Транслёр (или Транслор; англ.Translohr) — трамвай на шинах, использующий усовершенствованное крепление к единственному рельсу. Разработан и производится компанией «Lohr Industrie» (Франция).
Фотография перекрестка. Для его прохождения требуется поворот рельса.
В отличие от систем трамвая на шинах от «Bombardier», использующихся в Нанси (см. Трамвай на шинах Нанси) и Кане, у транслёра направляющий рельс охватывают два направляющих колеса. Подвижной состав транслёра не может передвигаться в автономном режиме — без рельса, — так как он не оборудован системой рулевого управления.
Достоинства и недостатки
Достоинства
При той же провозной способности транслёр имеет следующие достоинства в сравнении с традиционным трамваем:
Минимальный радиус разворотного кольца у транслёра несколько меньший чем минимальный радиус разворотного кольца традиционного трамвая;
Возможность форсировать подъемы с уклоном до 13 град. (традиционный трамвай способен форсировать подъем с уклоном лишь до 6 град.),
Прокладка линии транслёра обойдется гораздо дешевле прокладки линии традиционного трамвая,
Возможность совмещения автобусного движения по полосе для движения транслёра с движением поездов транслёру,
на порядок меньший риск схода с направляющего рельса.
Недостатки
Эксплуатация транслёра в странах с сезонным снежным покровом сопряжена с рядом техническим трудностей — во время оттепелей и ранней весной талая вода может скапливаться в желобе с направляющим рельсом и замерзать при похолоданиях и, таким образом, сделать колею транслёра непроходимой для подвижного состава (для сравнения традиционный трамвай не имеет такого недостатка);
Путевая инфраструктура транслёра как и у традиционного трамвая должна быть проложена на всем протяжении трассы движения транслёра;
Транслёр очень чувствителен к качеству используемой дороги — неровности дороги в полосе движения траслёра а также посторонние предметы в желобе направляющего рельса могут привести к поломкам подвижного состава и даже к сходу с направляющего рельса. (Для сравнения: троллейбус менее чувствителен к неровностям используемой дороги, а для традиционного трамвая важно лишь состояние ходовых путей.)
Необходимость эксплуатации колёс с пневматическими шинами, что несколько усложняет систему в сравнении с трамваем.
Невозможность пережвижения подвижного состава вне постоянного маршрута, в отличии от автобусов и современных троллейбусов.
Однорельсовый трамвай в Ярославле посинеет // Городской телеканал (сообщение содержит фактические ошибки: ни в Страсбурге, ни в Пекине «Траслоров» нет)
Ссылки
Официальный сайт компании «Lohr», посвященный транслёрам (фр.)
Статья о разнице между технологиями Транслёр и GLT (Guided Light Transit) на сайте Трамвайные и троллейбусные сети мира