Григорианский раскол

23-09-2023

Григориа́нский раско́л (Григориа́нство, Григо́рьевщина) — раскольническое движение в Русской Православной Церкви, существовавшее с 1925 до начала 1940 годов, спланированное ОГПУ в целях ослабления Церкви и возглавленное архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским).

История

Григорианский раскол был инициирован группой из девяти иерархов Русской церкви во главе с архиепископом Свердловским и Ирбитским Григорием (Яцковским), собравшихся 22 декабря 1925 года в московском Донском монастыре. Остальные епископы РПЦ либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать.

Помимо Григория григорианами также стали Константин (Булычёв), Виссарион (Зорнин), Борис (Рукин), Иннокентий (Бусыгин), Тихон (Русинов), Дамиан (Воскресенский), Митрофан (Русинов), Владимир (Соколовский-Автономов), Митрофан (Симашкевич), Вассиан (Пятницкий), Мелхиседек (Паевский), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин). Эта группа архиереев за несколько дней до ареста патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) была уже подготовлена органами ГПУ и Евгением Тучковым к тому, чтобы внести раскол в церковную жизнь.

Григориане, заявив, что вследствие ошибок патриарха Тихона, вмешательства обновленцев и единоличного правления митрополита Петра (Полянского) «попраны права соборности в РПЦ», 22 декабря 1925 года создали для руководства церковью коллегиальный орган — «Временный высший церковный совет» (ВВЦС). Это позволяло по их мнению, восстановить «соборность» (понимаемую как «коллегиальность») в управлении церковью.

После запрещения в священнослужении, наложенного митрополитом заместителем патриаршего местоблюстителя Сергием (Страгородским), а затем и самим Петром (Полянским), архиепископ Григорий и его сторонники образовали самостоятельное течение (в поддержку ВВЦС), за которым закрепилось название «Григорианский раскол». Большинство находившихся на свободе православных архиереев осудили Григорианский раскол и полностью согласились с каноническими мерами против его организаторов.

ВВЦС поддержали руководители лубенского раскола на Украине, обратившись с просьбой отменить их запрещение Собором епископов Украины, которое было утверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

В мае-июне 1926 года принесли покаяния митрополиту Сергию архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов), епископы Виссарион (Зорнин), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин), Мелхиседек (Паевский), Тихон (Русинов), Вассиан (Пятницкий). Чтобы восполнить убыль епископата, с лета 1926 года ВВЦС стал проводить собственные хиротонии.

В 1926 году к расколу примкнул архиепископ Димитрий (Беликов). В течение 1927 года к Григорианскому расколу примкнули епископ Новооскольский Серафим (Игнатенко), епископ Скопинский Смарагд (Яблоков), бывший епископ Раненбургский Иоанн (Киструсский), бывший епископ Алатырский Назарий (Андреев), бывший епископ Белыничский Николай (Судзеловский) и «епископ Уманский» лубенского поставления Макарий Крамаренко.

Всего же в разное время в Григорианском расколе пребывало не менее 55 архиереев, из них половина — канонического поставления. Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Позиции григориан были наиболее сильны в Сибири, на Урале, в Поволжье, на Дону. Из наиболее известных иерархов-григориан можно назвать митрополита Виссариона (Зорина), возглавлявшего ВВЦС в 1928—1933, и митрополита Бориса (Рукина). Уважением прихожан на Урале пользовался митрополит Свердловский и Челябинский Петр (Холмогорцев), один из крупнейших церковных деятелей дореволюционного Челябинска, который был в 1927 году хиротонисан григорианами в епископы.

Некоторые архиереи за годы существования григорианского движения не единожды переходили из ВВЦС в «Сергиеву» Церковь и снова возвращались.

После 1927 года, григорианское движение быстро ослабело, будучи во многом лишено государственной поддержки.

Последнее совещание сторонников ВВЦС состоялось в Москве в апреле 1937 года.

Во время массовых репрессий в 1937—1938 годах большинство григорьевских храмов было закрыто, а духовенство репрессировано. После этого григорианский раскол как иерархическая организация прекратил существование, сохранилось лишь незначительное количество приходов.

В 1943 году под давлением властей принесли покаяние 3 оставшихся в живых григорьевских архиерея: Фотий (Топиро), Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев), принятые в общение с Церковью в том сане, в каком пребывали до отпадения в раскол. После этого григорианство окончательно сошло на нет. В 1946 году принёс покаяние последний григорьевский иерарх — Феодосий (Григорович-Борисов).

Ссылки

  • Григорианский раскол // Православная энциклопедия. Том XII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 455-459. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х
  • Григорианский раскол
  • ГРИГОРИАНСТВО // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • 5.3.2 Григорианский раскол.
  • П. В. Каплин. Григорианский раскол на Урале в 1926—1938 гг.
  • 19. Обновленческий и григорианский раскол в Тамбовской епархии
  • Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Стояние в вере. Очерки церковной смуты
  • Собор Малый организационный 1925 г. на сайте «Русское православие»
  • Григорианство
  • Временный высший церковный совет (григориане)

Григорианский раскол.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47