Головоломка (жанр компьютерных игр)

30-04-2023

Игра Тетрис — одна из самых известных головоломок жанра

Головоломка (англ. Puzzle) — название жанра компьютерных игр, целью которых является решение логических задач, требующих от игрока задействования логики, стратегии и интуиции или в иных случаях некоторого наличия удачи.

Содержание

История развития

Предтечей жанра являлись настольные, графические и механические головоломки — от кроссвордов до кубика Рубика. Эти головоломки требовали от игрока логики и ловкости в решении, которые также стали играть важную роль в прототипах жанра, таких как Q*bert[1][2] и Boulder Dash[3]. Эталоном же жанра стала игра Тетрис, появившаяся в 1985 году и сочетавшая в себе простой и захватывающий игровой процесс.

В начале 1990-х годов такие игры, как Lemmings и The Lost Vikings, оживили жанр головоломок. Появление трёхмерной графики способствовало развитию головоломок на игровых приставках. Относительно дешёвые для производства игры нашли свою нишу на портативных игровых системах.

В 2000 году игры Pikmin, Meteos, Polarium, LocoRoco и Lumines вновь возродили принципы жанра. В Японии серия игр Brain Training (развивающие логические игры) — один из наиболее крупных успехов индустрии компьютерных игр за 2005 год.[источник?]

Разновидности

Традиционная головоломка

Головоломка Сапёр, установленная на многих платформах

В играх этого поджанра повторяется геймплей обычных игр-головоломок: пасьянсов, маджонга, пятнашек и т. д. (возможно, с чисто компьютерными дополнениями вроде ограничения по времени).

В некоторых головоломках игроку даются случайные блоки или кусочки, которые требуется собрать в определённой последовательности и форме. К таким играм относятся Тетрис, Klax, Lumines. При этом Тетрис породил множество продолжений, вариаций и клонов с участием «падающих блоков».[4] Некоторые из таких головоломок имеют режим игры, обратный принципу Тетриса: так, например, в Tetrisphere и Tetris Attack, игрок должен очистить площадь от деталей за ограниченное количество ходов.

Ещё одним представителем жанра является созданная в 1980 году Хироюки Имабаяси игра Sokoban, в которой игрок передвигает ящики по лабиринту с целью поставить их на заданные конечные позиции.

Многие квесты и экшен-адвенчуры содержат в себе элементы головоломки. К примеру, Portal, Resident Evil, Silent Hill, LittleBigPlanet и серия игр The Legend of Zelda.

Обычно головоломки не вызывают сложностей для распространения и адаптации, их можно встретить на аркадных автоматах, игровых приставках, карманных компьютерах, мобильных телефонах.

Физическая головоломка

Такие игры появились в начале 1990-х годов, когда компьютеры стали достаточно мощными, чтобы просчитывать поведение сталкивающихся объектов сложной формы, провисающих верёвок и т. д. Одна из первых игр такого типа — The Incredible Machine. Новое рождение жанр получил вместе с сенсорными телефонами вроде iPhone. Наиболее известная физическая головоломка новой волны — Angry Birds.

Игры-головоломки часто настолько труднопонимаемы, что термин иногда используется для общего обозначения игр с необычным, не поддающимся описанию игровым процессом, как, например, в игре Every Extend Extra.

Примечания

  1. Q*bert. classicgamesarcade.com. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012. Проверено 19 сентября 2008.
  2. Q*bert. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012. Проверено 19 сентября 2008.
  3. Boulder Dash. Mobygames. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012. Проверено 15 сентября 2008.
  4. The History of Puzzle Games: Tetris. GameSpot UK (???). Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012. Проверено 18 сентября 2007.

Ссылки

  • История жанра головоломок (англ.) на GameSpot
  • История и виды головоломок (рус.) на GamePig

Головоломка (жанр компьютерных игр).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47