04-06-2023
Желатиносеребряный фотопроцесс — современный фотографический процесс, основанный на использовании в качестве связующего элемента светочувствительных галогенидов серебра фотографической желатины. Фотоэмульсия такого состава наносится на подложку из стекла, бумаги или гибкой плёнки и сохраняет светочувствительность и пригодность для лабораторной обработки в течение многих лет. Процесс допускает использование любых галогенидов серебра, но часто упоминается под названием сухая броможелатиновая эмульсия. Технология разработана Ричардом Меддоксом в 1871 году и усовершенствована Чарльзом Беннетом в 1878 году[1][2]. Процесс быстро заменил мокрый коллодионный, который требовал экспонирования и лабораторной обработки немедленно после приготовления, значительно усложняя фотографирование. Подавляющее большинство современных фотоматериалов, в том числе цветных, основаны на желатиносеребряной технологии.
Предыдущая технология фотографии, основанная на использовании влажного коллодия, была несовершенной, заставляя фотографов даже в экспедиции носить с собой походную фотолабораторию. На рубеже 70-х и 80-х годов XIX века английский врач Ричард Меддокс, занимавшийся микрофотографией, предпринял попытки заменить неудобный коллодий, вдыхание эфира которого оказывало вредное влияние. Выбор был остановлен на желатине, до этого уже предлагавшейся в качестве связующей среды Альфонсом Пуатвеном[3]. В сухом состоянии она обладает высокой прочностью, а при намокании разбухает, беспрепятственно пропуская к микрокристаллам фотореактивы. Окончательно технология сформировалась, благодаря изобретателю Чарльзу Беннету, в 1878 году получившему сухую броможелатиновую фотопластинку с достаточно высокой чувствительностью. Уже через год Джордж Истмен собрал первую машину для полива желатиносеребряной эмульсии на стеклянную подложку, основав «Компанию сухих пластинок Истмена»[4]. Впоследствии предприятие превратилось в мирового лидера по выпуску светочувствительных материалов Eastman Kodak.
Появление новой фотоэмульсии произвело настоящую революцию не только в фотографии, но и во многих других областях. Фотографы теперь могли вести съёмку в любых местах, взяв с собой запас фотоматериала, остающегося пригодным многие месяцы. Другой важной инновацией стало начало производства фотоматериалов промышленным способом, тогда как до этого фотографы изготавливали их самостоятельно[3]. Сухая фотоэмульсия дала старт созданию кинематографа, благодаря появлению рулонных фотоплёнок на гибкой подложке и производной от них киноплёнки. Особенности строения желатинового фотослоя позволили получить значения светочувствительности, недостижимые ни для одной из предыдущих технологий. Большую роль сыграло появление любительских фотоаппаратов с рулонной негативной фотобумагой, налаженное Истменом в 1885 году[4]. Эти бокс-камеры положили начало развитию портативных фотоаппаратов, рассчитанных на роликовую фотоплёнку. В 1879 году Джозеф Суон использовал желатиносеребряную фотоэмульсию для производства фотобумаг с химическим проявлением[5][6]. Вскоре это привело к почти полному отказу от быстро выцветающих фотобумаг с «дневным проявлением» — альбуминовой и целлуидиновой — пригодных только для контактной печати. Высокочувствительные желатиновые фотобумаги открыли эпоху малоформатной фотографии, требующей увеличения[7]. Современные галеристы называют технологию изготовления чёрно-белых фотографий на фотобумаге с желатиносеребряной эмульсией серебряная фотопечать[8].
|
Желатиносеребряный фотопроцесс.