Дилижанс

02-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Дилижанс

Дилижа́нс (от фр. carosse de diligence, «проворный экипаж») — транспортное средство для междугородной перевозки пассажиров, а также вид междугородного общественного транспорта. Многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту.

История

Почтовые дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII — начале XIX века. Средняя маршрутная скорость почтовых дилижансов составляла 9-10 км/ч. Например, поездка по маршруту ПарижБазель занимала 60 часов[1]. Дилижансы ехали днём и ночью. Остановки делались только для еды в тавернах и для смены лошадей.

Значение дилижансов начало падать после появления железных дорог и речных пассажирских пароходов. Последние дилижансы использовались до второго десятилетия XX века, пока не были заменены автобусами. Например, в Нидерландах последний маршрут дилижансов действовал до 1915 года[2].

Дилижансы в России

Первое дилижансное общество в России было организовано в 1820 году. Маршрут Москва——Петербург преодолевался за 4-4,5 суток при стоимости проезда 95 рублей за одного пассажира. В 1838 году открылась линия дилижансов от Гатчины до Царского Села. В 1841 году дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой[3], с 1852 года было открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии МоскваХарьков.

В 1840 году началось ежедневное движение пассажирских дилижансов между Москвой и Нижним Новгородом. Путь занимал 5 суток.[4]

В каретах на момент открытия линий помещалось по восемь пассажиров.

Интересные факты

Наследник дилижансов — швейцарский почтовый автобус
  • В некоторых странах почтовые перевозки до сих пор осуществляются совместно с междугородными пассажирскими автобусными перевозками. Например, швейцарская почта эксплуатирует сеть междугородных линий «почтовых автобусов». Как и почтовые дилижансы в старину, эти автобусы перевозят пассажиров и почту.
  • В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на самом деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо — на откидных сидениях на дверцах. Нередки были случаи, когда из-за ненадежности замков дверцы открывались и пассажиры выпадали на ходу.

См. также

Примечания

  1. Joseph Jobé. Van koetsen en Karoussen. Издательство De Haan, Haarlem, 1977, ISBN 90-228-3847-1 ,стр 119
  2. dr J.M.Fuchs. Onderweg. Издательство W.J. Simons, Амстердам, 1981. Стр 22-23-24
  3. «Дороги царей» (рус.). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  4. Морохин Н. В. Из истории нижегородского транспорта. — Нижний Новгород: Типография «Нимфа», 2009. — С. 6. — 180 с.

Ссылки


Дилижанс.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47