В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.
Мартынов.
Влад́имир Ив́анович Марты́нов (20 февраля 1946, Москва) — российский композитор, историк и теоретик музыки, философ.
Биография
В 1970 закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н.Сидельникова). В 1973 начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. Увлекся арт-роком: в 1977 году создал рок-группу Форпост. Увлечение электроникой и рок-музыкой соединилось у Мартынова с углубленным изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. Он предпринял ряд фольклорных экспедиций в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. Изучал музыку и музыкальное теоретизирование европейского Средневековья и Возрождения. В 1975—1976 участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (блокфлейта), исполнявшего европейскую музыку XIII—XIV веков. В 1976—1977 годах Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фельдман, Сильвестров, Пярт), а также музыку западноевропейского Средневековья. В 1976—1978 в творчестве композитора произошел перелом, от авангарда он стал двигаться к новой простоте.
В 1978 Мартынов прекратил композиторскую деятельность. С 1979 он преподаёт в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей.
В 1984 Мартынов вернулся к музыкальному сочинительству, для которого характерна теперь осознанная тяга к канону. В музыкальной теории развивает идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпание эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд» и т. п. Владимир Мартынов — автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Николай Вавилов», «Смиренное кладбище», «Поворот», «Русский бунт», «Остров», а также ряду мультфильмов, в том числе одного из наиболее успешных отечественных музыкальных мультфильмов «Шкатулка с секретом» (1976). Принял участие в записи коллективной пластинки «Метаморфозы» (1980), состоящей из классических и современных произведений в аранжировках для синтезатора «Синти-100».
Пишет также музыку к театральным постановкам Ю. Любимова, Анатолия Васильева и др.
Мартынов — один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna (см.:[1]). Участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва), Фестивале Триалог (Таллин). С 2003 активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями. Осуществил ряд проектов с Д. Приговым, Л. Рубинштейном, а также рок-группой АукцЫон, Л. Фёдоровым.
Исполнители
Произведения Мартынова исполняли Г. Кремер, А. Любимов, Т. Гринденко, С. Савенко, М. Пекарский, А. Батагов, Ансамбль Дмитрия Покровского, Kronos Quartet, Роман Мирошниченко и другие.
Признание
С 2002 в московском Культурном центре Дом ежегодно проходят фестивали сочинений Мартынова. Он — лауреат Государственной премии России (2003, вместе с Т.Гринденко).
Избранные музыкальные сочинения
- Четыре стихотворения В. Хлебникова, кантата (1964)
- Струнный квартет (1966)
- Концерт для гобоя и флейты (1968)
- Любовные послания для 9 инструментов (1970)
- Соната для двух скрипок (1970)
- Гексаграмма для фортепиано (1971)
- Асана для контрабаса соло (1972)
- Соната для скрипки (1973)
- Комде и Медан, балет (1974)
- Листок из альбома для камерного ансамбля (1976)
- Страстные песни для сопрано и камерного оркестра (1977)
- Гимны для солиста и рок-группы (1978)
- Серафические видения Франциска Ассизского, рок-опера (1978)
- Двенадцать побед короля Артура для семи фортепиано (1990)
- Апокалипсис (1991)
- Плач пророка Иеремии (1992)
- Magnificat (1993)
- Opus Posthumum (1993)
- Stabat Mater (1994)
- Танцы Кали-Юги эзотерические для инструментального ансамбля (1995)
- Ночь в Галиции, на стихи Хлебникова (1996)
- Народный танец для фортепиано (1997)
- Упражнения и танцы Гвидо (1997, о Гвидо д'Ареццо)
- Requiem (1998)
- Монофония для сопрано, фортепиано и колокольчиков на текст из «Улисса» Джеймса Джойса (2000)
- Игра человеков и ангелов. Мистерия (2000)
- Послеполуденный отдых Баха. (2000)
- Песнь песней для 3 хоров a cappella (2001)
- Новая жизнь, опера (2003, по Данте)
- Танцы на берегу для фортепиано и видео. Перформанс (2004)
- Интерьер после оргии для фортепиано (2005)
- Смерть дикого воина для струнного секстета и фортепиано на текст Д. Хармса (2005)
- Сингапур. О чужих краях и людях. Геополитическая утопия, симфония для оркестра и смешанного хора (2005)
- Regio Opus posth для фортепиано (Владимир Мартынов) и ансамбля (ансамбль OPUS POSTH) 2005)
- 58-я книга для фортепиано и ударных на слова А. И. Введенского «Последний разговор» (2005)
Музыка к мультфильмам
Музыка к фильмам
- «Трын-трава» (1976), реж. Сергей Никоненко
- «Слово для защиты» (1976), реж. Вадим Абдрашитов
- «Целуются зори» (1978), реж. Сергей Никоненко
- «Поздняя ягода» (1978), реж. Фёдор Филиппов
- «Поворот» (1978), реж. Вадим Абдрашитов
- «Особо опасные» (1979), реж. Суламбек Мамилов
- «Юность Петра» (1980), реж. Сергей Герасимов
- «В начале славных дел» (1980), реж. Сергей Герасимов
- «Цыганское счастье» (1981), реж. Сергей Никоненко
- «Михайло Ломоносов» (1986), реж. Александр Прошкин
- «Холодное лето пятьдесят третьего...» (1987), реж. Александр Прошкин, В. Сверба
- «Смиренное кладбище» (1989)
- «Николай Вавилов» (1990), реж. Александр Прошкин
- «Битва трёх королей» (1990), реж. Учкун Назаров
- «Тёмные аллеи» (1991), реж. Вячеслав Богачёв
- «Господи, услышь молитву мою» (1991), реж. Наталья Бондарчук
- «На ножах» (сериал, 1998), реж. Александр Орлов
- «Кто, если не мы» (1998), реж. Валерий Приёмыхов
- «Русский бунт» (2000), реж. Александр Прошкин
- «Остров» (2006), реж. Павел Лунгин
- «Завещание Ленина» (2007), реж. Николай Досталь
- «Раскол», реж. Николай Досталь
Музыка к театральным постановкам
Книги о музыке
- История богослужебного пения. М.: Ред.-изд. отд. федерал. архивов, 1994
- Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М.: Филология, 1997
- Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс-Традиция; Русский путь, 2000
- Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002
- Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-XXI, 2005
- Казус Vita nova. М.: Издательский дом «Классика-XXI»
Другие книги
- Пестрые прутья Иакова. М.: Издательство МГИУ, 2008
- Пестрые прутья Иакова. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009 (2-е издание)
- Казус Vita nova. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009
- Время Алисы. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010
- Автоархеология. 1952—1972. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011
- Автоархеология. 1978—1998. М.: Издательский дом "Классика-XXI", 2012
Литература о композиторе
- Катунян М. Параллельное время Владимира Мартынова// Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М.: Композитор, 1996, с.41-74
Ссылки
- Веб-сайт Владимира Мартынова
- Страница на сайте Современные русские композиторы
- Страница на сайте Devotio Moderna
- [2]
- [3] записи на лейбле «Длинные руки рекордс»
- http://freemelody.co.cc/ Композиции Владимира Мартынова для ознакомления
- Владимир Мартынов, Большой город, 9 июня 2009, № 10 (231)
- «Апокалиптика тишины». (Интервью с композитором Владимиром Мартыновым), Клаузура, 2011, Выпуск № 4(октябрь)