14-09-2023
Дафнис и Хлоя | |
Daphnis et Chloé | |
Леон Бакст. Эскиз декорации к первой постановке «Дафниса и Хлои» (картина 2) |
|
Композитор | |
---|---|
Автор либретто | |
Источник сюжета |
одноимённый роман древнегреческого писателя Лонга |
Хореограф | |
Дирижёр-постановщик | |
Сценография | |
Количество действий |
1 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Дафнис и Хлоя» (фр. Daphnis et Chloé) — одноактный балет с музыкой Мориса Равеля и сценарием Михаила Фокина по одноимённому роману древнегреческого писателя Лонга о любви пастуха и пастушки.
Содержание |
Равель начал писать музыку балета в 1909 году по заказу Сергея Дягилева. Премьера состоялась в парижском театре Шатле 8 июня 1912 года (труппа Дягилева, декорации и костюмы — Леон Бакст, хореография — Михаил Фокин, дирижёр — Пьер Монтё).
Это самое длинное произведение Равеля; целостность в нём сохраняется благодаря постоянному использованию небольшого числа лейтмотивов. Композитор называл «Дафниса и Хлою» «хореографической симфонией» и характеризовал следующим образом:
В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века.[1]
Имена приводятся по русскому переводу романа С. П. Кондратьева. В скобках указаны первые исполнители партий.
Сюжет романа Лонга сильно сокращён и упрощён. Балет состоит из трёх картин:
Когда Дягилев ставил балет в 1914 году в Лондоне, он устранил из музыки партии хора. Равель был недоволен этим и написал сердитое открытое письмо в газету «Таймс».
Равель составил из музыки балета две оркестровых сюиты, которые могут исполняться с хором или без него. Первая сюита составлена в 1911 году на основе номеров 6, 7, 8 оригинального балета; вторая сюита составлена в 1912 году на основе номеров 10, 11, 12. Вторая сюита пользуется большей популярностью; она была переложена для фортепиано в четыре руки Глазуновым.
Кроме того, Равель составил в 1913 году из музыки балета сюиту для фортепиано.
Дафнис и Хлоя (балет).