Дивногорский Успенский монастырь

26-09-2023

Монастырь
Дивногорский Успенский монастырь
Страна Россия
Село Дивногорье
Координаты 50°58′01″ с. ш. 39°17′34″ в. д. / 50.966944° с. ш. 39.292778° в. д. (G) (O)
Конфессия Православие
Епархия Воронежская
Тип Мужской
Дата основания 1653 (?)
Статус Действующий монастырь

Дивногорский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь — православный пещерный монастырь в Воронежской области (близ села Дивногорье). Основан около 1640 года монахами, пришедшими из Украины вместе с полком черкасов (украинских казаков).

Содержание

История монастыря

До XVII века

Документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, но существует версия о существовании здесь обители и раньше. Аргументами служат, во-первых, пещерные стасидии — крупные ниши с полукруглым верхом, характерные для некоторых древних монастырей и связаные с обычаем афонских монахов хоронить в них умерших. Во-вторых, обращают на себя внимание граффити на стенах подземелий, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

О Дивногорье упоминается в средневековых русских манускриптах. Первое упоминание о встречается в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград в 1389 году: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, давно же красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною». В XVI веке при Иване Грозном сказание о хождении в Царьград было включено в состав Лицевого летописного свода и проиллюстрировано: на одном из рисунков были изображены Малые Дивы с пятью столбами, причём каждый из столбов изображён с дверями, а на одном расположен киот для иконы.

Однако, даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар.

Основание монастыря

Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры.

Дивногорский монастырь ведёт своё начало с 1653 года. Вместе с казацким полком из Приднепровья бежали монахи, испытывавшие преследования от поляков-католиков. Они и стали основателями монастыря. Во главе их стоял игумен Гурий. «В 161 (то есть 1653) году,- писал он царю Алексею Михайловичу, построили они в Дивных горах монастырь и церкви поставили кельи и ограду около монастыря учинили своими трудами».

Монахами были устроены две церкви: во имя Успения Пречистой Богородицы «выбита в камени в столбе у горы, а на берегу реки Дона — церковь великого чудотворца Николы». Всего в новой пустыни было 15 монахов и бельцы. В пещерных кельях, пропитанных известью жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Таким образом основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона.

Предположительно монахам помогали казаки, поселившиеся в городе Острогожске и его окрестностях. Но эта помощь была недостаточной и игумен Гурий и его преемник Андроник неоднократно обращались с просьбами о материальной помощи к Московскому правительству. Монастырю было пожаловано небольшое денежное жалованье, мельница и покос.

Становление монастыря

Летом и осенью 1670 года возле стен монастыря разворачивались события крестьянской войны под предводительством Степана Разина. 26 сентября возле стен монастыря состоялось решающее сражение между силами разинцев и царскими войсками. Повстанцы потерпели поражение, которое вынудило их уйти с Дона. К разинцам примкнул вкладчик монастыря — острогожский полковник И. Дзиньковский.

Находясь вблизи Кальмиусского шляха из Крымского ханства в центральную Россию, монастырь часто подвергался нападениям татар. Поэтому при третьем игумене (Тихоне) в 1671 году часть братии (иеромонахи Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Павма, старец Никодим) бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона, в местность близ Суджи и Мирополья, где над рекой Псёл основали новый монастырь в честь Николая Чудотворца (Белогорская Николаевская пустынь на территории нынешней Курской области).

В Дивах осталось 10 человек во главе с игуменом Тихоном. Постоянная опасность то от татар, то от «воровских людей» заставляла братию запасаться средствами обороны: на монастырской колокольне были установлены две железные и одна медная пушки, турецкая штурмовщина. В случае опасности монахи укрывались в пещерах, имевших несколько выходов.

В 1677 году около ста человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда двух лошадей.

Невзирая на опасности, иноки восстанавливали разрушенное. В 1673 году царь Алексей Михайлович пожаловал Дивногорскому монастырю право безоброчно построить мельницу на реке Потудани, в 1686 году обитель получает без перекупки оброчную вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, ведет торговлю солью с Царицыным. Кроме того, на помин души мужа вдова полковника Петра Булоротова — Анна — отдала мельницу на реке Мерине.

С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только крупным хозяйственным организмом, но и центром духовного просвещения, борьбы с расколом. В 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола - город Черкасск, проповедовал там два года и после испытанных там притеснений вернулся в обитель.

В монастыре существовала хорошая библиотека, он привлекал к себе людей как крупный духовный и хозяйственный центр. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и традиции, рядом жили русские и украинцы. Эта ситуация сохраняется и поныне.

Опираясь на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили её алтарь во имя Иоанна Предтечи.

В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянною стеною, воздвигнутой для защиты от татар».

В дневнике Гордона есть любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.

Петр I гостил в обители в мае 1699 года. К приезду царя число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице — адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши».

В административном отношении Дивногорский монастырь первоначально входил в Патриаршую область. С открытием Белоградской епархии в 1666 году, монастырь, как и весь Острогожский уезд, вошёл в её состав. Удаленная от епархиального управления, обитель жила почти самостоятельно.

В 1699 году Дивногорский монастырь был приписан к Воронежской епархии. При Митрофане, первом Воронежском епископе, он достиг своего наивысшего экономического подъема. Монастырь получил 900 четей пашенной земли. К 1714 году благосостояние обители падает, в ней проживает 12 иноков. Несмотря на ослабление, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону. В нём строятся каменные храмы Успения Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери. В 1742—1745 годах на монастырском подворье в Острогожске действует семинария.

О настоятелях монастыря за XVIII столетие сохранились отрывочные сведения. После архимандрита Амвросия, современника святого Митрофана, упоминается архимандрит Анания. В 1721 году называется настоятель архимандрит Гавриил, при котором была построена Преображенская церковь на Острогожском монастырском подворье. В 1727—1737 годах упоминается архимандрит Варфоломей. В это время дивногорский архимандрит занимает влиятельное положение. В 1742 году в Дивногорский монастырь назначен архимандрит Лазарь. В 1753 году дивногорские монахи избрали себе в настоятели игумена Шатрищевского монастыря Феодосия, который вскоре был посвящен в архимандриты. Однако, вступивший в 1763 году в управление Воронежской епархией Св. Тихон Задонский, перевел Феодосия в Лебедянский монастырь за то, что последний не занимался Острогожской духовной школой. Затем недолго настоятельствовал игумен Зосима, после него — игумен Иов.

Между тем, во 2-й половине XVIII века произошли крупные изменения в положении русских монастырей. Екатерина II лишила монастырей земельных владений, крепостных крестьян. Дивногорская обитель некоторое время была оставлена на своем содержании, так как была причислена к малороссийским монастырям, но в 1786 (по другим данным — в 1788) году был лишен своей вотчины и закрыт. Братия монастыря, состоявшая из 7 человек, была переведена в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначен настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря.

XIX век

Паломники в Дивногорском монастыре (конец XIX века)

После смерти Екатерины II в разных местах возникают попытки восстанавливать закрытые обители. В 1813 году на имя преосвященного Воронежского Антония I было подано прошение «от жителей уездных городов Коротояка и Острогожска — дворян, купцов и войсковых жителей». Несмотря на стремление духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьёзными трудностями. Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом. Заготовленное прошение в Синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о перенесении его обители в Дивногорье, в связи с аварийным состоянием монастырских построек и отсутствием средств и места для их восстановления. По этому ходатайству в августе 1827 года Воронежским архиепископом Антонием Вторым было направлено прошение в Синод, и в январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место. Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря, в который и была переведена часть братии.

После сорокалетнего запустения обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в результате которой был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII — первой половины XIX вв.

Коротоякские монахи неохотно покидали обжитые места, и сам настоятель жил в Коротояке. Начались противоречия между братией, часто сменявшиеся настоятели не могли справиться с положением. Лишь в 1860 году, когда после восьми предшественников игуменом стал Анфим, ссоры удалось прекратить. Помимо этого, долгое время жизнь монастыря осложнялась спорами с местным населением из-за храма в честь Владимирской иконы Богоматери, перешедшей к монастырю в 1856 году.

В 1831 году в Коротояке, как и по всей России бушевала эпидемия холеры. На одном из меловых столбов Больших Див, по откровению Богоматери одной благочестивой женщине, была обретена Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Екатерина Илларионовна Коломенская жила в городе Коротояк. Ей во сне явилась Царица Небесная и повелела взять Её икону из Дивногорского монастыря и помолиться перед ней. «Если не возьмете иконы, то все помрете». Старица та утром пошла в соборную церковь и рассказала народу об увиденном. Народ поверил сновидице, зная её благочестивую жизнь.

Испросив благословления местных пастырей, многие из жителей Коротояка двинулись в тот же день 1 июля (по старому стилю) в Дивногорский монастырь просить виденную во сне икону. Объяснив причину своего прихода в монастырь, коротоякские жители просили настоятеля иеромонаха Анфима выдать им икону, виденную во сне. Но таковой иконы не оказалось в монастыре. Коломенская глубоко верила в истинность своего сновидения. Она не отступала и просила разыскать икону. Настоятель и братия созвали всех, находившихся в монастыре, спрашивая об иконе. Один престарелый служитель именем Андрей, человек благочестивый, живший ещё в Вознесенском Коротоякском монастыре и в свободное время приходивший в Дивногорск, когда тот ещё был приписною церковью к слободе Селявной, сказал, что видел на меловом столбе, что при дороге на Острогожск, древнюю икону. Сновидица и все пришедшие с нею поспешили к указанному столбу. Не доходя до столба, сновидица издали увидела икону и указала на неё, сказав, что это тот самый лик, в каком являлась ей Божия Матерь во сне.

Все с великой радостью устремились к столбу. Икона была глубоко врезана в столбе, а в монастыре по не давности открытия едва ли можно было отыскать лестницу надлежащей длины, да и до самого монастыря было не близко, поэтому один из пришедших начал ползком взбираться на крутизну горы. Схватившись левою рукой за столб, правою коснулся иконы, и икона тотчас сдвинулась со своего места, в коем с древних лет стояла неподвижно, и, он, взяв икону на руки, снес её вниз без всякого затруднения.

После совершения молебна перед иконой и крестного хода по улицам города, холера в Коротояке прекратилась. Образ прославился многочисленными исцелениями и получил название в народе Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. Икона пользовалась такой популярностью, что много месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке, Боброве, избавляя их жителей от эпидемий, пожаров, засухи.

Евгений Марков, описывая в 1891 году поездку в монастырь[1], приводит свой разговор с одним из иноков обители: «Икона только и кормит монастырь! Круглый год ходит. Теперь Матушка из Боброва вышла, а где ходит — неизвестно».

Представление о том, каким почитанием пользовалась икона Дивногорской Сицилийской Божией Матери даёт рассказ одного из участников крестного хода в начале XX века, священника П. Сергеева: «Из монастыря с Чудотворной иконой вышло 6-7 тысяч, в Коротояке уже эта толпа достигла тысяч до 30… За 4 версты от (Острогожска)…тысячи народа встретили Святыню с зелеными ветвями в руках, многие бросали цветы, венки и букеты к носилкам. Торжество было неописуемое. Народу, говорят, было не менее, как 70-80 тысяч. Признаюсь, я такого торжества ещё не видывал! Видал я большие крестные ходы и в Петрограде, и в Москве, устраивал и сам грандиозные, но описанный превосходил всякое мое представление!».

Обретенная в 1831 году икона Богоматери, относилась к Сицилийскому иконографическому типу. В честь неё был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах.

В 1854 году Дивногорской обители были переданы пещеры соседнего Шатрищенского монастыря. Он был закрыт ещё в 1764 году, но его пещеры продолжали почитаться окрестным населением. Кроме того, к северу от Дивногорья крестьянин П. П. Курбатов в 1851 году начал копать пещеру. Спустя два года к нему присоединился Н. М. Шатов. В 1858 году эти пещеры были переданы монастырю, а крестьяне зачислены в состав братии.

В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит приписана община пещерокопателей, в дальнейшем оформленная как Белогорский Воскресенский монастырь.

Пещерокопательство возобновилось в Малых Дивах в середине XIX века. Бывший настоятель монастыря, схимник Меркурий своими руками соорудил себе гробницу. В 1863 году была освящена наземная Трапезная церковь, а в 1886 году — главный храм в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. В монастыре был деревянный водопровод, обнаруженный в 1960 году во время земляных работ.

С марта 1898 года настоятелем Дивногорского монастыря состоит архимандрит Флорентий, в миру Фёдор Рышков. Он происходил из крестьян. Отец его был известен своей набожностью, и детей воспитывал в том же духе. Ещё мальчиком отец Флорентий часто бывал в Задонской обители, где на него обратила внимание известная старица, подвижница Матрона Наумовна. Она предрекла ему, что он будет монах. В монашество поступил в Задонском Богородицком монастыре, в 1874 году был перемещен в Воронежский Митрофанов монастырь. В ноябре 1882 года назначен братским духовником. В ноябре того же года награждён набедренником, в 1792 году — наперстным крестом от Святейшего Синода. В 1894 году награждён благочинным Митрофанова монастыря. Указом Святейшего Синода от 10 марта 1898 года назначен настоятелем Дивногорского Успенского монастыря. 15 марта того же года возведен в сан архимандрита. Благодаря его трудам и практическим знаниям, Дивногорский монастырь стал одним из благоустроеннейших монастырей в Воронежской епархии. Он же с братией монастыря встретил эпоху большевистских гонений на Русскую Православную Церковь и закрытие монастыря.

Советское время

В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители. Но в 1918 году началось разорение монастыря. Газеты так описывали это событие:

«Недавно в Острогожск пришло известие, будто бы Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноарменйцев. Как оказалось впоследствии из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре лишних кроватей».

В 1924 году монастырь закрыли, уничтожили иконы, богатейшую библиотеку, утварь, разрушили надвратную колокольню. На месте монастыря организовали дом отдыха. Монахов расстреляли.

После упразднения монастыря, принадлежавшие ему ранее пещеры, стали приходить в упадок и разрушаться. Большой урон наносили посетители. В церкви Больших Див появились трещины, меловые глыбы могли сорваться на железную дорогу. В плохом состоянии находились пещеры Малых Дивах, нуждалась в охране и уникальная природа Дивногорья.

Музей

Для восстановления и сохранения наследия Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, преобразованный в 1991 году в Государственный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Директором музея была назначена М. И. Лылова. Площадь музей-заповедника — 1100 га.

Под защиту музея-заповедника были взяты пойменная часть и крутые склоны коренного правого берега реки Тихой Сосны и Дона, меловые столбы — дивы и пещерные храмы, археологический комплекс Маяцкое городище, уникальные ландшафты, растительный и животный мир.

При помощи специалистов из Эстонии, Москвы, Воронежа была отреставрирована пещерная церковь. Вокруг Больших Див была благоустроена территория: установлена лестница, ведущая к пещерному храму и к Маяцкому городищу, обустроены пешеходные дорожки, оборудовано место для установки туристических палаток на берегу Тихой Сосны.

Возрождение монастыря

Первое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Больших Див, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери.

В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Первым был передан разрушенный Успенский храм. Алтарная часть, уничтожена в 1951-1952 годах, полностью отсутствовала. Вскоре начались богослужения, а затем — большие восстановительные работы. В 2003 году на куполе храма установлен крест. Обустроено хозяйство монастыря: подведены вода и газ, возделывается земля, есть пасека, коровы. С 2004 года в селении Масловка существует подворье монастыря.

В 1998 году наместником назначен игумен Парфений (Шалатонов) (позднее возведён в сан архимандрита). 25 декабря 2009 года Священным Синодом отстранён от должности наместника.[2] В настоящее время настоятелем обители назначен игумен Максим (Лапыгин).

Богослужения совершаются каждый день, для помощи паломникам при епархиальном управлении работает экскурсионно-паломнический центр.

Престольные праздники

Примечания

  1. Марков Е. Л. Поездка в Дивногорье // Русский вестник. — 1891. — № 5, 6 (т.214). — С. 128—182.
  2. Журнал № 141 заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года

Ссылки

  • Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Дивногорский (мужской)
  • Описание монастыря в разные периоды времени. Дореволюционный источник
  • Музей-заповедник «Дивногорье» в Воронежской области

Дивногорский Успенский монастырь.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47