19-08-2023
Железная дорога Полуночное − Обская-2 — проектируемая железная дорога, является частью проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный».
Проект приостановлен до 2015-го года по причине того, что прогнозные объёмы полезных ископаемых на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала не были подтверждены.[1]
За всё время существования проекта были только проведены проектно-изыскательские работы и сделан проект железной дороги[2] — всё это выполнила компания ОАО «Ленгипротранс». Основные работы, связанные с построением экономической модели освоения Урала и привлечением инвесторов в рамках проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», провалились.
С 2008-го года все проекты по модернизации и строительству ж/д включены в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». До экономического кризиса, начавшегося в августе-ноябре 2008-го года, планировалось построить дорогу к 2015-му году. В 2011-м году принято решение рассмотреть данный план повторно после окончания строительства ж/д Обская-Надым (участок СШХ), что фактически означает перенос планов на неопределенный срок[3][4]. Белецкий:
Действительно, сначала планировалось одновременное строительство двух железнодорожных линий — широтной и меридиональной. Однако в условиях оптимизации расходов федерального бюджета в связи с мировым финансовым кризисом корпорация разработала новую концепцию. На первом этапе будет сформирован железнодорожный Северный широтный ход (Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево). В рамках второго этапа планируется возведение железной дороги «Полуночное — Обская», а также строительство автодороги «Тюмень — Агириш — Салехард».
Назначение ж/д — освоение и разработка месторождений Урала, а также транспортировка грузов на нефтегазоносные месторождения ЯНАО.
Дорога проходит вдоль Северного Урала и Приполярного Урала, где уже есть разведанные промышленные залежи полезных ископаемых.
«Российская газета» — Экономика УРФО № 4870, 19.03.2009[5]:
На поиск ископаемых в обширной зоне Уральских гор ушли десятки лет. Во многом результаты впечатляют. Тем не менее детально геологическая картина не прописана. Авторы концепции комплексного промышленного освоения восточной части Югры констатировали: «До промышленных категорий доведены лишь отдельные запасы по некоторым видам ископаемых: бурые угли, кварц, золото, цеолиты». В аналитической записке Института экономики Уральского отделения РАН о потенциале горной части Ханты-Мансийского автономного округа в промышленных запасах не значилось ни одной тонны руды — железной, марганцевой, медной, цинковой, хромовой. Хотя, по прогнозным оценкам ученых, в залежах — миллиарды тонн.
Николай Винниченко, полномочный представитель президента в УрФО, 19.03.2009[5]:
- Мы внимательно анализируем все критические замечания. Да, проблема недоразведки месторождений есть. Но у нас достаточно времени, чтобы решить её без ущерба для общей стратегии реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Мы активно работаем с Роснедрами и Министерством природных ресурсов: принято решение об интенсификации работ по доразведке месторождений Приполярного Урала. Но говорить о том, что проект может превратиться в некое подобие БАМа — масштабной стройки, эффект от которой был минимальным, — я бы не стал. Такого результата мы не допустим. Моя убежденность основана на подтвержденных фактах наличия полезных ископаемых минимум 26 групп. Мы планируем, не останавливая разведку, даже усиливая её, приступить к строительству железной дороги и созданию инфраструктуры одновременно. Потому что без путей, в том числе подъездных, геологи на дальние месторождения не пойдут.
Крупные проекты строительства железных дорог в России | ||
---|---|---|
Разработка проекта ожидает очереди | Северо-Сибирская железнодорожная магистраль | |
Проект разрабатывается | Баренцкомур (Баренцево море — Коми — Урал) · Ленско-Камчатская магистраль · Тоннель через Берингов пролив · Тоннель или мост на Сахалин · Тоннель Сахалин — Хоккайдо | |
Проект в стадии рассмотрения в заинтересованных ведомствах |
Белкомур (Белое море — Коми — Урал) | |
Проект реализуется | Амуро-Якутская железнодорожная магистраль · Северный широтный ход · Курагино — Кызыл | |
Реализованные проекты | Обская — Бованенково — Карская · Улак — Эльга | |
Приостановленные и отменённые проекты |
Великий Северный железнодорожный путь · Полуночное — Обская-2 | |
Проекты высокоскоростного сообщения | ||
Проект разрабатывается | ВСМ-2 (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург) | |
Проект реализуется | ВСЖМ-1 (Москва - Санкт-Петербург) |
Это заготовка статьи о железных дорогах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Железнодорожная линия Полуночное — Обская-2.