22-08-2023
Западноруси́зм — историко-идеологическое направление научной, общественно-политической, этноконфессиональной и культурной жизни, возникшее в Северо-Западном крае Российской империи, основывающееся на постулате, что белорусы являются одной из этнографических групп общерусского народа (наряду с великороссами и малороссами)[1].
Содержание |
Белорусский историк Александр Цвикевич отмечал, что на формирование идей западнорусизма сильное влияние оказал Замойский церковный собор 1720 года[2].
По мнению Якова Трещенка, первые идеи, названные впоследствии западнорусизмом, возникли во времена Речи Посполитой и их катализатором был так называемый «диссидентский вопрос» (вопрос о равных правах православных с католиками). Этот же автор утверждает, что основополагающий комплекс представлений западнорусизма сложился под идейным руководством епископа Белорусского св. Георгия Конисского еще во второй половине XVIII в.[3]
Влияние на развитие западнорусизма оказала идея славянофильства, разработанная А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, И. С. Аксаковым и др.[4]
Идеи западнорусизма развивались в окружении виленского епископа Иосифа (Семашко), особенно в связи с проведением Полоцкого собора 1839 года, ликвидировавшего униатство на территории Российской империи. Окончательно теория западнорусизма была научно разработана в трудах русского историка, выходца из Гродненской губернии Михаила Кояловича, который для обозначения современной территории Беларуси ввёл в научный оборот термин «Западная Россия». Другими видными представителями западнорусизма были Григорий Киприанович, Платон Жукович, Константин Харлампович, Афанасий Ярушевич, А. Демьянович.
Сообщества западнорусистов образовывались вокруг некоторых изданий, таких как журналы «Вестник Западной России» под редакцией Ксенофонта Говорского, «Крестьянин», «Окраины России», газеты «День», «Московские новости», «Новое время», «Северо-западная жизнь», «Минское слово», «Минское русское слово», «Белорусский вестник» и других.[5].
Сами термины «белорусский народ» и «Белая Русь» не были широко распространены среди населения. Как писал близкий к кругам западнорусистов филолог и этнограф Евфимий Карский в 1903 году:
Въ настоящее время простой народъ въ Бѣлоруссіи не знаетъ этого названія. На вопросъ: кто ты? простолюдинъ отвѣчаетъ — русскій, а если онъ католикъ, то называетъ себя либо католикомъ, либо полякомъ; иногда свою родину назоветъ Литвой, а то и просто скажетъ, что онъ «тутэйшій» (tutejszy) — здѣшній, конечно противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, какъ пришлому въ западномъ краѣ.— Е. Ѳ. Карскій. Бѣлоруссы. Т. I, гл. IV., с. 116.
В целом западнорусизм оказал значительное влияние на взгляды белорусской интеллигенции, особенно в восточной части края.
Политика интеграции России и Беларуси в 90-я гг. XX ст. — начале XXI в. привела к необходимости её идейного обоснования. В этой связи в Республике Беларусь активно стали действовать сторонники западнорусских взглядов, в том числе историки Я. Трещенок, В. Теплова, А. Бендин. По мнению Бендина, в Северо-западном крае конфессиональный фактор играл ведущую роль в производстве этнических различий и до 1917 года и позже белорусское население на массовом уровне не испытывало потребности в политическом оформлении своего существования в качестве особой, отличной от великороссов и малороссов этнической группы[7], а белорусское население осознавало себя в качестве «русской народности», имеющей в Северо-Западном крае, свои региональные особенности, говорящей на белорусском наречии и являющейся составной и неотъемлемой частью русской нации[7]. По его теории, подтверждением этому является тот факт, что русские националисты и октябристы на выборах в III и IV Государственные думы получили в белорусских губерниях абсолютное большинство мест[8].
Провозглашение Белорусской народной республики по мнению Резника А. Н.[кто?] не получило поддержки большинства населения[9]. По версии Лосева[кто?] и Бендина, по этой причине большевистские власти вынуждены были после объявления БССР в 1920—1930-х годах проводить политику белорусизации[10][11]. Документы[какие?] сохранили свидетельства недовольства белоруссизацией частью населения Белоруссии[12][13].
По мнению политолога и славяноведа Олега Неменского, западнорусизм — наиболее естественное и наиболее историчное направление мысли в Белоруссии. По его словам, современное интеллектуальное движение западнорусизма занято возрождением огромного дореволюционного наследия западнорусской мысли и сможет вновь стать важнейшим фактором белорусской культурной жизни, а со временем — и составляющей государственной идеологии[14]. По словам эксперта, о победе западнорусизма можно в некотором смысле говорить уже сегодня, поскольку белорусы прочно вернулись к православию и в подавляющем большинстве хотят жить в едином политическом и информационном пространстве с Россией и Украиной.
Западнорусизм.