Гунзибцы

07-10-2023

Гунзибцы
Самоназвание

гьунзалъ, хунзалис, энзеби, унзо

Современный ареал расселения и численность

Всего: от 1500 (переписи)
до 3400 — 6200 (оценка)[2]
 Россия:
 от 998 (перепись 2002 г.)[1] до 3000 (оценка)[2]

 Грузия:
от 410 (оценка)[2] до 1860 (Перепись 2002 г.)[5]

Язык

гунзибский язык

Религия

Ислам

Родственные народы

дагестанцы: аварцы
цезские народы: цезы, бежтинцы, гинухцы, хваршины

Гунзибцы (гьунзалъ, хунзалис, энзеби, унзо) — коренное население юго-запада Дагестана. Общая численность по оценкам около 6,2 тыс. человек, официально согласно переписей населения в России и Грузии в 2002 году — 2850 чел.[1][5]

Содержание

Расселение

В основном проживают в Цунтинском районе, где живёт от 841 (перепись 2002)[3] до 1230 гунзибцев (оценка 2009)[2], в сёлах: Гунзиб, Нахада, Гарбутль, Гьело, Родор, Тодор, Нов.Нахада, Нов.Гарбутль, а также в Кизилюртовском районе (от 128 человек (по переписи 2002 года)[3] до 1423 человек (по оценке на 2009 год)[4], в основном, в селении Стальское.

Также живут в Грузии на востоке Кварельского муниципалитета (1,9 тыс. аварцев и гунзибцев, включаемых в «аварцы») в сёлах Тиви (авар. Гургин-росу — 91 % или около 915 чел. из 1005 жителей, 2002 г.), Чантлискуре (авар. Росохъ — 94 % или около 625 чел. из 666 жит.), Сарусо (авар. Хъаладухъ — 91 % или около 320 чел. из 351 жит.).[5] Из них собственно гунзибцы составляют по оценкам около 410 человек, в основном в селе Сарусо.[2]

Язык

Говорят на гунзибском языке аваро-андо-цезской группы дагестанских языков. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Распространены также русский, аварский, бежтинский, гинухский, цезский и грузинский языки.

Вероисповедание — ислам (суннитского толка).

История

До XV века гунзибцы входили в состав военно-политического союза Дидо.

С IV-V веков осуществлялась христианизация жителей Западного Дагестана грузинскими миссионерами, в XVXVIII веках гунзибцы были исламизированы. XXV века — период борьбы с грузинскими царями за независимость. С XV века вместе с бежтинцами и анцухцами в Анцухо-Капучинском союзе сельских обществ конфедерации Антль-Ратль; с XVIII века с его распадом объединялись с бежтинцами.

После присоединения (1813) Дагестана к России с 1840-х годов приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (18341859). В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В 1944 гунзибцы были переселены в Новолакский район, в 1957 вернулись на свою территорию. Часть гунзибцев переселилась на равнину, в Кизилюртовский район.

Быт и культура

Основные традиционные занятия — отгонное скотоводство и террасное пашенное земледелие. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, овeс, просо; со второй половины XIX века — картофель, кукурузу. В небольших количествах сажали бобы, горох, фасоль, тыкву, табак.

Гунзибцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и землепашцев. Сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. В общине могло быть от двух-трёх до семи-восьми тухумов. Главы тухумов обычно являлись старейшинами. Тухумная поддержка и солидарность не утеряли своего значения и в наши дни. Семья малая, однако сохраняются пережитки семейно-общинных организаций, рудименты мужских союзов — традиционные многодневные мужские увеселительные собрания в зимний период.

Селения гунзибцев ступенчато-кучевые. Строились многоэтажные боевые башни. Наружные стены построек глухие, с бойницами, примыкали одна к другой. В центре селения, как правило, у мечети, расположен годекан — место вечернего сбора мужчин.

Дома каменные, прямоугольные в плане, двухэтажные, с хлевом и другими хозяйственными помещениями на первом и жильём на втором этаже. Открытая лоджия ныне заменена крытой галереей. У жилищ, образующих сплошную ступенчатую застройку, крыши плоские, земляные, у отдельно стоящих — как правило, двускатные, крытые колотыми сосновыми дощечками.

Традиционный мужской костюм: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинные шубы, папахи; обувь вязаная, кожаная, войлочная. Основные элементы женского костюма: платье-рубаха, подпоясанное матерчатым поясом, штаны, чепец с накосником (чухту), платки, шали; те же виды обуви. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески и др.

Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепёшки, хлеб, тесто-толокно, хинкал, каши, пироги, курзе, мучные и мясные похлёбки.

Устное народное творчество гунзибцев двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки и др. на аварском и гунзибском языках. В быту сохранились пережитки традиционных представлений: вера в злых духов, чертей, джиннов, ведьм, домовых и т. д., в колдовство, магию и т. д. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина.

Примечания

  1. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  2. ↑ Бежтинский участок
  3. ↑ Этносостав населения Дагестана. 2002
  4. ↑ Кизилюртовский район
  5. 1 2 3 4 Перепись населения Грузии 2002. Население сельских населённых пунктов (Census_of_village_population_of_Georgia) (груз.) — С. 110-111 (Данные включают гунзибцев и аварцев; переписью первые причисляются к последним)

Ссылки

  • www.russiafederation.ru — Этнография России
  • Etnolog.ru — Энциклопедия народов мира
  • Ethno-online.ru — народы и культуры мира

Гунзибцы.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47