Бабьи каши

30-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Собор Пресвятой Богородицы
Бабьи каши
Обычаи Бибина дня в с. Сенокос, Толбухинского района. Болгария. Середина XX века.
Тип народно-православный
иначе Бабий день, День повивальных бабок и рожениц, Празник Рода и рожаниц, «Маладзёны» (белорус.), «Зімні пакроўчык» (белорус.)
также Праздник собора пресвятой Богородицы (христ.)
Значение Праздник повитух и рожаниц
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами
Дата 26 декабря (8 января)  у русских и белорусов, 8 января — у болгар, 28 декабря (10 января)  — у сербов
Празднование колядование, ряженье, святочные игры
Традиции женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения повитухам; стригли первые волосы детям; зятья ходили в гости к тёщам

Бабьи каши (Бабий день, христ. Праздник собора пресвятой Богородицы) — день народного календаря, отмечаемый русскими и белорусами 26 декабря (8 января) , болгарами — 8 января, сербами — 28 декабря (10 января) [1]. Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. На Руси в этот день почитали повивальных бабок.

Содержание

Другие названия

Бабий день, Бабины, День повивальных бабок и рожениц, Празник Рода и рожаниц, Бабинцы (брян.), «Маладзёны» (белорус.), «Зімні пакроўчык» (белорус.), Святая Богородица (белорус.), «Бабинден» (болг.), «Бабин дан» (серб.), День гусляра пророка Давида, Дарий — год дарит, Праздник собора пресвятой Богородицы (христ.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: попразднство Рождества Христова; собор Пресвятой Богородицы; священномученика Евфимия, епископа Сардийского (ок. 840); преподобномученика Исаакия II, Оптинского (1938); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров (1918); священномучеников Николая, Николая, Михаила пресвитеров и Михаила диакона (1930); священномученика Леонида, епископа Марийского, Александра пресвитера, преподобномученика Василия, и преподобномучениц Анфису и Макарию (1937); священномученика Григория пресвитера, преподобномучениц Августу и Марию, мученицу Агриппину (1938); преподобного Константина Синадского (VIII); преподобного Евареста (825); преподобного Никодима Тисманского, Румынского (1406); Виленской-Остробрамскую, именуемую «Трёх радостей», «Милостивая», и Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Божией Матери[2].

Перед иконой Божией Матери «Милостивая» молятся об исцелении больные с кровотечением, страдающие головной болью, расслаблением, бесплодием. Перед иконами Божией Матери «В родах Помощница» и Барловской «Блаженное Чрево» молятся беременные женщины о благополучных родах и о рождении здоровых детей. Перед Остробрамской иконой Божией Матери молятся об исцелении от разных недугов, при жизненных невзгодах и тяжёлых обстоятельствах. Перед иконой Божией Матери «Трёх радостей» молятся об оправдании обвинённых, освобождении из плена, о возвращении утраченного[3].

Русские обряды

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. В этот день почитали повивальных бабок[4]. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины[5]. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу[6][7].

Повитухами были («бабничали») обычно замужние женщины, имевшие своих детей и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров, молитв и просто добрых слов для приободрения рожаниц. Первые несколько дней за молодой матерью также присматривала повитуха. За помощь повитух одаривали подарками, деньгами или продуктами. К моменту крещения повивальная бабка передавала младенца на попечение крёстной матери, но между повитухой и родившимся ребёнком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь[8].

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Согласно поверьям, с этого дня начинают беситься ведьмы и черти: крадут с неба месяц, воруют звёзды, стараясь в темноте как можно ближе подобраться к людям. Поэтому крестьяне, желая оградить себя от происков нечистой силы, переодевались в нелепые костюмы и с песнями и плясками гуляли по деревне, тем самым показывая злым духам, что их место уже занято. Костюмы ряженых, как правило, делались из подручного материала: выворачивали тулупы или брали старые мешки из под картошки; лица разрисовывались сажей, на спины подкладывали горбы, а к рукам и ногам, чтобы те казались толстыми и кривыми, привязывали пучки. Для большего устрашения на костюм вешали старые веники или лапти, колокольчики и т. п. Чаще всего ряженые изображали животных — козу, коня, медведя, журавля или персонажей потустороннего мира — покойника, чёрта, ведьму, русалку, кикимору и т. д. Встречались костюмы, изображавшие представителей других народностей — цыган, евреев или немцев[9].

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду — музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов[5].

Болгарские обычаи

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дома ведро с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно — всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой). Во время гуляний, продолжавшихся до глубокой ночи, Повитуxу возили на санях или на телеге к колодцу и там поливали водой. В телегу впрягались сами женщины. От встречавшихся им на пути мужчин они требовали выкупа вином, деньгами, в противном случае их поливали водой, снимали с них одежду и т. п.[10]

Сербские обычаи

Весь день был посвящён празднованию женщин, которые стали матерями за прошедший год. Лучше всего обычай сохранился в восточной Сербии. Женщины со своими младенцами посещали повитуху (серб. бабица) и дарили подарки. Матери благодарили повитуху, подносили свои блюда, дарили рушники и платки. В свою очередь, повитуха связывала детям ноги куделью из конопли — считалось, что в этом случае ребёнок быстрее пойдёт, а на голову клала кусочек белой шерсти, чтобы хорошо росли волосы[11][12].

Поговорки и приметы

Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки — быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

См. также

Примечания

Литература

  1. Баранов Д. А. Великое таинство рождения: обычаи и обряды. Российский этнографический музей. Архивировано из первоисточника 28 января 2013. Проверено 9 января 2012.
  2. Зеленина Э.И., Седакова И.А. Бабин день // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1995. — Т. 1. — С. 123-125. — ISBN 5-7133-0704-2.
  3. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  4. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. Верования // Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии. — М.: Республика, 1992. — С. 271-302. — ISBN 5-250-02013-5.
  5. Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день / Сост. О. В. Стёпкина. — М.: РИПОЛ классик, 2009. — 768 с. — ISBN 978-5-386-00212-1
  6. Недељковић М. Српски обичајни календар просте 1998 године. — Београд: Чин, 1998.  (серб.)
  7. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
  8. Повивальная бабка (повитуха). Российский этнографический музей. Архивировано из первоисточника 28 января 2013. Проверено 9 января 2012.
  9. Milin A. Obicajni kalendar (серб.) // Catalogul obiceiurilor populare din Banat (Katalog narodnih običajau Banatu) / Editori coordonatori din România: Aurel Turcuş, din Serbia: Andrei Milin. — Timişoara, 2007. — С. 68-95.

Ссылки

  • Тарасова И. Фольклористы Твери поздравят 8 января всех акушерок с Днем повитух (tver.kp.ru)
  • Пономарева В. Бабьи каши: что это за праздник? (shkolazhizni.ru)
  • Замыслова Г. Женские праздники: Бабьи взбрыксы (etoya.ru)
  • Православный календарь. Собор Пресвятой Богородицы (pravoslavie.ru)

Бабьи каши.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47