21-10-2023
основные понятия |
|
Портал Иудаизм |
Основы веры
Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Галаха • Устный Закон • Каноны богослужения Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Колена Израилевы |
---|
|
|
|
Де́сять поте́рянных коле́н — племена потомков десяти из колен Израиля, которые после гибели Северно-Израильского царства попали в ассирийский плен (англ. Assyrian captivity of Israel). Исторические сведения о потерянных коленах весьма отрывочны, и на протяжении многих веков местонахождение их потомков оставалось загадкой, множились теории, предположения и мистификации, связанные с отождествлением потомков потерянных колен среди других народов — в центральной Азии, Африке и даже среди американских индейцев.
После смерти царя Соломона, единое Израильское царство под властью царя Ровоама распалось на два царства: Иудею на юге и Израиль на севере. Впервые о десяти коленах говорится в речи пророка Ахии к Иеровоаму, будущему царю северного Израильского царства (3Цар. 11:29-40). Иудейскому царству со столицей в Иерусалиме и царем из династии Давида подчинились только колена Иуды и Вениамина (3Цар. 12:20). К северному Израильскому царству отошли земли девяти колен — Завулон, Иссахар, Ашер, Неффалим, Дан, Манассия, Ефрем, Рувим и Гад. В царстве осталась также часть Колена Левия. Колено Левия, выполнявшее роль священнослужителей, не получило своего земельного надела (8:9-10, 10:8-9, Чис. 18:20-23), было рассеяно среди других колен по всему единому Израильскому царству и часто исключалось из общего подсчета колен. О колене Симеона, земли которого были на территории Иудейского царства, ничего не говорится; считается, что к этому моменту Симеоново колено очень сильно ассимилировалось более воинственным Иудиным коленом.
К десяти коленам относятся потомки следующих сыновей Иакова:
К потерянным коленам не относятся два колена, составляющих Иудейское царство — Иуда и Вениамин. Часть Колена Левия, которое не получило своего земельного надела, было рассеяно среди других колен, и часто исключалось из общего подсчета колен, осталась на землях Иудейского царства. Спорным вопросом является принадлежность к «потерянным коленам» колена Симеона. Земли этого племени находились на территории Иудейского царства, поэтому иногда считается, что потерянных колен было девять.
В 732—722 до н. э. Северно-Израильское царство было захвачено ассирийским царем Тиглатпаласаром III; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.
Упоминания о принадлежности конкретным коленам с годами появляются всё реже и реже. Редкие упоминания о принадлежности десяти коленам имеются на рубеже нашей эры. Согласно Новому Завету, пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36). Рассказывается о встрече Иисуса Христа с самаритянкой (принадлежащей десяти коленам), при этом отмечалось, что самаритяне не общаются с иудеями.
Много небольших групп, в том числе и традиционно относимых к евреям, претендуют на своё происхождение от десяти колен:
Некоторые племена утверждают, что они происходят от десяти колен, но не указывают конкретно, от каких. К ним относятся:
Уже в позднее время и евреи, и христиане, исследуя библейские и другие источники, стали выдвигать многочисленные теории о судьбе потерянных колен. Среди ашкеназов потерянные колена получили название Die Roite Yiddelech (красные еврейчики), согласно известной аггаде считалось, что они отрезаны от остальной диаспоры легендарной рекой Самбатион, а эту реку из кипящей воды и стен огня и дыма невозможно перейти.[4]
Подобные легенды породили многочисленные попытки найти потомков утерянных израильских колен, обычно помещаемых в малоисследованные районы мира или отождествляемых с какими-либо из существующих народов. В IX веке еврейский путешественник Эльдад ха-Дани утверждал, что сам принадлежит к колену Дан, но ещё и поддерживает связь с четырьмя из других исчезнувших колен. Его рассказы о судьбах исчезнувших десяти колен Израилевых, сохранившиеся в шести версиях, приобрели значительную популярность. В «Книге путешествий» Вениамин Тудельский описал независимое государство Нисбор, бывшее царством Четырёх колен (Дана, Неффалима, Асира и Завулона). Нисбор, «которым правит князь Иосеф Амаркала ха-Леви», якобы находился на реке Гозан в Нишапурских горах на северо-востоке Ирана (либо смежных областях Афганистана и Средней Азии). После писем 1488—1489 годов раввина Овадия Бертиноро из Иерусалима широкое распространение получила легенда о войнах десяти колен с царством христианского пресвитера Иоанна в Эфиопии. Распространённые в XVII-XIX веках теории о происхождении современных народов (включая американских индейцев, эскимосов, японцев, чамов в Кампучии, пуштунов, армян, курдов, ирландцев) от потерянных колен считаются современной наукой маргинальными.
Согласно этим теориям ассирийцы депортировали некоторые или все северные колена в Скифию. Сторонники этой теории интерпретируют Бехистунскую надпись. На это указывал, в частности, Джордж Роулинсон.[5]
При этом обращают внимание на сходство головного убора израильского царя Иегу и короля саков в дальней правой части изображения.[6] При этом ассирийское название Дома Израильского «Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» (киммерийцы)[6]. На основе этого предполагаемого соответствия строятся много теорий, приписывающих происхождение от десяти колен разным европейским народам.
Критики этой теории обращают внимание на полное несоответствие и несовместимость обычаев скифов и еврейских племён.[7][8][9]
Сторонники этой теории (en:British Israelism) считают, что от скифов и киммерийцев происходят англосаксы и далее — некоторые европейские народы, в первую очередь англичане и американцы[10] Теория возникла в Англии и потом распространилась в США.[11] В первую очередь эту теорию распространял Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Бога»[12][13]. Потом данная организация остыла к этой теории, но её подхватили другие секты.[14]
Эта теория отличается от британского израилизма[15], но считает, что скифы и киммерийцы как потомки десяти колен, породила различные европейские нации[16]. При этом ортодоксальные комментарии раввинов истолковываются как имеющие отношение к европейским народам как к потомкам десяти колен.[17][18] Сторонники этой теории считают, что от десяти колен происходят (частично) финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы и голландцы. От колена Дана происходят (частично) датчане, ирландцы и валлийцы. В десять племён входят также хазары[19].
Существует также гипотеза о том, что потомки 10 колен определяются через генетический тест на гаплогруппу R (Y-ДНК). Тогда в их число войдёт большинство европейских народов, включая русских.[20] Теория также плохо соответствует современным исследованиям археологии и антропологии.
Основанием для гипотезы о том, что курды представляют потерянное колено, является генетическая близость гаплогруппы J (Y-ДНК) еврейского духовенства (коэнов) и курдов. Однако совпадение из выборки 95 курдов-мусульман с гаплотипом CMH наблюдалось только в одном случае.[21] Детальный статистический анализ показывает, что достоверность выводов о генетическом родстве на основании данного гаплотипа недостаточна.[22][23]
Макуя — японское новое религиозное движение, которое считает, что японцы связаны с десятью коленами, сильно повлиявшими на культуру и религию их страны.
С XVII-го века существовали теории, что японцы являются потомками десяти колен (Japanese-Jewish common ancestry theory). Основанием служили параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком.[24][25] К подобному выводу пришёл также Иосиф Айделберг[26]
Существует теория, что ирландцы или островные кельты являются потомками десяти колен. Сторонники этой теории считают, что пророк Иеремия посетил именно Ирландию с принцессой Теа Тефи, принадлежащей королевскому роду Израильского царства.[27] При этом указываются параллели между еврейской и ирландской культурой.
Элементы этой теории сходны с позицией британских израилитов.[28][29]
Отдельные исследователи XVII и XVIII веков собирали доказательства того, что некоторые племена американских аборигенов происходят от десяти колен.[30][31][32] Подобных теорий имеется достаточно много.
Книга Мормона также утверждает, что американские туземцы происходят от колена Манассии.
Некоторые исследователи, такие как Хаушуа Амариэль, видят генетическое и лингвистическое сходство между индейцами чероки и евреями.[33][34][35]
Народ цян из юго-западного Китая рабби Элиягу Авихаиль считает потомками Авраама[36]
По мнению израильского историка Цви Касдая лезгины являются потомками одного из 10 колен Израиля, которых увёл в плен ассирийский царь Санхерив.[37][38] В начале XX века К. М. Курдов высказал мнение, что кюринцы (то есть лезгины) «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства, главным образом горских евреев»[39]. Б.Вс. Миллер в своей работе «Таты их расселение и говоры» пишет: Жители с. Ахты (Кюринского округа, на Самуре) до сих пор (в 1928 г.) как и 40 лет назад, сохраняют воспоминание о том, что их предки были «евреями»[40]. Известный французский антпрополог Катрфаж Жан-Луи-Арман считал, что лезгины имеют еврейские корни[41].
Обычно показаны в произведениях исторического, приключенческого и фантастического жанров, подпадающих под так называемую тематику «затерянных рас» (см. каталог коллекции Стюарта Тейтлера[42] и чеклист Джессики Аманды Сальмонсон[43]), частично пересекающуюся с тропом «затерянные миры» («lost world» trope).
Десять затеряных израилевых колен так же упоминаются в книге Дины Рубиной «Синдикат» и романе Умберто Эко «Баудолино».
<ref>
; для сносок .D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.81.D1.85.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5
не указан текст
Десять потеряных колен.