервью с Г. П. Морозовым, директором завода «Экситон»
  7. Новые модели семейства БК // Вычислительная техника и её применение. — 1988. — № 7. — С. 41-45.
  8. Список периферии к БК — обсуждение на zx.pk.ru
  9. Техническое описание блока контроллера локальной сети для БК-0010
  10. Фотографии, описание, руководство по эксплуатации блока «Менестрель» (рус.)
  11. Расширения Периферия (рус.)
  12. Газета КПСС, выпуск 17. Схема музыкальной приставки «COVOX» для БК
  13. Евгений Пашигоров. Схема подключения музыкального сопроцессора
  14. 1 2 В. Т. Монахов Программы любителей для бытовой персональной ЭВМ серии «Электроника БК-0010» // Микропроцессорные средства и системы. — 1987. — № 4. — С. 81—82.
  15. 1 2 В. Т. Монахов Программное обеспечение ПЭВМ серии «Электроника БК-0010» // Микропроцессорные средства и системы. — 1989. — № 3. — С. 60—62.
  16. Retro Games(«404 - Page not found По данному url адресу ничего не найдено.» Проверьте.)
  17. Игры для БК0010(-01) на Ассемблере
  18. Тpоицкий А. В. Эмуляторы БК
  19. Ищу информацию по эмулятору БК для УКНЦ — обсуждение на zx.pk.ru
  20. С. М. Косенков Семейство отечественных ЭВМ. Микро-ЭВМ семейства БК // Вычислительная техника и её применение. — 1988. — № 7. — С. 41-45.
  21. Зальцман Ю. Архитектура и ассемблер БК. // «Информатика и образование». — 1991. — № 2.

Ссылки

  • Форум БК-0010/0011М
  • Электроника БК0010(-01), БК0011(M)!
  • Исходники ПЗУ БК-0010 и БК-0011
  • Фотографии БК-0010-01
  • Фотографии БК-0011 и дополнительных модулей
  • Электроника БК 0010 на сайте Института информатизации
  • Компьютерный музей — Электроника БК-0010/11
  • Журнал Компьютерра — История аутсайдера
  • Воспоминания о БК-0010
  • Компьютер БК-0010 (BK-0010)
  • Компьютер БК 0010/11М
  • Страница ностальгии по БК-0010
  • Сайт посвящённый БК
  • Электроника БК-0010/11
  • БК-0010 — советский персональный компьютер — группа в Google Groups
  • БК-0010: культура, сообщество, демосцена

БК-0010.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47