Воздушная почта

14-10-2023

Возду́шная по́чта[1][2], также аэропо́чта[3][4], — общее понятие для транспортировки почтовых отправлений воздушным путём с использованием разнообразных средств — от почтовых голубей до всевозможных воздушных судов.

Содержание

История

Женщина с почтовым голубем (картина неизвестного художника XIX века)

Голубиная почта

Наиболее древним способом пересылки писем по воздуху является голубиная почта. Почтовые голуби использовались для доставки сообщений вплоть до XX века.

В качестве носителей для доставки сообщений, помимо голубей, также использовались пчёлы.[источник не указан 648 дней]

Орудийная почта

В XVXVI веках применяли орудийную (или шаровую) почту для доставки письменных сообщений по воздуху посредством почтовых орудий. Последние стреляли специальными ядрами, внутрь которых закладывалась корреспонденция.

Использование летательных аппаратов

С XIX века для почтовой связи стали применять летательные аппараты, которые были легче воздуха, — аэростаты (воздушные шары) и дирижабли, что дало толчок к созданию аэростатной (баллонной) и дирижабельной почт. С появлением в начале XX века аппаратов тяжелее воздуха — самолётов, — началось бурное развитие авиапочты, при значительно меньшем распространении вертолётной и планерной почт. В советской почтовой терминологии до 1932 года авиапочта официально называлась «воздушной почтой».

Аэростатная (баллонная) почта

Полёт Джона Уайза (John Wise) на воздушном шаре с почтой (США, 17 августа 1859)

Первая доставка корреспонденции воздушным судном состоялась 7 января 1785 года и была осуществлена на воздушном шаре из английского города Дувра во Францию в окрестности Кале.

Во время первого полёта на воздушном шаре в Северной Америке 9 января 1793 года из Филадельфии в Дептфорд (англ. Deptford, штат Нью-Джерси) Жан-Пьер Бланшар вёз личное письмо Джорджа Вашингтона, предназначенное для вручения владельцу земельного участка, на котором приземлится Бланшар. Благодаря этому факту полёт стал первой доставкой воздушной почты в США.[5]

Первая официальная доставка воздушной почты в США состоялась 17 августа 1859 года, когда Джон Уайз (John Wise) пилотировал воздушный шар, стартовавший в городе Лафайет (Lafayette) в штате Индиана с пунктом назначения в Нью-Йорке. Погодные условия вынудили его приземлиться в Кроуфордсвилле (Crawfordsville) (штат Индиана), а почта была доставлена к месту назначения поездом. В 1959 году в ознаменование этого события Почтовая служба США выпустила авиапочтовую марку номиналом в 7 центов  (Скотт #С54).[6]

Во время франко-прусской войны (18701871) почта из Парижа и Меца также вывозилась на воздушных шарах, пролетавших над головами немцев, осаждавших эти города. Во время полёта на воздушном шаре 1877 года в Нэшвилле (штат Теннесси) также была произведена перевозка почты.

Дирижабельная почта

Марка США «Цеппелин» (1930)  (Скотт #C13)

В 19001930-е годы воздушная почта также перевозилась дирижаблями, и этот её вид известен как дирижабельная почта. Особенна заметна роль немецких цеппелинов: многие страны выпустили специальные марки для цеппелинной почты.

Сброс почты с самолёта Avro Shackleton в Бейре (Мозамбик, июль 1970)

Авиапочта

Появление в 1903 году аэропланов сразу же вызвало интерес к привлечению их к перевозке почты. На протяжении XX века авиапочта стала основным средством доставки почтовой корреспонденции и посылок.

Ракетная почта

С 1930-х годов в некоторых странах пробовали использовать ракетную почту.

См. также

Примечания

  1. Воздушная почта в «Филателистическом словаре» (1968)).
  2. В старой русской литературе, в частности, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, под воздушной почтой подразумевалась пневматическая почта.
  3. Аэропочта // Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935—1940.  (Проверено 1 октября 2011)
  4. статье Алексея Бурыкина указывается, что слово аэропочта в настоящее время не используется. В то же время для слова аэропочта иногда можно найти ещё одно значение — почта на аэросанях.
  5. краткую биографию Бланшара на сайте «U.S. Centennial of Flight».
  6. пресс-релиза Почтовой службы США от 6 апреля 2005 года.

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
  • Лангер Ф. Розовый Меркурий. О чём рассказали марки. — М.: Связь, 1969. — 224 с. (См. Хайдарабад — воздушная почта.)
  • Притула В. В. Почтовые маяки Пятого океана. — М.: Радио и связь, 1982. — 104 с. — (Сер. Библиотека юного филателиста; Вып. 12).
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с. (См. Из осаждённого города, Письма несут голуби, В небе — дирижабль, На стремительных крыльях, В строй вступает вертолёт и В пламени взлетает ракета.)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.
  • Gline C. V. Jean Pierre Blanchard: made first U. S. aerial voyage in 1793 // Aviation History. — 1996. — September. (англ.)

Ссылки

  • «Мир филателии» — электронная книга В. А. Новосёлова (Смоленск) на сайте «Мир м@рок», включая главы:
    • «Баллонная почта»
    • «Голубиная почта»
    • «Авиапочта»
    • «Дирижабельная почта»
    • «Орудийная и ракетная почта»
  • Jean Pierre François Blanchard (1753—1809) — краткая биографическая справка на сайте «U.S. Centennial of Flight» (США) (англ.)
  • «'Stamps Take Flight' exhibit from Postmaster General’s Collection showcases world’s rarest 'uncollectibles' at National Postal Museum» — пресс-релиз Почтовой службы США от 6 апреля 2005 года о выставке воздушной и космической почт «Марки улетают» в Национальном почтовом музее (англ.)
  • Аэропочта и Воздушный в Толковом словаре русского языка Ушакова
  • «Об истории слов с элементами авиа- и аэро- в русском языке конца XIX — начала XX веков» — статья Алексея Бурыкина на сайте «Культура письменной речи»

Воздушная почта.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47