Желатиносеребряный фотопроцесс

04-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Изобретатель сухого фотопроцесса Ричард Меддокс

Желатиносеребряный фотопроцесс — современный фотографический процесс, основанный на использовании в качестве связующего элемента светочувствительных галогенидов серебра фотографической желатины. Фотоэмульсия такого состава наносится на подложку из стекла, бумаги или гибкой плёнки и сохраняет светочувствительность и пригодность для лабораторной обработки в течение многих лет. Процесс допускает использование любых галогенидов серебра, но часто упоминается под названием сухая броможелатиновая эмульсия. Технология разработана Ричардом Меддоксом в 1871 году и усовершенствована Чарльзом Беннетом в 1878 году[1][2]. Процесс быстро заменил мокрый коллодионный, который требовал экспонирования и лабораторной обработки немедленно после приготовления, значительно усложняя фотографирование. Подавляющее большинство современных фотоматериалов, в том числе цветных, основаны на желатиносеребряной технологии.

История

Предыдущая технология фотографии, основанная на использовании влажного коллодия, была несовершенной, заставляя фотографов даже в экспедиции носить с собой походную фотолабораторию. На рубеже 70-х и 80-х годов XIX века английский врач Ричард Меддокс, занимавшийся микрофотографией, предпринял попытки заменить неудобный коллодий, вдыхание эфира которого оказывало вредное влияние. Выбор был остановлен на желатине, до этого уже предлагавшейся в качестве связующей среды Альфонсом Пуатвеном[3]. В сухом состоянии она обладает высокой прочностью, а при намокании разбухает, беспрепятственно пропуская к микрокристаллам фотореактивы. Окончательно технология сформировалась, благодаря изобретателю Чарльзу Беннету, в 1878 году получившему сухую броможелатиновую фотопластинку с достаточно высокой чувствительностью. Уже через год Джордж Истмен собрал первую машину для полива желатиносеребряной эмульсии на стеклянную подложку, основав «Компанию сухих пластинок Истмена»[4]. Впоследствии предприятие превратилось в мирового лидера по выпуску светочувствительных материалов Eastman Kodak.

Появление новой фотоэмульсии произвело настоящую революцию не только в фотографии, но и во многих других областях. Фотографы теперь могли вести съёмку в любых местах, взяв с собой запас фотоматериала, остающегося пригодным многие месяцы. Другой важной инновацией стало начало производства фотоматериалов промышленным способом, тогда как до этого фотографы изготавливали их самостоятельно[3]. Сухая фотоэмульсия дала старт созданию кинематографа, благодаря появлению рулонных фотоплёнок на гибкой подложке и производной от них киноплёнки. Особенности строения желатинового фотослоя позволили получить значения светочувствительности, недостижимые ни для одной из предыдущих технологий. Большую роль сыграло появление любительских фотоаппаратов с рулонной негативной фотобумагой, налаженное Истменом в 1885 году[4]. Эти бокс-камеры положили начало развитию портативных фотоаппаратов, рассчитанных на роликовую фотоплёнку. В 1879 году Джозеф Суон использовал желатиносеребряную фотоэмульсию для производства фотобумаг с химическим проявлением[5][6]. Вскоре это привело к почти полному отказу от быстро выцветающих фотобумаг с «дневным проявлением» — альбуминовой и целлуидиновой — пригодных только для контактной печати. Высокочувствительные желатиновые фотобумаги открыли эпоху малоформатной фотографии, требующей увеличения[7]. Современные галеристы называют технологию изготовления чёрно-белых фотографий на фотобумаге с желатиносеребряной эмульсией серебряная фотопечать[8].

См. также

Примечания

  1. Лекции по истории фотографии, 2014, с. 24.
  2. Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 13.
  3. 1 2 Очерки по истории фотографии, 1987, с. 34.
  4. 1 2 Химия и жизнь, 1988, с. 34.
  5. Очерки по истории фотографии, 1987, с. 38.
  6. Фотобумаги и фотографические процессы (рус.). Фотостудия «LeopArt». Проверено 26 марта 2016.
  7. Foto&video, 2006, с. 125.
  8. ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история, 2014, с. 555.

Литература

  • К. В. Вендровский Вы нажимаете на кнопку — мы делаем остальное (рус.) // «0130-5972.
  • Александр Галкин Светлый образ (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2006. — № 4. — С. 120—125.
  • Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии. — 2-е изд.. — М.: «ЛитРес», 2014. — ISBN 978-5-903788-63-7.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. II. Первые в мире снимки // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 8—13. — 367 с. — 100 000 экз.
  • К. В. Чибисов. Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1987. — С. 30—37. — 255 с. — 50 000 экз.
  • Словарь // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 554—556. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2.

Желатиносеребряный фотопроцесс.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47