Горный, Юрий Гаврилович

23-10-2023

Юрий Горный
Имя при рождении:

Яшков Юрий Гаврилович

Род деятельности:

артист

Дата рождения:

27 августа 1941(1941-08-27) (71 год)

Место рождения:

село Локоть, Алтайский край

Гражданство:

 Россия

Юрий Горный (Яшков Юрий Гаврилович) (27 августа 1941 года, село Локоть, Алтайский край) — русский артист оригинального жанра в области быстрого счёта, работы с памятью, экстрасенсорики (также автор данного понятия[источник не указан 53 дня]), управления своим физическим, умственным и эмоциональным состоянием. Свои выступления в России и за рубежом (с 1963 г.[источник не указан 53 дня]) называет психологическими опытами и этюдами. Награждён золотой медалью Международной академии науки, образования и искусства[1][источник не указан 53 дня][уточнить],[2]. Победитель конкурса феноменов планеты в Токио (1994)[источник не указан 53 дня], после чего о нём снят фильм «Человек со взглядом Бога» (Япония, 2001)[источник не указан 53 дня][3].

Отличительной чертой Ю. Г. Горного является деятельное стремление опираться на науку как в тренировке своих способностей, так и в их посильном объяснении[источник не указан 53 дня]. В качестве общественной работы многие годы входит в общественный совет при ГУИН (Государственном управлении исполнения наказаний)[источник не указан 53 дня], выступает в колониях, принимал деятельное участие в образовании и работе целого ряда комиссий по сертификации действительного уровня подготовки и возможностей граждан, заявлявших о наличии у них особых способностей к сверхвосприятию, целительству, передаче мыслей и т. п.

С 1980 г. трудится в Москве[источник не указан 53 дня]. Основатель центра «ИДЕЯ» (1987)[источник не указан 53 дня], проводящего социально-психологические и парамедицинские[4] тренинги.

Содержание

Детство и юность

Юрий Яшков родился 27 августа 1941 г. на Алтае, в селе Локоть в семье Гаврилы Георгиевича Яшкова, известного в то время на Алтае передовика сельского хозяйства. В первые послевоенные годы в селе были некоторые трудности с книгами, зато у отца всегда лежали сводки о текущих показателях своего колхоза. Играючи Юрий из интереса нередко запоминал целые страницы отчётов с цифрами по настригу шерсти, удоям молока и т. п. Чуть повзрослев, он, как и многие сверстники, заинтересовался физкультурой.

Нашими кумирами и примером для подражания в то время были, прежде всего, спортсмены-физкультурники. Спортом я тогда увлекался фанатически, занимался волейболом, лёгкой атлетикой, лыжами и добился неплохих по тем временам результатов. Я отлично знал историю спорта, чемпионов и призеров, помнил наизусть рекордные голы, очки, секунды. Чтение газеты «Советский спорт» было едва ли не главным событием каждого дня[5].

Увлечение спортом было настолько серьёзным, что после школы Юрий закончил Омский институт физкультуры, а затем несколько лет работал тренером, после чего руководил спортивным обществом «Водник»[2]

В годы студенчества Юрия, как и многих сверстников, интересовали необычные и загадочные явления человеческой психики, тем более что в то время по стране «гремели» сеансы Вольфа Мессинга, с лёгкостью изображавшего внушение и чтение мыслей, Розы Кулешовой, определявшей «кожным» зрением цвет предметов, Ильи Цейтлина и других.

С последним из них, Ильёй Николаевичем Цейтлиным, выступавшим по городам и весям Советского Союза как представитель оригинального жанра, включая проведение гипнотических сеансов, Юрию волею случая удалось познакомиться.

Илья Николаевич поражал с первого взгляда абсолютно всем: внешностью, высокой культурой, удивительным разнообразием знаний, которые нам в то время были попросту недоступны. Он лично знал Маяковского, Есенина и даже Троцкого, был знаком с обладателем феноменальной памяти Шерешевским, выдающимся театральным деятелем и режиссером Сулержицким, Мессингом и мог часами о них рассказывать. Разумеется, слушали мы его взахлёб[5].

Знакомство быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся до ухода Цейтлина из жизни, и, разумеется, в учёбу.

Цейтлин не очень-то учил меня технике гипноза. Он показал мне разве что основные приёмы тестирования наиболее склонных к влиянию гипноза людей. Но дал главное — литературу и обозначил магистральное направление в постижении секретов мастерства. Чтобы добиться чего-либо, внушал мне Илья Николаевич, я должен прежде всего получить фундаментальные знания о предмете, которым намерен заниматься. Изучить основы человековедения: анатомию и физиологию, психологию. С этого началось моё обучение[5].

Учёба и первые выступления

Приобретая новые знания, Юрий стал несколько иначе оценивать прежние легенды о гипнозе. Теперь его больше интересовало не что делают Вольф Мессинг и Роза Кулешова, а то как они это делают. Возникавшие по этим поводам обсуждения и споры с друзьями порой заканчивались предложениями выступить с более подробным сообщением и, заодно, показать то, чему Юрий уже научился. Так начались самодеятельные выступления Юрия, в частности, перед студентами медучилища. Там же провёл успешный сеанс гипноза с отсроченным внушением.

Затем Юрий заинтересовался воспроизведением опытов Мессинга по выполнению мысленных заданий зрителей (найти спрятанный в зале предмет, сделать некие заранее определённые действия и т. д.) Свою подготовку Юрий обосновывал исключительно научно:

артист должен научиться улавливать, а затем расшифровывать неосознанные и совершенно незаметные для самого зрителя движения мышц, которыми он фактически указывал дорогу к спрятанному предмету. Впрочем, информация, которую неосознанно передаёт человек, не ограничивается кинестетикой. Колоссальную эмоциональную и информационную нагрузку несёт взгляд. В работе с индуктором это один из ключевых моментов.

После первых успешных опытов была поставлена цель воспроизвести данные опыты в усложнённом виде.

Вначале мне завязывали глаза и я находил иголку, спрятанную где-то в зале. Затем, не снимая повязку, без физического контакта с индуктором шёл в библиотеку, брал с полки загаданную книгу, открывал её на определённой, тоже задуманной индуктором странице и втыкал иголку в нужное слово и букву.

Через некоторое время Юрий понимает, что его увлечения всё больше входят в противоречие с должностью руководителя физкультурного общества, что он по просту недорабатывает на основной работе. После проведения прощального парада, посвящённого Дню Военно-морского флота, он получает приглашение выступить как артист в концерте «Сила гипноза», а после успешного выступления уходит с должности.

Артист оригинального жанра

Со дня упомянутого выступления Юрий уже не мыслил себя иначе как артистом, обратился с предложением о сотрудничестве в Барнаульскую филармонию, но «дальше порога» его не пустили. Юрий начинает давать полуподпольные концерты, со своим помошником печатая и распространяя афишы и билеты. Поскольку частнопредпринимательская деятельность в советское время не поощрялась, за ним начинает охотиться милиция, но три года Юрию удаётся работать и прятаться. В то время появляется и его сценическое имя — Горный. Впрочем, очевидными причинами столь долгой и вялой охоты Юрий считал как по существу незначительность своих правонарушений, так и сложившуюся к тому времени большую популярность в среде зрителей, в первую очередь, студенчества.

Однако так долго продолжаться не могло и Юрий Горный пробует обратиться в Целиноград в соседней республике — Казахстане, где в то время работала мощная даже по меркам всего союза организация Целинконцерт. Её возглавлял опытный администратор Анатолий Леонтьевич Олейников, художественным руководителем стал способный композитор Георгий Дегтяров. Поскольку жанр выступлений в те годы считался пограничным между разрешённым и запретным, кроме художественного совета А. Л. Олейников пригласил на пробный концерт также и представителей обкома партии и КГБ. Программу утвердили, на что определённое влияние оказали и недавние выступления официально разрешённого Мессинга в Целинограде, и Юрий Горный законно становится артистом Целинконцерта.

Я стремился превзойти уже известное и делал при этом ставку на зрительную память. После длительных тренировок развил её настолько, что научился надолго «удерживать» яркий мысленный образ. В этом и заключался секрет запоминания длинных рядов цифр, слов, порядка карт в нескольких колодах. Я просто видел перед собой картинку, составленную из этих цифр и карт. Оставалось только озвучить её. Отсюда логично вытекал следующий шаг. Если я так ясно вижу цифры и числа, что мешает мне сосчитать их в уме, а не на бумаге?[6]

К числу основных русел восприятия, как известно, также относится слуховое и кожно-кинестетическое — осязательное (роль вкуса и обоняния в познании человеком окружающего мира намного ниже).

Поэтому развитию слуховой памяти я также уделял немало времени. Сейчас я легко запоминаю от 50 до 100 нот, воспроизводимых совершенно произвольно <…>
— Какая польза от запоминания абракадабры?
<…> речь ведь идёт о способности запоминать информацию на слух. Любой студент может объяснить, насколько важна эта способность для процесса познания[6].

В итоге изучения накопленного научного и практического опыта, направленного совершенствования своих способностей, проверяемых в ходе постоянных выступлений, Юрий Горный постепенно пришёл к созданию целого ряда психологических опытов или, как он их ещё называет, этюдов, многие из которых остаётся непревзойдёнными.

Среди них :

  • скоростное сложение, вычитание, возведение в степень и извлечение корня многозначных чисел (быстрее, чем удаётся выполнить эти действия с помощью калькулятора или ЭВМ любому вступающему с ним в состязание);
  • за 3-4 секунды он зрительно запоминает 20 цифр (это примерно в десять раз быстрее, чем удавалось знаменитому С.Шерешевскому).
  • выполнение до 6 дел одновременно (например, 1) играл на рояле, 2) писал осмысленный текст, 3) декламировал стихотворение, 4) одновременно подсчитывая количество букв в нём, и совершал два независимых математических вычисления — 5) сложение, 6) возведение в степень.)
  • запоминает под диктовку до 30 номеров телефонов, расположение карт в трёх полных колодах, сотню музыкальных нот;
  • стреляя из пневматического пистолета с завязанными глазами, на звук, Юрий точно поражает цель
  • знает наизусть словарь Большой Советской Энциклопедии,
  • за 3-4 минуты способен отыскать в зрительном зале спрятанную иголку, определяет задуманные страницу и слово в толстом книжном томе
  • знает наизусть более двух тысяч стихотворений, сообщая количество букв и знаков в прочитанном отрывке и т. д.[5],[6]

Отношения с шестым чувством

И шестое чувство конечно же существует, только трактуется оно по-разному. Я утверждаю, что шестое чувство — это набор аккумулированных знаний, используя которые приходишь к единственно верному решению.
<…> с другой стороны, я совершенно убеждён, что без глубоких, фундаментальных знаний, накопленных человеком, — психологии, анатомии, физиологии, неврологии, генетики, соционики, социологии, — называть себя экстрасенсом никто не вправе…[6]

Попытки отделить удивительные, но вполне объяснимые наукой (и, значит, указывающим и другим пути к самосовершенствованию) способности и достижения от крайне слабо проверяемого волшебства, а то и откровенного шарлатанства, привели Горного к введению в обиход понятия «экстрасенс» (сверхчувствительный — англ.)

В конце 70-х годов в СССР запретили показ на эстраде сеансов гипноза. Ограничения ослабли только в начале 80-х. Так получилось, что именно Юрию Горному довелось первым познакомить в 1986 году советских телезрителей с вопросом выявления внутренних резервов и возможностей человека в программе Владимира Соловьёва «Это вы можете», в которой впервые в истории советского телевидения вопрос потенциальных возможностей и способностей человека был поставлен достаточно полно. Передача прошла с успехом, но…

Если б я только мог предположить, что за этим последует, какую бездну чёрной иррациональности я невольно разворошил! В короткие сроки толпы колдунов, целителей, астрологов хлынули на телестудии[6].

Понятно, что такое развитие событий было в определённой степени неизбежно. Но, сознавая некоторую долю и собственной ответственности за более раннее «пробуждение процесса», Юрий Горный один из первых выступает в СМИ с чётким заявлением о недопустимости массовых телевизионных сеансов гипноза (прежде всего А.Кашпировский) для народного здоровья, критически раскрывает некоторые особенности деятельности Джуны, Ванги, Ю.Лонго, А.Кашпировского и им подобных. Однако вскоре понимает, что в борьбе с шарлатанами требуются более производительные подходы, иначе на одно это не хватит всей жизни.

Конкурс экстрасенсов

Одно из решений было таково: Юрий Горный через прессу и телевидение объявил, что устраивается соревнование по исследованию экстрасенсорных способностей, в котором может принять участие каждый, кто считает себя экстрасенсом. Тот, кто докажет свою исключительность перед комиссией, в которую кроме Горного войдут известные учёные, получит награду в размере 10 тысяч долларов США[7].

Поначалу на данное объявление отозвалось около 1400 граждан, но, после более полного ознакомления с условиями испытаний, число соискателей награды сократилось до 400.

В комиссию вошли два известных учёных: психолог профессор В. Лебедев, долгое время ведавший психологической подготовкой космонавтов в Звёздном городке, и невропатолог профессор К. Уманский.

Всего в конкурсе было два задания:

1. Определить без соприкосновения какое вещество (бумага, металл, пластик, магнит и т. д.) находится в запечатанном конверте. Причём решили засчитывать положительно данное испытание, если были верны хотя бы 3 ответа из 10.

2. Определить не глядя следующие данные пациентов-добровольцев, располагавшихся за ширмой: пол, возраст, заболевания (если есть).

Ни один из соискателей так и не смог удовлетворительно ответить на обе задачи, поэтому приз также не был вручён[7].

Подобные конкурсы позже были проведены и в США, только уже с большими призами. Но и они остались не вручёнными.

Позже Ю.Горный деятельно участвовал в основании и работе ещё целого ряда комиссий и советов по сертификации действительного уровня способностей граждан, заявляющих о наличии у них дара целительства и иных сверхспособностей.

Заключение

О самоощущении и общей направленности деятельности Юрия Горного много говорят его слова:

Мои программы проходили под девизом: «Что? Где? Когда? Почему?». Я должен был обязательно объяснить, «почему». Маг, колдун — звучало для меня несерьёзно. Я всегда подсознательно ощущал себя в некотором роде представителем общества «Знание», который должен объяснить людям, что именно происходит на сцене. Но по большому счёту слово «маг» созвучно со словом «могу!», и в этом смысле я готов его принять[7].

Отзывы о деятельности Ю. Г. Горного

Юрий Гаврилович Горный никогда не отказывался от сотрудничества с представителями научного сообщества в посильном исследовании и объяснении своих способностей. По итогам этого сотрудничества сохранились многочисленные отзывы известных представителей учёного сообщества:

  • Отзыв
  • Дичев, Тодор (академик) Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
  • Психолого — эвристическое искусство Юрия Горного
  • Лебедев В. И. (руководитель специальной медицинской и психологической подготовки первых космонавтов, доктор психологических наук, профессор) Мой друг и земляк Юра Горный

— Не отрицаю, что в нашей жизни есть много интересных феноменов. Вот, к примеру, живёт в Москве мастер психологических опытов Юрий Горный. Он читает мысли на расстоянии, гнёт ложки «силой мысли», способен двигать предметы, не прикасаясь к ним, и много чего ещё, что может показаться сверхъестественным. Проделав всё это, он всё же скажет вам, что ни телепатии, ни телекинеза, ни магии не существует. Все его трюки имеют естественное объяснение.[8]

Из отзывов иных известных деятелей:

  • Единство искусства и спорта
  • Синтез науки и искусства

Фильмы о Юрии Горном (Япония):

  • «Человек со взглядом Бога» (короткометражный фильм, Япония, 2001).
  • «Глаза японцев становятся шире от удивления» (короткометражный фильм, Япония, 2001).

Критика

При внимательном просмотре сравнительно недавних выступлений Юрия Горного (к примеру, на Дне города Москвы[9], а также ряде других) обращает на себя внимание тот факт, что Ю.Горный направляет запросы на устные вычисления в своих недавних выступлениях таким образом, чтобы его спрашивали, каков будет итог возведения некоего (задаваемого зрителями или ведущим) двузначного числа в четвёртую степень. Но ведь таких ответов менее 90 и их сравнительно легко заранее просчитать и запомнить, что, на самом деле, позволяет ему использовать вместо вычислений в уме память (что заметно менее энергоёмко).

Данный приём в арифметике не нов и считается признаком опыта и подготовки в работе с числами. Более того, всем сколько-нибудь здоровым и вменяемым школьникам, в соответствии с программой, предлагают запомнить таблицу умножения для первого десятка цифр от 1 до 9, а до широкого распространения карманных вычислителей в российских школах нередко считалось хорошим тоном знать и таблицу квадратов всех двузначных чисел от 10 до 99. Отсюда до мысли о запоминании кубов и четвёртых степеней двузначных числе артистом, выступающим с номерами по устному счёту,- один шаг.

В тоже время надо отметить, что при выступлениях в более молодом возрасте Ю.Горный приглашал зрителей к выдаче заметно более разнообразных арифметических действий (складывание ряда многозначных чисел, каждое из которых называлось очередным зрителем; возведение в иные, в т.ч. более высокие, чем четвёртая, степени и не обязательно двузначных чисел; извлечение кубов и т.д.), вычисление по которым зрительно сопровождалось напряжением артиста, сравнимым с подъёмом штанги тяжёлоатлетом...

См. также

Примечания

  1. Об этом была небольшая документальная заметка в «Известиях» в первой половине 1998 г. (номер уточняется)
  2. ↑ Юрий Горный на ВИП-ДОСЬЕ
  3. «Человек со взглядом Бога» (короткометражный фильм, Япония, 2001) в видеосюжетах страницы Ю.Горного
  4. Валеология, информационная медицина и др.
  5. ↑ Феномен Юрия Горного. Ч. 1. // «Наука и жизнь» № 1 за 2004 год
  6. ↑ Феномен Юрия Горного. Ч. 2. //«Наука и жизнь» № 2 за 2004 год.
  7. ↑ Феномен Юрия Горного. Ч. 3. //«Наука и жизнь» № 3 за 2004 год.
  8. Лжеучёные и лженаука грозят превратить Россию в страну дикарей // Вечерняя Москва, № 43 (24821), 14.03.2008 (с положительным откликом о Ю.Горном)
  9. Выступление Ю.Горного на Дне Москвы в 2008 г. (видеозапись)

Ссылки

  • Борис Руденко. Феномен Юрия Горного. Ч. 1. // «Наука и жизнь» № 1 за 2004 год
  • Борис Руденко. Феномен Юрия Горного. Ч. 2. //«Наука и жизнь» № 2 за 2004 год.
  • Борис Руденко. Феномен Юрия Горного. Ч. 3. //«Наука и жизнь» № 3 за 2004 год.
  • Борис Руденко. Феномен Юрия Горного. Ч. 4 // «Наука и жизнь» № 4 за 2004 год.
  • Юрий Горный на ВИП-ДОСЬЕ
  • Юрий Гаврилович Горный (биография на Белополье).
  • Дмитрий Писаренко. Стать гением может каждый, или Кто такие люди-счётчики? (о Юрии Горном в АиФ) // Аргументы и факты, 04 апреля 12.
  • Целительство: обман или дар? (беседа с Ю.Горным) // АиФ, 23 июля 08 г.
  • Сайт Юрия Горного
  • Автобиография Горного (Яшкова Юрия Гавриловича) на его сайте



Горный, Юрий Гаврилович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47