Вагонзак

14-08-2023

Вагонзаки на станции Вологда I

Вагонзак, (Столыпинский вагон, Вагон для перевозки спецконтингента) — специальный вагон для перевозки осужденных.

Содержание

История появления

Впервые вагонзаки появились в 1908 году[1] во времена известного министра царской России Столыпина. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими». С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая кампания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных. Подробное описание перевозок заключённых в СССР в сталинские времена в вагонзаках есть в художественном исследовании А. С. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»[2] и мемуарах Е. С. Гинзбург «Крутой маршрут»[3]

Современный вагонзак

Вагонзак вид с другой стороны

Современный вагон для перевозки осужденных является модификацией стандартного пассажирского вагона.

В отличие от обычного пассажирского вагона, т. н. большой коридор вагонзака разделен на 2 части. В одной находятся купе начальника караула с заместителем, а также купе караула, в другой части (режимной) находятся собственно камеры. Одна из конструкций вагонзака имеет 5 камер с 6 полками, а также откидывающуюся лежанку между вторыми полками. Камеры отделены от коридора не стеной, а решеткой. Двери также решетчатые, имеющие в средней части открывающееся окно. Первые 3 камеры выполнены трёхместными, имеющими дверь не решетчатую, а металлическую. Современная конструкция включает три малые и пять больших камер. В последних имеются по четыре полки, как в обычных пассажирских вагонах. Другая распространённая конструкция спецвагона — 5 больших камер (в них содержится до 12 человек спецконтингента) и 4 малых (до 5 человек).

Наружные окна в режимном коридоре могут быть выполнены из матового или рифленого стекла, не позволяющие видеть сквозь них. Но, очень часто, вагонзаки имеют обычные наружные стекла. Все окна в вагонзаке снабжены решетками. Конструкция решеток позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. Окон в камерах не имеется.

Также в отличие от обычного пассажирского вагона в современном вагонзаке имеется кухня, оборудованная печью (для приготовления пищи для личного состава караула, в то время как конвоируемые получают сублимированный паёк), стационарный холодильник под вагоном, а также душевая.

Помимо караульной команды, вагонзак сопровождают 2 проводника.

Производство вагонзаков велось Заводом им. Егорова, позже их производство продолжил ОАО «ТВЗ»[4].

Внешне «столыпин» не сильно отличается от обычного багажного или почтового вагона, но номер вагона для перевозки спецконтингента всегда начинается с числа 76. Сверху над номером изображен трехзначный код, начинающийся с нуля — это код приписки вагона к определенной железной дороге. К примеру, такая нумерация вагона — 028 76857 — обозначает, что это вагон для перевозки спецконтингента с порядковым номером 857, приписанный к Северной железной дороге.

Вагонзаки в искусстве

См. также

Примечания

  1. Всё о жизни в тюрьме
  2. Часть II. Глава 1 «Корабли Архипелага»
  3. Часть II. Глава 1 «Седьмой вагон»
  4. Вагон для перевозки спецконтингента модели 61-4500

Литература

  • А.В. Кудин Как выжить в тюрьме. — Санкт-Петербург: Амфора, 2006. — 320 с. — ISBN 5-94278-849-9
  • Матвеев В.И., Калымулин Ю.М., Дремин Л.Г. Пособие проводнику пассажирских вагонов. — Москва: Транспорт, 1983. — 256 с.


Вагонзак.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47