Вайнахи

20-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Вайнахи

Всего: свыше 2,5 миллионов человек

Археологическая культура

кобанская, каякент-харачоевская, зандакская[1]

Религия

Мусульмане — сунниты, христиане (представлены бацбийцами)

Вайнахский воин XIX века.

Вайна́хи, вайна́х, на́хские наро́ды — этническая общность народов и народностей Северного Кавказа (небольшая часть в Грузии) — чеченцы (нохчий), ингуши (галгай), часть орстхойцев в Ингушетии (карабулаки) и бацбийцы (бацой). Говорят на родственных нахских языках. Общая численность — свыше 2,5 миллионов человек.

Общие сведения

Вайнахи относятся к восточной ветви кавказской этнолингвистической семьи. Считается, что говорящие на восточнокавказских языках народы были расселены не только на территориях Северного Кавказа и Закавказья, но и в Передней Азии, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, возможно, даже на островах Средиземноморья[источник не указан 853 дня]. Но на протяжении истории племена вайнахов постепенно растворялись в других народностях, с которыми проживали на одной территории. Лишь некоторые племена, проживающие в основном на Северо-Восточном Кавказе, сохранили индивидуальность в этническом плане. Именно в этой области и образовался этнос вайнахов, который в наше время составляют в основном чеченцы и ингуши. Ввиду отсутствия у вайнахов своего алфавита (письменности) в доисламский период, изучение их этногенеза является затруднительным.

Легендарные версии происхождения

В родословной всех коренных вайнахских тайпов утверждение об их миграции с юга и расселении затем с запада на восток. Перевальным же пунктом миграции вайнахов, согласно легендам, была историческая область Нашх[2]. Варианты легенд о происхождении вайнахов:

  1. Вайнахи древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя «Кавказ», от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек предок лезгин заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги[3].
  2. Вайнахи происходят от беглого сирийца Шама, который некоторое время жил в Грузии, но позже перебрался на территорию нагорной Чечни в местечко Нашх[4].
  3. Часть вайнахов, современные чеченцы, происходили из аула Нашх, которое как бы символизирует их самоназвание — нохчи. Считают, что до начала XX века в этом ауле находился большой котёл, созданный из множества медных пластинок. На нём были нанесены все истинно чеченские тейпы и тукхумы. Так, в случае спора о чистоте рода котёл служил своеобразным доказательством[4].
Последний языческий жрец Ингушетии Элмарз-Хаджи Хаутиев с праправнучкой (cело Шоани, Ингушетия, 1921 год)

Происхождение

Средневековым термином, объясняющим родство этих племен является термин «вaйнах», наш народ. [источник не указан 805 дней]

4 тысячелетие до н. э.

Зона распространения майкопской культуры в конце 4 тыс. до н. э. охватила большую часть территории современной Чечено-Ингушетии[5], а также и части Осетии, к примеру в 1993—1996 годах В. Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия — Алания (курганы 1 и 2 Заманкульского могильника и курган 3 неподалеку от с. Брут).

2 тысячелетие до.н. э.

Многие считают, что наиболее вероятным основным компонентом образования вайнахского народа было автохтонное население Северного Кавказа — создатели и носители Кобанской культуры[6]:109, а также создатели и носители Зандакской и других археологических культур Кавказа.

В этногенезе вайнахов возможно приняли участие позднее вторгавшиеся и/или селившиеся на Северном Кавказе индоиранцы, скифы, сарматы и др. народы, с неясным происхождением и языковой принадлежностью.

Носители Кобанской культуры, часто сближается исследователями с Западным Кавказом — Колхидской культурой, однако ряд учёных связывает происхождение протовайнахов и с Северо-Восточным Кавказом, где в эпоху перехода от Бронзового века к Железному, господствовала Каяхентско-Хорочоевская культура, таким образом возводя вайнахские народы к нахско-дагестанской культурной общности.

Несколько иное мнение у В. И. Марковина, который писал[7] : «… работами многих археологов и специалистов смежных дисциплин доказано, что под наименованием сарматов и алан скрывался значительный вайнахский компонент».

Некоторые учёные (И. М. Чеченов, Б. Х. Атабиев, Б. В. Техов и др.) удостоверяют[8] факт формирование наиболее ранних (около XII—X вв. до н. э.) «классических» черт кобанской культуры (производства бронзовых изделий и керамики) главным образом в горах современной Осетии (Северной и Южной) (Тли, Кобань и др.) и отрицают факт охвата кобанской культурой территории современной Чечено-Ингушетии[9], что подтверждено отсуслужило началом открытию новых направлений в исследованиях.

Общеизвестно, что на раннем этапе формирования кобанской культуры (датируемой 12 век.до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых большинство учёные датирует 8 век. до н. э. (см.Скифы), а также не могли участвовать сарматы, появление которых большинство учёные датируют 4 век. до н. э. (см.Сарматы). Внедрение предметов условно называемых «скифского типа» установлено только на позднем этапе, которая датируется с 7 по 4 вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий[10].

Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам, а именно :

 — в ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе[8];
 — в районе Горного «локального варианта» — протовайнахи[8].

Генетика

Гаплогруппа J2 зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке и затем распространилась на Балканы и в район Средиземноморья. Представители гаплогруппы J2, вероятно, составляли значительную часть населения мезолитических ближневосточных культур, связанных, по мнению многих исследователей, с изобретением земледелия и скотоводства (например, Натуфийская культура, ассирийцы, финикийцы, этруски).[источник не указан 805 дней]

Состав

В представлении вайнахов, все народы и народности в их составе произошли от одного корня, однако имеют свои особые самоназвания и отличительные языковые особенности. Несмотря на этнические различия, в наши дни нередко при общении представителей отдельных групп чеченцев, ингушей или орстхойцев, встречается выражение: «ты — нашего народа (вайнах)», которое, в некоторой степени, отражает древнее этническое единство этих народов. Однако этническое родство входивших/входящях в вайнахскую общность народов и народностей, с точки зрения ряда исследователей, да и самих вайнахов, определяется весьма различно[11].

См. также

Примечания

  1. М. Висенгереев — «Антропоморфная пластика Кавказа»
  2. Ильясов Л. Чеченский тайп: мифы и реалии. Вестник «Лам», Бюллетень Международного общественного и культурного центра «Лам», № 4(8). — Грозный, 2001 г. — С. 35.
  3. Леонтий Мровели «История грузинских царей»
  4. ↑ Г. З. Анчабадзе — Вайнахи. Краткий исторический очерк.
  5. И. М. Чеченов. О локальных вариантах в памятниках майкопской культуры
  6. Ахмадов Ш. Б. Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века. (Очерки социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX века). — Элиста: АПП «Джангар», 2002.
  7. В. И. Марковин. Об археологическом аспекте в изучении этногенеза вайнахов
  8. ↑ И. М. Чеченов, Б. Х. Атабиев — К проблеме происхождения кобанской культуры и её локальных вариантов
  9. В. И. Козенкова. Проблема восточного варианта кобанской культуры в свете последних археологических изысканий
  10. БСЭ.Кобанская культура
  11. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1973.

Ссылки

  • http://www.ekhokavkaza.com/archive/news/20121204/2759/2759.html?id=24788971


Вайнахи.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47