12-10-2023
Триеди́ный ру́сский наро́д (также общерусский народ, единый русский народ, единая русская народность, великий русский народ и др.) — концепция, предполагающая представление русского народа как единой общности великороссов, малороссов и белорусов. Являлась официальной государствообразующей концепцией Российской империи[1].
Содержание |
Появление новой государственной идеологии в Российском государстве связывается с присоединением территорий Левобережной Украины к Московскому государству во второй половине XVII века[2]. Украинский доктор философских наук С. Синяков пишет, что идея объединения Украины и России «не была навязана московским государством, а изначально являлась украинской», и исходила она от части казацкой старшины, причем её актуализация в этой среде обозначилась уже в конце XVI века и закреплялась весь XVII век[2].
В составленном во второй половине XVII века Киевском синопсисе, авторство которого приписывают архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю, были изложены тезисы о древнем единстве «русских народов», считающиеся современной украинской наукой основой концепции Древнерусской народности[3]. Одновременно с этим «Синопсис» считается своего рода духовной конституцией обновлённого государства[2].
Первым автором тезиса о триедином русском народе принято считать ректора Киево-Могилянской академии, епископа Псковского и архиепископа Новгородского, профессора Феофана Прокоповича[2]. Прокопович говорил о таком народе и об его самодержце Великой, Малой и Белой Руси[2].
Российский историк Андрей Марчуков пишет, что триединый русский народ составлял этнический центр Российской империи и находился на высшей ступени её энтической иерархии[4]. При этом Марчуков полагает, что эту иерархию уместнее представлять не в виде лестницы, а в виде сферических кругов, расходящихся от триединого русского народа как культурно-этнического ядра[4].
Как правило, в среде дореволюционных историков для обозначения трех составных частей общерусского народа применялся термин «ветка», «ветвь», иногда — «племя»[5].
Историк Василий Ключевский предполагал, что в удельный период произошел «разрыв народности». Он писал, что русский народ, зародившийся в эпоху Киевской Руси, после её распара «разорвался пополам», а позднее возникла и третья «ветка» — белорусская[6]. Таким образом, по мнению историка, зародившийся в древнерусскую эпоху «русский» народ к современному для Ключевского периоду породил три «ветки» «общерусского» народа[5].
Историк Николай Костомаров также разделял парадигму «единой русской народности», и признавал существование в «удельно-вечевую эпоху» единого русского народа как большого этнического целого, причем внутри него он выделял не три, а шесть народностей: южнорусскую, белорускую, сиверскую, псковскую, новгородскую и великорусскую. При этом Костомаров допускал наличие внутреннего этнографического своеобразия отдельных частей такого народа[7].
По наблюдениям исследователей, в советской исторической науке начиная со второй половины 1930-х гг. происходило определенное возрождение концепции дореволюционной российской истории, с уравниванием понятий «русского» и «восточнославянского» народа, признанием права на его существование со времен Киевской Руси и более древних времён. Параллельно с этим формировалось понятие «древнерусской народности». Его важным отличием от предыдущей концепции было то, что под древнерусским (или русским) народом (или народностью) понималась самостоятельная этническая общность – общий предок будущих восточнославянских народов, а не начальный (или один из промежуточных) этап развития «триединого русского народа»)»[8].
Явные следы дореволюционной концепции триединства русского народа прослеживаются современными исследователями во взглядах русского и советского историка академика АН СССР Николая Державина. В 1944 году он издал монографию «Происхождение русского народа — великорусского, украинского, белорусского». В целом вопрос этногенеза восточных славян в среде ведущих советских историков довоенного периода, рассматривался как вопрос этногенеза «великого русского народа»[9].
В послевоенный период в СССР сформировалась идеологически более соответствующая задачам советского государства концепция единого советского народа, как сообщества граждан советского государства. В 1961 году, выступая на XXII съезде КПСС, Никита Хрущёв провозгласил: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты — советский народ». Постановлением XXIV съезда КПСС от 1971 года советский народ был провозглашён результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, заселяющих территорию СССР. Их общим языком — языком советского народа — был признан русский язык, что являлось выражением «той роли, которую играет русский народ в братской семье народов СССР».
С распадом СССР и образованием из его основного ядра независимых государств Российской Федерации, Украины и Белорусссии концепции единого русского либо советского народа утратили идеологическую основу и государствообразующую значимость, а в суверенных государствах получили развитие теории, отрицающие триединство русского народа.
В современное время концепция о триедином русском народе в различных формах присутствует в политической и публицистической среде России[10], Украины[11] и Белоруссии[12]. В среде Русской православной церкви а также сообществе Русского мира часто применяется термин «воссоединение» триединого русского народа, которое рассматривается основной задачей на XXI век[13]. При этом концепция триединства признается категорией прошедшего века, и требующей поиска новых идентичностей для нового объединительного импульса[14].
Триединый русский народ.